г. Челябинск |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А07-7411/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 июня 2014 года по делу N А07-7411/2014 (судья Валеев К.В.), принятое в порядке упрощенного производства.
Индивидуальный предприниматель Шайдуллин Ильдар Ригнатович (далее - заявитель, ИП Шайдуллин, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 009-14/009 от 31.03.2014 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 11 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Административный орган не согласился с вынесенным решением и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, поскольку считает, что материалами проверки доказан состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.14 КоАП РФ, в том числе правильно установлен субъект административного правонарушения - индивидуальный предприниматель.
Административный орган ссылается на п. 22 постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" (далее - Постановление N 2), в котором указано, что при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Заинтересованное лицо также обращает внимание на дело N А07-21938/2013, в котором суды установили в действиях индивидуального предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.14 КоАП РФ.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу инспекции не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. До начала судебного заседания инспекция направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом полученного ходатайства, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Шайдуллин Ильдар Ригнатович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в 2005 году, ИНН 022500324401, ОГРН 305026018200020 (т. 1, л.д. 32-35, 57-69, 61, 66, 85, 101-102).
22 сентября 2010 года инспекцией ИП Шайдуллину выдано свидетельство N 0090003187 о постановке на специальный учет (взамен свидетельства от 01.09.2005 N 0090001404), срок действия до 22.09.2015, как индивидуальному предпринимателю, осуществляющему операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (т. 1, л.д. 11, 60).
Адреса осуществления таких операций указаны в карте постановки на специальный учет, которая к материалам дела не приобщена.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.08.2012 серии АГ N 723118 нежилое помещение N 14 на 1 этаже в доме 30/1 по ул. Коммунистической, общей площадью 51,5 кв.м., принадлежит на праве собственности Шайдуллиной Риде Фанисовне (т. 1, л.д. 56, 84).
В соответствии с договором аренды N 622 ИВ от 11.01.2011 и акта приема-передачи помещений от 11.01.2011 закрытое акционерное общество "ИнтерВал" передало в аренду, а ИП Шайдуллин принял во временное владение и пользование помещения N 6, 7 общей площадью 14,3 кв.м., расположенные на 1 этаже трехэтажного универмага в доме 25 по ул. Коммунистической (т. 1 л.д. 62-65).
Из представленных в дело документов (т. 1, л.д. 26, 28-29, 50-55) усматривается, что 17.12.2013 сотрудниками отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Илишевскому району Республики Башкортостан в связи с поступившим сообщением о преступлении (рапорт, КУСП N 3731 от 17.12.2013) о незаконном обращении ювелирных изделий в двух салонах по адресам: 452260, Республика Башкортостан, Илишевский район, село Верхнеяркеево, улица Коммунистическая, дом 30/1 и дом 25, в порядке ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) осуществлен выезд совместно с ведущим контролером Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" Решетниковым Владиславом Геннадьевичем, в результате которого 17.12.2013 следователем Валиевым Д.З. составлен протокол осмотра места происшествия - помещения ювелирного салона "Алтын" в доме 25 по ул. Коммунистической, с применением фотосъемки, с изъятием изделий из драгоценных металлов (т. 1 л.д. 18-21), и в результате которого то же время 17.12.2013 следователем Галимовым М.Р. составлен протокол осмотра места происшествия - помещения N 14 ювелирного салона "Алтын" в доме 30/1 по ул. Коммунистической, с применением фотосъемки, с изъятием изделий из драгоценных металлов (т. 1 л.д. 22-25).
Сопроводительным письмом от 26.12.2013 N 13966, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Илишевскому району Республики Башкортостан направил прокурору Илишевского района Республики Башкортостан материал проверки, зарегистрированный в КУСП N 3731 от 17.12.2013, для составления административного протокола - получен в прокуратуре 27.12.2013 (т. 1, л.д. 27).
Предприниматель 31.01.2014 обратился к прокурору района с заявлением о проверке законности действий, в том числе по изъятию ювелирных изделий, сотрудников полиции 17.12.2013 по указанным адресам в ювелирных салонах "Алтын" (т. 1, л.д. 26), на которое ИП Шайдуллину прокуратурой дан соответствующий письменный ответ от 13.02.2014 (т. 1, л.д. 28-29).
22 февраля 2014 года постановлением заместителя прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в отношении должностного лица - ИП Шайдуллина, в присутствии заявителя, возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.14 КоАП РФ, с направлением настоящего постановления в инспекцию (т. 1, л.д. 15-17, 44-46).
В тот же день заместителем прокурора Илишевского района Республики Башкортостан составлена справка от 22.02.2014 по результатам проверки соблюдения федерального законодательства и отобраны письменные объяснения у ИП Шайдуллина (т. 1, л.д. 47-48, 49).
С учетом объяснений предпринимателя, в названных постановлении и справке указано, что прокуратурой района в связи с поступившим материалом из отдела полиции 22.02.2014 проведена проверка соблюдения предпринимателем законодательства о правилах извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих только в ювелирном салоне "Алтын", расположенном по адресу: Республика Башкортостан, Илишевский район, с. Вернеяркеево, ул. Коммунистическая, 30/1, помещение 14, принадлежащего ИП Шайдуллину. Прокурором установлено, что предприниматель осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, согласно свидетельству о постановке на специальный учет N 0090003187, со сроком действия до 22.09.2015 (т. 1, л.д. 11, 60); при государственной регистрации им заявлены следующие виды экономической деятельности: розничная торговля ювелирными изделиями (код ОКВЭД: 52.48.22), специализированная розничная торговля часами, ювелирными изделиями (код ОКВЭД: 52.48.2), обработка отходов и лома драгоценных металлов (код ОКВЭД: 37.10.22). Фактически ИП Шайдуллин осуществляет только розничную торговлю ювелирными изделиями (код ОКВЭД: 52.48.22). В результате проверки прокурор пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя трех нарушений Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция): не разработана и не утверждена собственная инструкция, учитывающая специфику выполняемых им операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, чем нарушен п. 1.7 Инструкции; не опломбируются (не опечатываются) металлический сейф и хранилище, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов, по окончании работы, чем нарушен п. 4.2 Инструкции; не составлен и не представлен отчет по форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" в предусмотренные этой формой сроки и адреса Гохран России и Росстат, чем нарушен п. 6.24 Инструкции.
В марте 2014 года прокурор постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.02.2014 с материалами проверки в соответствии со ст. 23.54 КоАП РФ направил для рассмотрения по существу в инспекцию (т. 1, л.д. 43).
31 марта 2014 года начальником инспекции в присутствии предпринимателя вынесено постановление N 009-14/009 о привлечении ИП Шайдуллина к административной ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. (т. 1, л.д. 8-10, 103-107, 110). Согласно тексту поименованного постановления, в действиях (бездействии) ИП Шайдуллина инспекция усмотрела те же три нарушения, перечисленных прокурором в постановлении от 22.02.2014.
Не согласившись с данным постановлением инспекции, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 19.14 КоАП РФ, поскольку индивидуальные предприниматели не отнесены законодателем к субъектам административной ответственности по данной статье; размер наложенной на заявителя административной санкции не соответствует требованиям ст. 19.14 КоАП РФ установленной в отношении граждан - предприниматель привлечен к ответственности не как гражданин, поскольку это противоречит буквальному содержанию процессуальных документов по делу, в том числе оспоренного постановления.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании ст. 19.14 КоАП РФ нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения является формальным, объектом которого является порядок извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Его предметом могут быть драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, их содержащие.
С объективной стороны правонарушение выражается в совершении одного или нескольких, указанных в ст. 19.14 Кодекса, противоправных деяний.
Обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения является место его совершения. Ответственность за нарушение указанных правил обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями наступает только в том случае, если оно совершено в организациях, уполномоченных совершать операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.
Субъектом ответственности за совершение этого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, а также сами эти организации как юридические лица.
В рассматриваемой ситуации правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камней" (далее - Закон N 41-ФЗ), Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N731 (далее - Правила), и Инструкцией.
Согласно ст. 1 Закона N 41-ФЗ к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование указанных отношений осуществляется посредством: лицензирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; нормативно-правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 1 ст. 13 Закона N 41-ФЗ Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
Федеральный пробирный надзор включает в себя, в том числе, специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации; периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ч. 2 ст. 13 Закона N 41-ФЗ).
В силу ст. 20 Закона N 41-ФЗ драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использования и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство драгоценных металлов организациями сведений об объемах произведенных им драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила разработаны в соответствии с Законом N 41-ФЗ и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих.
Согласно п. 2 Правил, они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее именуются - организации).
Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении (п. 7 Правил).
На основании п. 16 Правил, инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке (п. 17 Правил).
В силу п. 18 Правил хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил организации (в том числе Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения, за исключением сведений об аффинированных драгоценных металлах и монетах с содержанием драгоценных металлов, учитываемых на балансе Центрального банка Российской Федерации, по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные на этих формах.
Министерство финансов Российской Федерации обобщает полученные от организаций сведения и представляет сводные итоги по ним в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
В соответствии с п. 20 Правил Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами разрабатывает и утверждает: по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении; по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации требования по технической укрепленности помещений, предназначенных для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.
На основании инструкций Министерства финансов Российской Федерации организации разрабатывают и утверждают соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении регламентируется Инструкцией.
На основании п. 1.3 Инструкции установленный ею порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации).
Так, в соответствии с положениями настоящей Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (п. 1.7 Инструкции).
Организации обязаны, в том числе, иметь лицензии на виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора; беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию; вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию (п. 1.8 Инструкции).
Также в силу п. 1.8 Инструкции организации обязаны представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке и сроки, установленные Госкомстатом России; осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании п. 4.2 Инструкции, хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта.
Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.
Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.
Кроме того, согласно п. 6.24 Инструкции, организации представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные этими формами.
Министерство финансов Российской Федерации обобщает полученные от организаций сведения и представляет сводные итоги по ним в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Госкомстатом России разработаны следующие формы федерального государственного статистического наблюдения: N 1-дм - "Сведения об остатках, поступлении и расходе природных, синтетических алмазов и сверхтвердых материалов в инструменте, порошках и пастах"; N 2-дм - "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них"; Приложение к форме N 2-дм - "Сведения об остатках, поступлении и сдаче в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов"; N 2-дм (давальческое сырье) - "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и их солей, полученных для выполнения давальческих заказов и централизованных поставок"; N 3-дм - "Сведения об остатках, поступлении и расходе природных алмазов на изготовление алмазных инструментов и бриллиантов"; N 4-дм - "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий"; N 5-дм - "Сведения о поступлении драгоценных металлов в Госфонд России в виде лома и отходов".
Федеральная служба государственной статистики п. 1 своего постановления от 14.11.2007 N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них" утвердила представленные Министерством финансов Российской Федерации прилагаемые формы федерального государственного статистического наблюдения с порядками по их заполнению и представлению для сбора и обработки данных в системе Минфина России (Гохраном России) и ввела их в действие:
годовые с отчета за 2007 год: N 1-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе алмазов в инструменте, порошках и пастах"; N 2-ДМ (давальческое сырье) "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, полученных для выполнения давальческих заказов"; N4-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий";
полугодовые, годовые с отчета за январь - декабрь 2007 года: N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них"; Приложение к форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа";
квартальную, годовую с отчета за январь - декабрь 2007 года: N 5-ДМ "Сведения о поступлении лома и отходов и производстве из них аффинированных драгоценных металлов".
Пунктом 2 этого Постановления Росстат установил представление государственной статистической отчетности по указанным в п. 1 настоящего Постановления формам федерального государственного статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные в формах: N 1-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными камнями; N 2-ДМ (давальческое сырье) - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими изготовление изделий, полуфабрикатов, солей и кислот из давальческих драгоценных металлов; N 4-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), имеющими в своем распоряжении основные средства, покупные комплектующие изделия, кино-, фото-, рентгеноматериалы, кабельную продукцию, серебряно-цинковые элементы питания (аккумуляторы), запасные части и другие материальные ценности, в составе которых содержатся драгоценные металлы; N 2-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными металлами; Приложение к форме N 2-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными металлами и их сдачу в виде лома и отходов; N 5-ДМ - юридическими лицами, осуществляющими аффинаж.
Из дела видно, что прокурором и инспекцией в ходе проверки установлены совершенные предпринимателем следующие нарушения: не разработана и не утверждена собственная инструкция, учитывающая специфику выполняемых им операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, чем нарушен п. 1.7 Инструкции; не опломбируются (не опечатываются) металлический сейф и хранилище, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов, по окончании работы, чем нарушен п. 4.2 Инструкции; не составлен и не представлен отчет по форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" в предусмотренные этой формой сроки и адреса Гохран России и Росстат, чем нарушен п. 6.24 Инструкции.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что материалами проверки подтверждены два из трех, вмененных предпринимателю, нарушений действующего законодательства о драгоценных металлах и камнях, а именно, нарушения п. 1.7 и 4.2 Инструкции, что ИП Шайдуллиным не отрицается в ответе от 08.04.2014 на представление прокурора от 04.03.2014 (т. 1, л.д. 12-14, 116).
Однако, нарушение заявителем п. 6.24 Инструкции суд апелляционной инстанции полагает недоказанным, поскольку ни прокурором, ни инспекцией не установлены и в соответствующих постановлениях не отражены сроки составления и представления отчета по форме N 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них" в адреса Гохран России и Росстат, с учетом ответа от 15.04.2014 Гохран России, а также не указано, какие именно это отчеты - квартальные, полугодовые, годовые (т. 1, л.д. 115).
Так, если для составления и представления вышеуказанного отчета по форме N 2-ДМ соответствующей формой установлены конкретные даты (периоды), то их следует определять для каждого конкретного случая с целью расчета срока давности привлечения к соответствующей административной ответственности - такие правонарушения не могут быть длящимися.
Апелляционный суд не согласен с судом первой инстанции в части вывода о том, что заявитель как индивидуальный предприниматель не является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 19.14 Кодекса.
Из текста Закона N 41-ФЗ, Правил (п. 2) и Инструкции (п. 1.3) видно, что субъектами рассматриваемых правоотношений являются все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. При чем эти субъекты в указанных нормативных правовых актах в дальнейшем именуются организациями. То есть, в смысле применения поименованного законодательства индивидуальный предпринимателя является организацией, а за его нарушения несет административную ответственность по ст. 19.14 КоАП РФ именно как должностное лицо организации.
Следовательно, с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ, административная ответственность вставших на специальный учет индивидуальных предпринимателей по ст. 19.14 Кодекса субъектно предусмотрено именно как административная ответственность должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
При этом в качестве граждан по ст. 19.14 КоАП РФ административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей могут нести физические лица, не состоящие на специальном учете, но фактически осуществляющие деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Из текстов постановлений от 22.02.2014 и 31.03.2014 следует, что ИП Шайдуллину инкриминировано именно совершение перечисленных нарушений и он, с учетом ст. 2.4 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности по ст. 19.14 Кодекса именно как должностное лицо соответствующей организации, с назначением установленного административного наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией этой статьи для таких субъектов, что является законным и обоснованным.
Таким образом, вывод суда о том, что индивидуальные предприниматели не отнесены законодателем к субъектам административной ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ, сделан при неправильном применении норм материального права.
Этот вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 22 Постановления N 2 - положения Особенной части Кодекса в качестве возможных субъектов административной ответственности указывают граждан, должностных лиц и юридических лиц. При решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 Кодекса, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.
В рассматриваемом случае нарушения, допущенные ИП Шайдуллиным, непосредственно связаны в его предпринимательской деятельностью.
Между тем, это не привело к принятию неправильного судебного акта, поскольку административным органом допущено существенное, грубое нарушение порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности по ст. 19.14 Кодекса - оспоренное постановление инспекции от 31.03.2014 N 009-14/009 вынесено за пределами срока давности привлечения к такой ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье: должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 19.11 - 19.17 Кодекса, то есть и ст. 19.14 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. 19.14 настоящего Кодекса (ст. 23.54 КоАП РФ).
Из протоколом осмотра места происшествия от 17.12.2013 следует, что они составлены сотрудниками органов внутренних дел, с участием ведущего контролера Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" Решетникова Владислава Геннадьевича.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указанные в ч. 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 28.1 Кодекса).
В силу ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении по ст. 19.14 КоАП РФ фактически возбуждено составлением сотрудниками органов внутренних дел протоколов осмотра места происшествия, тем более в порядке УПК РФ. Кроме того, осмотры сопровождались изъятием изделий из драгоценных металлов, что также указывает в силу п. 4 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ на возбуждение дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении по ст. 19.14 Кодекса, начиная с 17.12.2013, вправе были составить или сотрудники органов внутренних дел, или должностное лицо инспекции, принимавшее участие в осмотрах.
То есть, факт совершения административного правонарушения по ст. 19.14 КоАП РФ выявлен непосредственно в момент его обнаружения при осмотре ювелирных салонов "Алтын" должностными лицами, в соответствии с положениями КоАП РФ наделенными полномочиями по составлению протоколов о таком административном правонарушении.
Поэтому в такой ситуации передавать проверочный материал прокурору для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении необходимости не было в ситуации, когда срок давности привлечения к административной ответственности, начавший свое исчисление с 17.12.2013, неумолимо истекает.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев. Следовательно, в данном случае такой срок истек 17.02.2014, что означает незаконность как постановления прокурора от 22.02.2014, так и оспоренного постановления инспекции от 31.03.2014.
К такому выводу апелляционный суд приходит в связи со следующим.
Статья 19.14 Кодекса находится в главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления", которые ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ к перечню годичного срока давности не отнесены.
Вместе с тем, некоторые нарушения, ответственность за которые может наступать по ст. 19.14 Кодекса, напрямую влекут нарушения прав потребителей (например, не указание обязательной информации на ярлыках, ценниках ювелирных изделий, отсутствие таких ярлыков, ценников) - в этом случае срок давности привлечения к административной ответственности в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год. Органами, уполномоченными рассматривать такие административные дела, являются в соответствии со ст. 23.49 Кодекса органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка - ст. 19.14 (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих) настоящего Кодекса.
Однако, в рассматриваемой ситуации нарушения, выявленные административным органом, напрямую не связаны с нарушением прав потребителей, а посягают на установленный порядок управления в целях защиты интересов государства.
Ссылка подателя жалобы на дело N А07-21938/2013 апелляционным судом не принимается, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с 18.02.2014 привлечение ИП Шайдуллина к административной ответственности незаконно в связи с истечением срока давности привлечения к такой административной ответственности, апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 июня 2014 года по делу N А07-7411/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Поволжской государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7411/2014
Истец: ШАЙДУЛЛИН ИЛЬДАР РИГНАТОВИЧ
Ответчик: ПГИПН ФКУ "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ"