г. Челябинск |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А34-6585/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Баканова В.В., Малышевой И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 мая 2014 года по делу N А34-6585/2012 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - Ефремов Р.Р. (паспорт, доверенность N 13 от 01.01.2014);
Государственной жилищной инспекции Курганской области - Ткаченко А.А. (служебное удостоверение, доверенность N 6 от 02.07.2014).
Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ОАО "КГК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 182 от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненных требований - т. 1, л.д. 50-58).
Определением суда от 14 апреля 2014 года (т. 2, л.д. 48-49) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Огонек" (далее - третье лицо, ООО "УК "Огонек", управляющая компания, управляющая организация).
Решением суда от 14 мая 2014 года (резолютивная часть объявлена 06 мая 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с таким решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе и дополнении к ней просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению инспекции, судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права.
Общество считает, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг населению. Факт выявления ненормативной температуры горячей воды на вводе в жилой дом образует состав иных правонарушений. Его действия не могут образовывать объективную сторону состава правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку предоставление ОАО "КГК" коммунальных услуг жильцами дома (населению) в данном случае отсутствует, в виду поставки коммунального ресурса контрагенту по договору энергоснабжения - третьему лицу. Не представляется возможным утверждать о неурегулированности правоотношений в сфере поставки коммунальных ресурсов между ОАО "КГК" и ООО "УК "Огонек" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город"). Исполнителем коммунальных услуг для потребителей - жильцов жилого дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане является управляющая организация, а ОАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителю коммунальных услуг - третьему лицу, которое и должно нести ответственность по ст. 7.23 КоАП РФ.
До судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу общества, по мотивам которого ее доводы отклонены. Инспекция считает, что заявитель является лицом, нарушившим требования государственных стандартов, соответственно, ответственным за поставку потребителям горячей воды, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, в том числе по качеству предоставляемого коммунального ресурса. Отношения между потребителями коммунальных услуг, проживающими в спорном доме, и исполнителем в лице ОАО "КГК" сложились еще до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг путем совершения потребителями конклюдентных действий. Договор энергоснабжения N 5061 от 01.06.2012 (далее - договор N 5061), заключенный между ООО "УК "Огонек" и ОАО "КГК", не является договором ресурснабжения, поскольку не содержит условий поставки коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг потребителям, и заключен до вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому ресурсоснабжающая организация в лице ОАО "КГК" может являться исполнителем коммунальных услуг и может быть привлечена к ответственности за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, следовательно, может являться субъектом нарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
От третьего лица до судебного заседания также поступил отзыв на апелляционную жалобу общества, по мотивам которого ее доводы отклонены. Управляющая компания считает, что лицом, ответственным за подачу горячего водоснабжения на вводе трубопровода в дом является ОАО "КГК", договор с которым является незаключенным и не влечет каких-либо правовых последствий, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К отзыву на апелляционную жалобу третье лицо приложило копию выписки из Единого государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 26.05.2014, из которой следует, что ООО "УК "Огонек" переименован в общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" (далее - ООО "УК "Новый город").
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы и дополнений к ней. Пояснил, что исполнителем коммунальных услуг для жителей многоквартирного дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане, и, соответственно, субъектом административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ, является ООО "УК "Новый город" (в спорный период времени - ООО "УК "Огонек"). Фактическое же признание или приравнивание ОАО "КГК" к статусу исполнителя коммунальной услуги и, как следствие, его отнесение к субъектам состава административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 7.23 КоАП РФ, противоречит норме ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), допускающей управление многоквартирным жилым домом только одной управляющей компанией.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.11.2012 в инспекцию поступила коллективная жалоба от жильцов дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане на низкую температуру горячей воды, в связи с чем, ГЖИ проведена внеплановая, выездная проверки юридического лица (т. 1, л.д. 90-91).
26 ноября 2012 года инспекцией вынесено определение N 1235 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 79), копия которого вручена представителю общества в это же день, о чем свидетельствует его подпись.
О проведении проверки организация извещена путем направления в его адрес 26.11.2012 факсограммы N 1603, где указано на необходимость явки законного представителя общества 27.11.2012 в 13-40 по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, д. 71, по вопросу горячего водоснабжения (т. 1, л.д. 80). Согласно отчету об отправке факс получен обществом 26.11.2012.
В ходе проверки (27.11.2012) выполнены замеры температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в подвале дома и в точках водоразбора - у потребителей в квартирах жилого дома. Выявлено, что на вводе в жилой дом N 71, расположенный по адресу г. Курган, ул. Пушкина, температура горячей воды составила 39 град. С.; в квартирах N 1, 16, 73, 78, 71, 72 температура горячей воды при открытии крана составляет 19 град. С, после слива в течение 3 минут - 35 град. С.
Поэтому инспекция пришла к выводам о том, что температура горячей воды в точках водоразбора, как и температура воды на вводе в дом, не соответствует нормативной (не менее 50 град.С и не более 75 град.С), установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта России от 22.07.2003 N 248-ст (далее - ГОСТ Р 51617-2000).
Для участия в составлении акта и протокола об административном правонарушении по результатам инспекционной проверки жилого дома 71 по ул. Пушкина в г. Кургане, общество извещено путем направления в его адрес 29.11.2012 факсограммы N 1623, где указано на необходимость явки законного представителя общества 30.11.2012 в 14-00 (т. 1, л.д. 81). Согласно отчету об отправке, факс получен обществом 29.11.2012.
ОАО "КГК", как ресурсоснабжающей организации, выдано предписание N 0000830 от 30.11.2012 об устранении нарушений законодательства в срок до 10.12.2012 (т. 1, л.д. 117).
Указанное предписание оспорено обществом в рамках дела N А34-1069/2013.
Решением суда от 21.11.2013 (резолютивная часть объявлена 18.11.2013) заявление ОАО "КГК" оставлено без изменения (т. 2, л.д. 26-33).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.04.2014 (резолютивная часть объявлена 31.03.2014) решение суда от 21.11.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "КГК" - без удовлетворения (т. 2, л.д. 26-40).
30 ноября 2012 года в отношении ОАО "КГК", в присутствии законного представителя общества Ефремова Романа Руслановича (далее - Ефремов Р.Р.), действовавшего по доверенности N 119 от 02.05.2012, составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ (т. 1, л.д. 26, 77), копию которого Ефремов Р.Р. получил 30.11.2012 под роспись.
05 декабря 2012 года инспекцией вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.12.2012 в 15 час. 00 мин., в связи с устранением опечатки в протоколе об административном правонарушении (т. 1, л.д. 88). Согласно отчету об отправке, факс получен обществом 07.12.2012 (т. 1, л.д. 85).
05 декабря 2012 года административным органом вынесено определение об исправлении опечатки в номере дома, допущенной в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2012 в отношении заявителя - место совершения административного правонарушения вместо "N 67" читать "N 71" (т. 1, л.д. 86).
Согласно отчету об отправке, факс получен обществом 07.12.2012 (т. 1, л.д. 85).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 12.12.2012 начальником ГЖИ, в присутствии законного представителя ОАО "КГК" Ефремова Р.Р., с учетом заявленных возражений, вынесено постановление N 182 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей (т. 1 л.д. 10, 75).
Копия данного постановления направлена в адрес общества почтовым отправлением и получена им 18.12.2013, о чем также свидетельствует входящий штамп N 11489 (т. 1 л.д. 76).
Не согласившись с поименованным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что материалами дела в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ; оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу административным органом не допущено. Наказание назначено административным органом в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 7.23 Кодекса по нижнему ее пределу. Фактические обстоятельства установлены вступившим силу решением суда от 21.11.2013 по делу N А34-1069/2013.
Также суд первой инстанции отклонил довод заявителя о неверном проведении замеров температуры горячей воды, поскольку в силу п. 7.5 МУК 4.3.2900-11. 4.3 при отборе проб в месте подачи горячей воды в разводящую сеть слив воды не производится. То есть, у инспекции не было обязанности производить слив воды при замере ее температуры на вводе в жилой дом.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Вопросы предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммунальных услуг урегулированы как нормами ЖК РФ, так и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, к каковым в настоящее время относятся: Правила N 354; Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (Правила N306); постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2, 3 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, помимо прочего, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительством Российской Федерации постановлением от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в силу п. 4 которых управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе:
- заключением с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг;
- заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида,
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, указанными нормами жилищного законодательства прямо предусмотрено возложение на управляющую организацию обязанностей не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по предоставлению собственникам помещений коммунальных услуг.
В силу п. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).
На основании ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимаются осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 6, 7 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Согласно п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом в силу п. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
При этом период времени, в течение которого указанные лица, обязаны предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 15, 19 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. Иная дата начала поставки коммунального ресурса может быть указана в договоре ресурсоснабжения.
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 161 и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, а также Правил N 354 избрание собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, заключение с ней договора управления, а также заключение управляющей организацией договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией предполагает возникновение у управляющей организации обязанности предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом (подп. "а" п. 17 Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (п. 30 Правил N 354).
Подпунктом "а" п. 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании п. 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Подпунктом "д" п. 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
В силу ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C.
Согласно с п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Виновное нарушение исполнителем коммунальных услуг нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Из дела следует, что ОАО "КГК" в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 1064501172416 (т. 1, л.д. 20, 21-23).
Из положений устава общества следует, что оно является ресурсоснабжающей организацией (т. 1, л.д. 33-61).
В рамках дела N А34-1069/2013 судами установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, д. 71, проведенного в форме заочного голосования от 12.03.2012, жильцами названного дома выбран непосредственный способ управления домом - ООО "УК "Огонек".
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.11.2011 N 48-72 установлены тарифы на горячую воду для потребителей ОАО "КГК" в г. Кургане на 2012 год.
Обществом в спорный период предъявлялась к оплате жильцам дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане стоимость коммунального ресурса - горячей воды, рассчитанная по тарифам, утвержденным Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Из дела следует, что расчеты с гражданами-потребителями за оказанные коммунальные услуги по горячему водоснабжению производятся на основании платежных документов, которые выставляются потребителям ежемесячно. По установленному тарифу общество напрямую взимает с жителей этого дома плату за горячее водоснабжение. Оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами потребителями (жильцами дома) непосредственно на счет ОАО "Курганская генерирующая компания" (информационные листы, квитанции об оплате коммунального ресурса в деле).
ООО "УК "Огонек" подписало с собственниками жилых помещений в названном жилом доме договор управления многоквартирным домом от 27.01.2012 (т. 1, л.д. 118-120), с приложением - Перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (т. 1, л.д. 119).
Согласно п. 2.1 договора собственник поручает, а управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивать бесперебойное предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в доме.
В силу п. 3.1.6 договора в пределах своих полномочий управляющая организация обязалась обеспечивать собственников коммунальными услугами установленного уровня, качества в необходимом объеме.
Однако, договором от 27.01.2012 и приложением к нему (Перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома) не определен перечень коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией; фактически коммунальные услуги по горячему водоснабжению управляющей организацией не оказываются, плата за эти услуги управляющей организацией с жильцов дома не взимается.
Между ОАО "КГК" и ООО "УК "Огонек", являющимся управляющей организацией в отношении общего имущества жилого дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане, в период до 12.03.2012 заключен договор энергоснабжения N 4310 от 25.08.2008 с учетом соглашения о перемене стороны в договоре от 01.10.2009.
Также в стадии заключения (преддоговорных споров) находился и договор энергоснабжения N 5061 от 01.06.2012.
Согласно п. 1.1, 1.3 договора N 5061 и договора N 4310 ОАО "КГК" подает абоненту - управляющей организации, тепловую энергию и горячую воду на энергоснабжение, в том числе, жилого дома N 71 по ул. Пушкина в г. Кургане.
Судами в рамках дела N А34-1069/2013 установлено, что договор N 5061 (т. 2, л.д. 15-19) и договор N 4310 исполнялись сторонами в части поставок и оплаты услуг отопления и горячего водоснабжения нежилых помещений управляющей организации, используемых при обслуживании многоквартирных домов (лифтерные). В жилом доме N 71 по ул. Пушкина помещения, необходимые для хозяйственной деятельности ООО "УК "Огонек" отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между ООО "УК "Огонек" и жильцами дома в части оказания коммунальных услуг (перечень коммунальных услуг в договоре управления от 27.01.2012 отсутствует) и о неурегулированности в установленном законом порядке договорных отношений между ООО "УК "Огонек" и ОАО "КГК" в части поставок коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг управляющей организацией.
Также суд верно отразил, что заявитель в силу фактически сложившихся взаимоотношений с гражданами-потребителями является лицом, реализующим им за плату коммунальную услугу, то есть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии сложившихся договорных отношениях между жильцами дома и заявителем по возмездному оказанию им коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Также суд верно установил, что общество как ресурсоснабжающая организация в рассматриваемой ситуации несет ответственность за качество коммунального ресурса (горячей воды) до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии события и в виновных действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку управляющая организация не может нести ответственность за качество предоставления коммунальной услуги в границах внутридомовых сетей системы горячего водоснабжения в силу того, что уже получает услугу ненадлежащего качества - на границе сетей, принадлежащих обществу на праве собственности, в точке присоединения к сети дома.
Суд констатировал, что управляющая компания объективно не влияет на температурный режим горячего водоснабжения при входе в дом, как и в самом доме не имеет соответствующего оборудования, посредством которого температуру горячей воды возможно поднять до нормативного уровня в точках ее разбора потребителями - собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.
У ОАО "КГК" имелась возможность (в том числе финансовая) обеспечить нормативный уровень горячей воды на вводе в дом в соответствии с установленными требованиями, однако заявитель не предпринял всех необходимых мер для соблюдения установленного норматива, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного, материалами дела доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, в виновных действиях (бездействии) заявителя.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона и противоречащие материалам дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал законным постановление N 182 от 12.12.2012 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником ГЖИ, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в сумме 5 000 рублей.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ОАО "Курганская генерирующая компания" удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд принимает во внимание переименование ООО "УК "Огонек" в ООО "УК "Новый город", зарегистрированное за тем же ОГРН 1114501004111; по тому же адресу (место нахождения): 640000, Курганская область, г. Курган, ул. Тобольская, д. 62, кв. 24; директор - Смольников Владимир Алексеевич.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 14 мая 2014 года по делу N А34-6585/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6585/2012
Истец: ОАО "Курганская генерирующая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Новый город", ООО "Управляющая компания "Огонек", ООО "Управляющая организация "Огонек"