г. Пермь |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А60-41208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.
при участии:
от истца ООО "Декар-Бас" (ОГРН 1086670013968, ИНН 6670210903) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Администрации города Екатеринбурга - Коробицын М.Г., удостоверение, доверенность от 24.06.2014 года;
от третьих лиц ОАО "Информационная сеть", Муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца ООО "Декар-Бас"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года
по делу N А60-41208/2013,
принятое судьей Е.Н.Яговкиной
по иску ООО "Декар-Бас"
к Министерству финансов Свердловской области; Министерству финансов Российской Федерации
третьи лица: 1) Администрация города Екатеринбурга, 2) ОАО "Информационная сеть", 3) Муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга
о взыскании 3 938 719 руб. 17 коп.,
установил:
ООО "Декар-Бас" (далее - истец) обратился в суд с иском о взыскании с ответчиков 3 022 426 руб. 50 коп. убытков - расходов, связанных с перевозкой на Екатеринбургском городском автомобильном транспорте по маршрутам регулярного городского сообщения N 46 "м-он Академический - Хохрякова" и N 53 "Ползунова - 3-д строительных материалов" в период с марта 2011 г. по декабрь 2011 г. льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников, из которых: 2 660 726 руб. 03 коп. убытков со Свердловской области в лице Министерства Финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области; 1 277 993 руб. 14 коп. убытков с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение и нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель жалобы, ссылаясь на Соглашение между МО "город Екатеринбург" и Свердловской областью о предоставлении мер социальной поддержки категориям граждан, имевшим право на льготный проезд в общественном транспорте, указывает, что льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан в транспорте общего пользования являются расходными обязательствами федерального и регионального бюджетов.
От Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Свердловской области поступили письменные отзывы, в которых ответчики возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Администрации города Екатеринбурга поступил письменный отзыв, в котором третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Екатеринбурга поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец, ответчик и третьи лица ОАО "Информационная сеть", Муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Декар-Бас" в период с марта 2011 года по сентябрь 2013 года в соответствии с заключенным третьим лицом (Администрацией города Екатеринбурга) договором на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения N 46 "м-он Академический - Хохрякова" и N 53 "Ползунова - 3-д строительных материалов" осуществляло перевозку пассажиров, в том числе, с использованием социальной транспортной карты, введенной постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 г. N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 г. N 72/15".
В вышеуказанный период истец оказывал услуги по перевозке пассажиров, имеющих проездные билеты (Е-карты), а также предоставлял отдельным категориям граждан льготы, установленные федеральным и региональным законодательством.
Истец, ссылаясь на возникновение у него убытков, возникших в результате не возмещения затрат, связанных с осуществлением перевозки льготных категорий граждан, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворений требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты.
На основании ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, органы местного самоуправления не вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для целей реализации полномочий Свердловской области в сфере социальной поддержки граждан, предусмотренных подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ нормативными правовыми актами Свердловской области с 01.02.2009 были установлены для всех льготников, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъектов Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, единые меры социальной поддержки по проезду в городском и пригородном транспорте на территории Свердловской области в виде ежемесячного пособия на проезд в размере 275 руб. (размер пособия ежегодно индексируется).
К таким нормативным правовым актам Свердловской области, в частности, относятся Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 190-03 "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (ст. 9 и 11), Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 191-03 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" (ст. 2), Закон Свердловской области от 20.11.2009 N 100-03 "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" (ст. 2), постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1428-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации".
Вопросы правомерности замены льгот в натуральной форме денежной компенсацией и достаточности размера данной компенсации являлись предметом судебного исследования и оценки и нашли свое подтверждение в судебных актах Уставного суда Свердловской области (постановление от 14.05.2009) и Свердловского областного суда (решение от 06.05.2009, оставленное без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2009 N 45-Г09-21).
Кроме того, федеральным льготникам в соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежегодного пособия на проезд в размере 600 руб., что предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 N 1426-ПП "О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, порядке его индексации".
Факты надлежащего исполнения Российской Федерацией и Свердловской областью принятых обязательств по предоставлению в 2011-2013 годах вышеуказанных мер социальной поддержки по проезду региональным и федеральным льготникам подтверждены материалами дела.
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
согласно ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация и субъекты Российской Федерации не отвечают по обязательствам муниципальных образований.
Статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Финансирование указанных полномочий не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из содержания искового заявления и иных материалов дела усматривается, что заявленные к взысканию убытки понесены истцом в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте" и введеной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте города Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 N 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15".
Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет соответствующего местного бюджета.
Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области дополнительная мера социальной поддержки в виде льготного проезда граждан, включенных в федеральный и областной регистры, на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) по территории Свердловской области, не устанавливалась; в установленном порядке государственные полномочия по предоставлению такой меры социальной поддержки органам местного самоуправления не передавались и на истца, как на перевозчика, обязанность по предоставлению данной льготы не возлагалась, у суда не имеется правовых оснований для вывода о возникновении у Российской Федерации и Свердловской области расходных обязательств по возмещению перевозчику (истцу) понесенных им в 2012-2013 годах убытков в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 N 72/15 "О социальной транспортной карте".
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2014 года не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 мая 2014 года по делу N А60-51150/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41208/2013
Истец: ООО "Декар-Бас"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга, Муниципальное образование "город Екатеринбург" в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга, ОАО "Информационная сеть"