Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2014 г. N Ф06-17217/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о предоставлении в собственность земельного участка, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А55-10797/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "НТК" - Сидорова Т.В., доверенность от 10.12.2013 г. N 8Д-4516;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринин И.И., доверенность от 26.12.2013 г. N 363;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-10797/2013 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило: признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) по заявлению ООО "НТК" о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка кадастровый номер 63:01:0415005:607, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "НТК" земельного участка кадастровый номер 63:01:0415005:607, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка; обязать министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес ООО "НТК" проект договора купли- продажи земельного участка кадастровый номер 63:01:0415005:607, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что министерством был направлен запрос от 11.06.2013 N 12-2/0453/12 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о предоставлении кадастровой выписки спорного земельного участка с указанием местоположения его границ.
В ответ на запрос министерством получено уведомление от 25.06.2013 N 63-00-102/13-295843 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений (копия письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 01.07.2013 N 17171 прилагается).
Согласно данному уведомлению сведения о спорном земельном участке отсутствуют в связи с его аннулированием 24.07.2012.
По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок не может считаться существующим с правовой точки зрения как объект права собственности и иных имущественных прав (ст. ст. 128, 130 ПС РФ), что исключает возможность его предоставления в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Податель жалобы ссылается также на то, что до подачи заявления в суд в министерство проект договора купли - продажи вышеуказанного земельного участка не поступал.
Министерство также не направляло в адрес заявителя проект договора с предложением о его заключении.
Поэтому по мнению подателя жалобы, поскольку заявителем не был соблюден предусмотренный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора, то в силу статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования в части обязания министерства в месячный срок с момента принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли - продажи по цене выкупа указанного участка в размере 37 793,98 руб. должны подлежать оставлению без рассмотрения.
Также податель жалобы указывает, что вопрос определения и согласования условий договора подлежит судебной защите в порядке искового производства, настоящие же требования заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2014 г. по делу N А55-10797/2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-10797/2013 отменено и принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом апелляционный суд пришел к выводу, что общество, обратившись в суд, пропустило трехмесячный срок на подачу заявления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. По мнению апелляционного суда, общество должно было знать о бездействии государственного органа по истечению месячного срока с момента подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность от 13.06.2012, предоставленного для его рассмотрения пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса, т.е. до 14.07.2012.
Апелляционный суд указал, что суд первой инстанции был обязан разрешить вопрос о пропуске заявителем, установленного срока, чего суд не сделал; пропущенный срок на обжалование не восстанавливал, поскольку ходатайство заявителя о восстановлении срока отсутствовало, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции был обязан отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что общество не обращалось к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности предоставить заявителю в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0415005:625.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 16.06.2014 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А55-10797/2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "НТК" представил письменные пояснения, согласно которым просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 г. по делу N А55-10797/2013 в части указания кадастрового номера земельного участка площадью 14 278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.З0А, с "63:01:0415005:607" на "63:01:0415005:625", принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении.. в..собственность за выкуп ООО "НТК" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении в собственность ООО "НТК" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес ООО "НТК" проект договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2.5 процента кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
13.06.2012 общество с ограниченной ответственностью "НТК" обратилось в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, площадью 14278 кв.м. занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности.
Поскольку Министерством по заявлению заявителя не принято соответствующее решение, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявитель является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных на земельном участке:
- нежилого здания (Литера М) площадью 102,20 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11844, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2010 63-АЕ N 062657;
- нежилого здания охранного пункта (литера 5) площадью 19,00 кв.м, кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660:0015:5//0001:05:1121:030:А:0, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004 63-АБ N 237192;
- нежилого здания механической мастерской (литера 7) площадью 371,30 кв.м., кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660: 0014:7//0001:05:1121:030:А:0, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2004 63-АБ N 173184;
- нежилого строения, расположенного на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А", не являющегося, согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.11.2012 N 09/13781, объектом капитального строительства.
На запрашиваемом земельном участке расположено отдельно стоящее нежилое здание (лит. М), общей площадью 102,2 кв.м, образованное в результате реконструкции нежилого здания (лит. М), площадью 11,7 кв.м, и нежилого помещения (лит. К2), площадью 90,5 кв.м. (решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2010 по делу N А55-1429/2010).
Собственником нежилого здания (лит. М), площадью 102,2 кв.м является ООО "НТК" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 21.02.2006, договора купли-продажи недвижимого имущества от 21.06.2006, заключенных между ООО "НТК" и ООО "Автоволга", решения Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2010 по делу N А55-1429/2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2010 серия 63-АЕ N 062657.
На основании договора купли-продажи от 24.04.2001, акта приема-передачи от 24.04.2001 ОАО "Самарская автотранспортная компания" продало нежилое помещение (лит. К2) ООО "Автоволга", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2002 серия 63-АА N 434412.
На основании договора купли-продажи от 24.04.2001, акта приема-передачи от 24.04.2001, ОАО "Самарская автотранспортная компания" продало нежилое здание (лит. М) ООО "Автоволга", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.03.2002 серия 63-АА N 312597.
На основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества N 127 от 25.11.1992, свидетельства о собственности N 107 от 27.11.1992, выданного Фондом имущества Самарской области, ОАО "Самарская автотранспортная компания" получила в собственность нежилое помещение (лит. К2) и нежилое здание (лит.М). Согласно акта оценки стоимости зданий и сооружений, являющегося приложением к договору передачи имущества в собственность акционерного общества N 127 от 25.11.1992 были переданы от Автотранспортного комбината N 2 административное здание и пункт пропускной, которые впоследствии в результате технической инвентаризации были переименованы в нежилое помещение (лит. К2) и нежилое здание (лит. М).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 475.
Судом верно отмечено в решении, что заявитель представил все документы, включенные в названный перечень, в том числе представлены сведения о том, что данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 63:01:0415005:607, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.12.2011 года N 63-00-102/11-342410.
При этом, в графе 8.1 кадастрового паспорта указано, что земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, а в графе 9 кадастрового паспорта, в качестве разрешенного использования земельного участка, указано - занимаемый промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности.
В листе ВЗ кадастрового паспорта также внесены сведения обо всех объектах недвижимого имущества, расположенных в границах сформированного земельного участка, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Постановка на кадастровый учет осуществлялась на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала N 63:01:0415005, утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 06.12.2011 N 1409.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Заинтересованным лицом не представлено доказательств наличия перечисленных в приведенной норме оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность.
При этом заинтересованное лицо не исполнило в установленный срок возложенную на него п. 6 ст. 36 ЗК РФ обязанность по принятию решения по заявлению общества о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности и не направило в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить такой договор, то есть проявило незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя.
Исключительным правом на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) обладают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении расположенные на земельных участках здания, строения, сооружения. Выкуп земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению возникающих в судебной практике вопросов Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Доказательства невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным законом, Министерство не представило.
Министерство получило заявление от 13.06.2012 собственника объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А, о выкупе этого земельного участка. Однако в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса, указанное заявление не рассмотрело, решение в соответствии с положениями той же нормы материального права не приняло.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое бездействие министерства несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества и удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в редакции от 27.12.2009 N 342-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.07.2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации.
В силу принадлежности объекта недвижимости заявителю на праве собственности, он имеет исключительное право на приобретение расположенного под ним земельного участка.
Факт приобретения объектов недвижимости в порядке приватизации муниципального имущества до приобретения заявителем, подтвержден материалами дела и не опровергнут заинтересованным лицом.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При данных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса (в действующей редакции на момент обращения), поскольку здания на спорном земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации государственного имущества.
Судом правомерно отклонен довод заинтересованного лица о о несоответствии площади земельного участка относительно объектов недвижимости, расположенных на нем, поскольку заявителем было представлено градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу, согласно которого земельный участок площадью 14278 кв.м, находящийся в пользовании ООО "НТК" является необходимым и достаточным для использования и эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на данной территории.
Здания и сооружения, находящиеся в собственности, и прилегающая к ним территория составляют единый и неотъемлемый технологический комплекс.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 33 ЗК РФ предусмотрено, что для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этих объектов имел возможность осуществлять их обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для их использования.
Кроме того, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах, его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем бездействие заинтересованного лица является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя на выкуп земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, в связи с чем, суд обязал заинтересованное лицо направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить договор, определив цену продажи земельного участка по льготной цене выкупа -2.5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
В данном случае обществом с ограниченной ответственностью "НТК" пропущен установленный законом срок на обращение в суд.
Однако приняв заявление к рассмотрению, назначив дело к судебному разбирательству и разрешив спор по существу, суд первой инстанции фактически признал, что срок, указанный в пункте 4 статьи 198 АПК РФ, не считается пропущенным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Из положений Федерального закона от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" следует, что обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Принимая во внимание закрепленные в действующем законодательстве принципы единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, исключительного права собственника объекта недвижимости на приватизацию земельного участка, на котором расположен названный объект недвижимости, позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, а также позицию суда кассационной инстанции по настоящему делу, изложенную в постановлении от 16.06.2014 года, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявление по существу, фактически восстановив пропущенный срок на обращение в суд.
Податель жалобы указывает, что министерством был направлен запрос от 11.06.2013 N 12-2/0453/12 в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о предоставлении кадастровой выписки спорного земельного участка с указанием местоположения его границ.
В ответ на запрос министерством получено уведомление от 25.06.2013 N 63-00-102/13-295843 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений (копия письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 01.07.2013 N 17171 прилагается).
Согласно данному уведомлению сведения о спорном земельном участке отсутствуют в связи с его аннулированием 24.07.2012.
Однако материалами дела, в том числе определением Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2013 по делу N А55-19283/2013 подтверждается факт идентичности земельных участков с кадастровым номером 63:01:0415005:607 и 63:01:0415005:625, площадью 14 278+/-42 кв. м, находящегося по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А; факт существования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607 на момент обращения общества с заявлением о приватизации земельного участка и снятие участка с кадастрового учета 24.07.2012, после подачи заявления от 13.06.2012; обжалование обществом в суд действий по аннулированию и исключению сведений из государственного кадастра недвижимости о земельном участке 63:01:0415005:607; отказа общества от требований в связи с устранением допущенных нарушений прав общества и восстановлением в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке 63:01:0415005:607 под кадастровым номером 63:01:0415005:625; невозможность повторного использования одного и того же кадастрового номера объекта недвижимости при восстановлении аннулированных сведений и присвоения нового номера в силу требований Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета и восстановление сведений о нем под другим кадастровым номером, произошло помимо воли заявителя и не может быть вменено ему в вину, служить в качестве основания отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены заявленные обществом требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "НТК", изложенному в представленных в апелляционный суд письменных пояснений по делу, согласно которому он просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 г. по делу N А55-10797/2013 в части указания кадастрового номера земельного участка площадью 14 278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.З0А, с "63:01:0415005:607" на "63:01:0415005:625", принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении.. в..собственность за выкуп ООО "НТК" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении в собственность ООО "НТК" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок, с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес ООО "НТК" проект договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:625, площадью 14278 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, д.30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V-IV классов вредности, за выкуп по цене равной 2.5 процента кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении, не может быть удовлетворено апелляционным судом, поскольку указанным ходатайством ООО "НТК" фактически изменяет предмет иска, а согласно ч. 1 ст. 49 право на изменение предмета иска предоставлено истцу только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в суде апелляционной инстанции изменение предмета иска не может быть произведено.
Кроме того, основания для изменения решения суда, предусмотренные ст. 270 АПК РФ, в данном случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2013 г. по делу N А55-10797/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.