город Воронеж |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А35-9216/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел" на решение арбитражного суда Курской области от 19.05.2014 по делу N А35-9216/2013 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел" (ОГРН 1045736000276, ИНН 5722033156) к Курской таможне о признании недействительными решения от 23.09.2013 об отказе в предоставлении льгот и требования от 27.09.2013 N 306 об уплате таможенных платежей,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел": Тизенгольд Д.О., представителя по доверенности от 14.02.2014; Бурлаковой Е.А., представителя по доверенности от 22.10.2013 N 22/10/2013/1;
от Курской таможни: Ковалевой О.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 05-55/11; Бочарова Д.В., представителя по доверенности от 18.03.2014 N 05-55/40,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел" (далее - общество "Авангард-Агро-Орел", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Курской таможни (далее - Курская таможня, таможенный орган) от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046, принятого по результатам таможенной проверки, об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товара, задекларированного по декларации на товар N 10111030/050704/0001727, в связи выходом иностранного инвестора из состава учредителей организации, воспользовавшейся тарифной льготой, и о взыскании причитающейся к уплате ввозной таможенной пошлины в сумме 1 317 294,55 руб.; а также о признании недействительным требования Курской таможни от 27.09.2013 N 306 об уплате таможенных платежей в сумме 1 392 281,54 руб., выставленного на основании решения от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046.
Решением арбитражного суда Курской области от 19.05.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Авангард-Агро-Орел" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на неприменимость к рассматриваемой в настоящем деле ситуации положений пункта 1 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс, Кодекс) и абзаца 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Решение от 15.07.2011 N 728, Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, Порядок), которым введено новое основание прекращения льготного режима условно выпущенного товара - выход иностранного лица из состава учредителей организации, воспользовавшейся тарифной льготой, поскольку товар, в отношении которого таможенным органом отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, был ввезен на территорию Российской Федерации и выпущен в режиме свободного обращения до введения в действие названных правовых актов.
В подтверждение указанного утверждения общество ссылается на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.05.2014 по делу N А35-13098/2012, а также на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (а, следовательно, и юридических лиц), обратной силы не имеет.
Также общество "Авангард-Агро-Орел" считает, что выход в 2013 году из состава его участников компании "ABC INVESTMENTS LIMITED" не может повлечь возникновение у общества обязательств по уплате таможенных платежей по смыслу пункта 4 Порядка, так как названная организация не осуществляла ввоз на территорию Российской Федерации имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, а иностранный участник, которым фактически было внесено в уставный капитал общества "Авангард-Агро-Орел" имущество (сельскохозяйственная техника), ввезенное на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации 10111030/050704/0001727 и выпущенное условно с предоставлением освобождения от уплаты таможенных платежей, вышел из состава участников общества в результате продажи своей доли в его уставном капитале компании "ABC INVESTMENTS LIMITED" еще 08.06.2006, то есть до вступления в действие ограничения, предусмотренного абзацем 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Кроме того, общество "Авангард-Агро-Орел" полагает, что при вынесении решения судом области не были учтены положения гражданского законодательства, в соответствии с которым у лица, приобретшего долю в уставном капитале юридического лица, не возникает имущественных прав в отношении этого юридического лица и имущества, которым первоначально была оплачена стоимость этой доли, в связи с чем суд необоснованно указал в обжалуемом судебном акте, что компания "ABC INVESTMENTS LIMITED" приобрела долю в уставном капитале общества "Авангард-Агро-Орел" в виде ввезенной по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727 сельскохозяйственной техники.
В представленном отзыве Курская таможня возразила против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу таможенного органа без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей общества "Авангард-Агро-Орел" и Курской таможни, присутствовавших в судебном заседании, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Курской таможней была проведена камеральная таможенная проверка общества "Авангард-Агро-Орел" за период с июля 2004 года по июль 2013 года в отношении товара, выпущенного условно без уплаты таможенных платежей на основании грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727, по результатам которой был составлен акт от 23.09.2013 N 10108000/400/2309/А0046 (т.1 л.д.18-24).
Рассмотрев указанный акт и иные материалы таможенной проверки, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров Курской таможни Чуев С.А. принял решение от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046, которым обществу отказано в предоставлении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727, и доначислена ввозная таможенная пошлина по указанной декларации в сумме 1 317 294,55 руб.
На основании решения от 23.09.2013 обществу было выставлено требование от 27.09.2013 N 306 об уплате доначисленных таможенных платежей на общую сумму 1 392 281,54 руб., в том числе 74 986,99 руб. пени, в срок не позднее 20 дней со дня вручения (получения) указанного требования.
Полагая вынесенные ненормативные акты не соответствующими закону, нарушающими его права и обязанности, общество "Авангард-Агро-Орел" обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о том, что общество "Авангард-Агро-Орел" утратило право на применение льготы по уплате таможенных пошлин в отношении имущества, ввезенного на территорию Российской Федерации в 2004 году иностранным инвестором в качестве вклада в уставной капитал общества, в результате реализации в 2013 году иностранным участником своей доли в уставном капитале названного общества российской организации.
При этом суд области обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения единственного участника общества "Авангард-Агро-Орел" от 17.05.2004 N 2 уставный капитал общества в 2004 году был увеличен со 100 000 руб. до 22 073 906,18 руб. за счет вклада иностранного инвестора - компании "ALCOR HOLDING GROUP AG", Швейцария (далее - компания "ALCOR HOLDING GROUP AG") (т.2 л.д.34).
Согласно указанному решению компания "ALCOR HOLDING GROUP AG" по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727 ввезла на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного участника в уставный капитал общества "Авангард-Агро-Орел" сельскохозяйственную технику общей стоимостью 21 973 907 руб. - разбрасыватель минеральных удобрений, культиватор, прицепной опрыскиватель, плуг навесной оборотный, шнек-загрузчик для зерна и удобрений, механическая сеялка.
Страна происхождения оборудования, в соответствии с отметкой на грузовой таможенной декларации - Германия, декларация имеет отметку "выпуск разрешен" Курской таможни (т.2 л.д.16-18).
Ввезенная сельскохозяйственная техника передана обществу "Авангард-Агро-Орел" по акту приема-передачи от 25.05.2004 (т.2 л.д.50) и принята обществом к учету в качестве объектов основных средств (т.2 л.д.36-37). Как установлено таможенным органом, ввезенная сельскохозяйственная техника используется обществом в производственной деятельности, на что указано в решении от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046.
23.05.2005 между компанией "ALCOR HOLDING GROUP AG", Швейцария (продавец), и компанией "ABC INVESTMENTS LIMITED", Кипр (покупатель), был заключен договор купли-продажи доли, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность, а покупатель - принять и оплатить долю в размере 99,55% в уставном каптале общества "Авангард-Агро-Орел". Номинальная стоимость доли составляет 21 973 906,18 руб. (т.2 л.д.41-42). Указанная доля была принята продавцом по акту приема-передачи доли от 20.03.2006.
Впоследствии, а именно 10.01.2013, компания "ABC INVESTMENTS LIMITED" направила в адрес общества "Авангард-Агро-Орел" извещение (оферту) о продаже участником доли в уставном капитале, в котором сообщала о намерении выйти из состава участников общества и продать свою долю в уставном капитале третьему лицу. Аналогичное извещение было направлено также в адрес второго участника общества "Авангард-Агро-Орел" - открытого акционерного общества "АВАНГАРД-АГРО" (далее - общество "АВАНГАРД-АГРО") (т.2 л.д.44-47).
07.02.2013 общество "АВАНГАРД-АГРО", обладающее преимущественным правом покупки доли, выразило намерение на приобретение доли в уставном капитале общества "Авангард-Агро-Орел" по цене и на условиях предложения третьему лицу (т.2 л.д.48).
Во исполнение достигнутых договоренностей, между компанией "ABC INVESTMENTS LIMITED" и обществом "АВАНГАРД-АГРО" был заключен договор купли-продажи доли, в связи с чем согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 04.03.2013, единственным участником общества "Авангард-Агро-Орел" стало российское юридическое лицо - общество "АВАНГАРД-АГРО".
Установив при проведении таможенной проверки указанное обстоятельство, таможенный орган пришел к выводу о том, что выход иностранного юридического лица из состава участников лишает общество право на льготы по уплате таможенных платежей, предоставленные ему при ввозе и декларировании оборудования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление от 23.06.1996 N 883), в связи с чем принял решение от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046 об отказе в предоставлении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727, и о доначислении ввозной таможенной пошлины по указанной декларации в сумме 1 317 294,55 руб., на основании которого направил обществу требование от 27.09.2013 N 306 об уплате этой суммы таможенных платежей и 74 986,99 руб. пени.
Полагая позицию таможенного органа обоснованной, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 10.07.2010, устанавливалось равное для всех лиц право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе, при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Статьей 26 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривались обязательное таможенное оформление и таможенный контроль товаров в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно статье 26 Таможенного кодекса Российской Федерации лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, вправе были выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой из предусмотренных статьей 23 Кодекса таможенных режимов.
В частности, пунктом 1 статьи 23 и статьей 30 Таможенного кодекса Российской Федерации был установлен такой таможенный режим, как выпуск товаров для свободного обращения, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Статьей 31 Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве условий помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения предусматривалась уплата в отношении этих товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей и соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
Одновременно статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривалась возможность предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении определенных товаров и устанавливалось, что в этом случае товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам (условно выпущенные товары), могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускалось с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот по уплате товаров при применении соответствующих таможенных режимов мог устанавливаться, в силу положений статьи 24 Таможенного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своей компетенции.
В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" предусматривалось, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал российской организации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввезены в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала (пункт 1 постановления).
Пунктом 2 постановления от 23.06.1996 N 883 установлено, что в случае реализации товаров, предусмотренных в пункте 1 названного постановления, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска, таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
10.10.2000 между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, на основании которого стороны названного Договора 06.10.2007 заключили Договор об учреждении Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.
Статьей 7 Договора от 06.10.2007 установлено, что Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон.
В частности, 15.07.2011 Комиссией принято решение N 728 "О Порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", вступившее в силу 18.08.2011.
Абзацем первым пункта 4 Порядка установлено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада в уставный капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
Одновременно в абзацах втором и третьем пункта 4 Порядка предусмотрены ограничения использования льгот по уплате таможенных платежей. Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Порядка в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, применяемый, согласно пункту 1 статьи 366 названного Кодекса, к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
В пункте 2 статьи 366 Кодекса указано, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу названного Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы свободного обращения, реимпорта и отказа в пользу государства в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения, реимпорта товаров и отказа от товаров в пользу государства в Республике Казахстан, выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса установлено, что при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, который приобретается после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5 статьи 200 Таможенного кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что в отношении товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в режиме свободного обращения условно без уплаты таможенных платежей в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенный контроль после 10.07.2010 осуществляется в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.
При этом на товары, ввезенные иностранной организацией в качестве вклада в уставный капитал российской организации с применением освобождения от уплаты таможенных платежей на основании постановления от 23.06.1996 N 883, после 18.08.2011 распространяются ограничения, предусмотренные абзацем 3 пункта 4 Порядка, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
Следовательно, при наступлении после указанной даты обстоятельств, перечисленных в названной норме (выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих передачу таких товаров во временное пользование), наступают последствия, указанные в ней - возникновение обязательств по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в случае совершения с товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, действий, нарушающих ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленные в связи с использованием таких льгот, или нарушающих цели, соответствующие условиям представления льгот, у лиц, совершивших указанные действия, возникает обязанность по уплате таможенных платежей в первый день совершения указанных действий либо в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если этот день не установлен.
Согласно пункту 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза ограничения по пользованию и распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, действуют в течение пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Применительно к товарам, ввезенным на таможенную территорию государства - участника Таможенного союза до вступления в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, этот срок начинает течь, как это установлено в решениях Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 01.11.2013 и Апелляционной палаты Суда Евразийского экономического сообщества от 24.02.2014, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат" об оспаривании пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, с момента вступления в действие Таможенного кодекса Таможенного союза, то есть с 10.07.2010
Материалами рассматриваемого дела подтверждается и не оспаривается обществом "Авангард-Орел-Агро", что перемещенный на таможенную территорию Российской Федерации в 2004 году иностранной организацией - компанией "ALCOR HOLDING GROUP AG" товар - сельскохозяйственное оборудование по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727 - был ввезен в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями и выпущен таможней в свободное обращение на территории Российской Федерации условно с ограничениями по пользованию и распоряжению и с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Также из материалов дела следует, что в 2005 году компанией "ALCOR HOLDING GROUP AG" доля в уставном капитале общества "Авангард-Орел-Агро", оплаченная ввезенным имуществом, была отчуждена компании "ABC INVESTMENTS LIMITED", также являющейся иностранной организацией.
В свою очередь, компанией "ABC INVESTMENTS LIMITED" приобретенная ею доля в уставном капитале общества "Авангард-Орел-Агро" в 2013 году отчуждена обществу "АВАНГАРД-АГРО", являющемуся юридическим лицом по российскому законодательству. Последнее в результате приобретения доли иностранного участника стало единственным участником общества "Авангард-Орел-Агро", о чем внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на 04.03.2013.
Так как сделка по отчуждению доли между компанией "ABC INVESTMENTS LIMITED" и обществом "АВАНГАРД-АГРО" была совершена после введения решением от 15.07.2011 N 728 ограничения на выход иностранной организации из состава учредителей (участников) российской организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, то, как обоснованно указал суд области, общество "Авангард-Орел-Агро" в результате совершения этой сделки утратило право на льготу по уплате таможенных платежей, предоставленную ему при ввозе имущества в качестве вклада иностранной организации в уставный капитал.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, не распространяется на отношения по ввозу товаров до вступления в силу этого Порядка, а также о том, что ограничение, установленное Порядком, может быть применимо лишь в отношении иностранной организации, фактически передавшей ввезенное на территорию Российской Федерации имущество в качестве вклада в уставный капитал российской организации, в то время как данная организация - компания "ALCOR HOLDING GROUP AG" вышла из состава учредителей и участников общества "Авангард-Орел-Агро" задолго до принятия Порядка, не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными в силу следующего.
Как следует из постановления от 23.06.1996 N 883, на основании которого обществу "Авангард-Орел-Агро" была представлена льгота по уплате таможенных платежей в отношении имущества, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал названного общества, целью предоставления данной льготы являлось стимулирование привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
В результате внесения компанией "ALCOR HOLDING GROUP AG" вклада в уставный капитал общества "Авангард-Орел-Агро" последнее приобрело статус организации с иностранными инвестициями.
Правовое положение указанных организаций регулируется Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ), в соответствии с которым под иностранной инвестицией понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что основным признаком юридического лица с иностранными инвестициями является наличие в его уставном капитале доли в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе имущества, ввезенного иностранным лицом на территорию Российской Федерации и переданного в качестве вклада в уставный капитал российского юридического лица.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ, коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников. С этого дня коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.
Поскольку положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 являются, в том числе, составной частью законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях, то они не могут применяться к лицам, утратившим такой статус, вследствие чего на имущество, ранее представлявшее собой вклад иностранного лица в уставный капитал российской организации, с 18.08.2011 распространяются положения Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
Следовательно, тот факт, что указанное имущество первоначально было внесено в уставный капитал общества не тем юридическим лицом, которое вышло из состава участников общества после введения в действие ограничений, предусмотренных абзацем 3 пункта 4 Порядка, утвержденного решением от 15.07.2011 N 728, не может служить основанием для признания решения таможенного органа недействительным, поскольку для использования права на спорную льготу требуется наличие у российской организации иностранных инвестиций вне зависимости от того, какому именно иностранному юридическому лицу принадлежит вклад в уставный капитал.
Обществом "Авангард-Агро-Орел" статус лица с иностранными инвестициями был утрачен в связи с приобретением доли, принадлежащей иностранному инвестору, российской организацией - обществом "АВАНГАРД-АГРО", что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Таким образом, материалами дела доказано отсутствие у общества "Авангард-Агро-Орел" оснований для продолжения пользования льготой по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10111030/050704/0001727, ввезенного на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставной капитал общества, в связи с чем суд области обоснованно пришел к выводу о законности и обоснованности решения Курской таможни от 23.09.2013 N 10108000/400/230913/Т0046.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом области законодательства об обществах с ограниченной ответственностью отклоняется апелляционной коллегией как не имеющий правового значения для разрешения спора в силу вышеизложенного.
Признавая соответствующим закону требование от 27.09.2013 N 306 об уплате таможенных платежей в сумме 1 317 294,55 руб. и пеней в сумме 74 986,99 руб., суд области обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Так как условием выставления требования об уплате таможенных платежей является наличие у проверенного лица обязанности по их уплате, с учетом вывода суда о правомерности начисления таможенных платежей в сумме 1 317 294,55 руб. и пеней за несвоевременную уплату таможенных платежей в сумме 74 986,99 руб., у Курской таможни также имелись основания и для выставления требования от 27.09.2013 N 306 об уплате таможенных платежей.
Доводов о несоответствии размера начисленных сумм таможенных платежей и пеней фактической обязанности общества по их уплате апелляционная жалоба не содержит.
Основываясь на изложенном, апелляционная коллегия считает решение арбитражного суда Курской области от 19.05.2014 по делу N А35-9216/2013 законным и обоснованным.
Судом установлены все фактические обстоятельства, необходимые для правильного разрешения спора, им дана верна правовая оценка и правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество "Авангард-Агро-Орел" (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).
В связи с тем, что при обращении с апелляционной жалобой обществом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 000 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 19.05.2014 по делу N А35-9216/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел" - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро-Орел" справку на возврат 1 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9216/2013
Истец: ООО "Авангард-Агро-Орел"
Ответчик: Курская таможня
Третье лицо: Курская таможня