город Москва |
|
7 августа 2014 г. |
дело N А40-101749/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "МС Холдинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014
по делу N А40-101749/13, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ЗАО "МС Холдинг" (ИНН 7842349099, ОГРН 1069847572926, 191015, Санкт-Петербург, ул. Таврическая, д. 2 а, офис 18)
к Федеральному агентству по недропользованию (123955, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6)
третье лицо: Управление по недропользованию по Республике Бурятия (670000, Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул. Ленина, 57)
об оспаривании отказа;
при участии:
от заявителя: |
1) Киселева Е.В. по доверенности от 24.07.2014; 2) Торопыгина А.И. по доверенности от 24.07.2014; 3) Минутка А.М. по доверенности от 24.07.2014; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных ЗАО "МС Холдинг" требований о признании незаконным отказа Федерального агентства по недропользованию во внесении изменений в лицензию УДЭ 15011 ТЭ от 29.09.2010, оформленного письмом от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 и обязании устранить нарушение прав и интересов заявителя, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Управление по недропользованию по Республике Бурятия.
ЗАО "МС Холдинг" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Федерального агентства по недропользованию и третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в ней.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.06.2010 N 672 "О проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи нефрита на месторождении Хамархудинское, расположенном на территории Закаменского района республики Бурятии" проведен аукцион на право пользования недрами с целью разведки и добычи нефрита на месторождении Хамархудинское, расположенном на территории Закаменского района Республики Бурятии.
Приказом Роснедра от 06.09.2010 N 990 "Об итогах аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи нефрита на месторождении Хамархудинское в Республике Бурятия" утверждены итоги аукциона и победителем признано ЗАО "МС Холдинг".
По итогам аукциона обществу выдана лицензия на пользование недрами УДЭ 15011 ТЭ (зарегистрирована 29.09.2010 N 5937/УДЭ 15011 ТЭ) с целевым назначением - разведка и добыча нефрита на месторождении Хамархудинское в Республике Бурятия, срок действия лицензии - 29.09.2010-28.09.2025.
На основании лицензии на пользование недрами УДЭ 15011 ТЭ от 29.09.2010 ЗАО "МС Холдинг" предоставлено право на разведку и добычу нефрита.
По условиям лицензии обществу переданы все балансовые запасы названного месторождения, как в коренном залегании, так и в делювиально-аллювиальных россыпях.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта документы, определяющие уточненные границы горного отвода с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Переданный обществу участок недр имеет статус горного отвода, географические координаты которого закреплены в п. 2.2 условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии).
В соответствии с требованиями лицензии заявителем в 2012 году в рамках проведения горно-подготовительных работ сделана маркшейдерская съемка лицензионного участка, в ходе которой установлено, что большая часть переданных по лицензии запасов месторождения нефрита находится за пределами границ, обозначенных в лицензии, и обществом выявлено, что месторождение нефрита выходит за границы лицензионного участка.
19.12.2012 заявитель обратился в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), выдавшего лицензию и установивший границы лицензионного участка, с заявлением о внесении изменений в границы лицензионного участка, указанные в лицензии, и приведении их в соответствие с фактическим расположением месторождения.
Письмом от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 Роснедра отказано ЗАО "МС Холдинг" во внесении изменений в координаты предоставленного по лицензии участка недр.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку оспариваемым письмом заявка возвращена заявителю, а не отказано во внесении изменений в лицензию, при этом, не предусмотрена возможность изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, в случае обнаружения в лицензиях на право пользования недрами технических ошибок. Соглашаясь с порядком и условиями проведения аукциона, и, подавая заявку на участие в аукционе, заявитель знал о местоположении границ предоставленного ему участка недр и о координатах угловых точек. На участке недр заявителем производится добыча нефрита, что исключает возможность нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пояснений общества следует, что предварительные границы лицензионного участка по лицензии УДЭ 15011 ТЭ не соответствуют расположению переданным по результатам аукциона от 24.08.2010 на баланс ЗАО "МС Холдинг" запасам нефрита, за пределами действующих границ лицензионного участка находятся часть россыпи и залежи (жилы) 1, 1 а, 2, ЗДЗ, 14 нефритоносной зоны N 1 и жилы 7, 8, 9, 10, 11, 12 нефритоносной зоны N 2, которые преданы на баланс заявителю по итогам конкурса от 24.08.2010.
При проведении горно-подготовительных работ в 2012 году ЗАО "МС Холдинг" проведена маркшейдерская съемка горного отвода, которой установлен факт несоответствия месторождения Хамархудинское предварительным границам лицензионного участка.
Указанные обстоятельства, установленные при геологической разведке Хамархудинского месторождения, послужили основанием для подготовки геолотделом Бурятнедра схемы расположения действующих и предлагаемых границ лицензионного участка с нанесенными нефритовыми жилами и контуром делювиально-аллювиальной россыпи; схемы расположения предварительных границ лицензионного участка с географическими координатами угловых точек.
Вопрос несоответствия предварительных границ лицензионного участка пространственному расположению Хамархудинского месторождения являлся предметом рассмотрения Научно-технического совета при Управлении Бурятнедра (протокол от 29.06.2012 N 44).
По итогам рассмотрения Научно-технического совета при Управлении Бурятнедра установлено, что границы лицензионного участка, предлагаемые геолотделом Бурятнедра, включают все запасы, переданные на баланс недропользователя, перспективно нефритоносные зоны и не захватывают территорию национального парка "Тункинский".
19.12.2012 ЗАО "МС Холдинг" обратилось в Роснедра с заявкой об изменений границ лицензионного участка согласно фактическому расположению объектов.
Письмом от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 Роснедра возвращена заявка ЗАО "МС Холдинг", мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, в случае обнаружения в лицензиях на право пользования недрами технических ошибок.
Общество, полагая, что решение Роснедра от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 о возврате заявки является незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной считает выводы суда первой инстанции преждевременными, исходя из следующего.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, установлен Положением N 429 "Об утверждении положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование".
По правилам п. 6 названного Положения изменение границ участков недр осуществляется по решению тех же органов, которые устанавливали их границы.
Согласно абз. 4 подп. "б" п. 8 Положения N 429 изменение границ участка недр осуществляется в случае подтверждения с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с п. 13 этого же Положения для изменения границ участка недр пользователь недр, имеющий лицензию на пользование недрами на соответствующем участке недр, подает заявку в орган, который устанавливает границы этого участка недр.
Подпунктом "б" п. 14 Положения N 429 предусмотрено, что заявка об изменении границ участка недр должна содержать информацию об участке недр, границы которого предполагается изменить (вид пользования недрами, номер лицензии на пользование недрами, дату государственной регистрации лицензии, номер, дату выдачи документов, определяющих уточненные границы горного отвода (в случае наличия), наименование органа, выдававшего эти документы, целевое назначение работ на участке недр).
К заявке об изменении границ участка недр прилагается схема расположения участка недр (с отображением изменяемых границ), подтверждающая географические координаты (подп. "а" п. 15 Положения N 429) и в случаях, указанных в подп. "б" п. 8 настоящего Положения, документ с предложениями заявителя, касающимися условий пользования недрами с учетом изменения границ участка недр и содержащими сведения об осуществлении дополнительных объемов геолого-разведочных работ на предлагаемой к включению в границы участка недр части недр (п. 16).
Согласно ст. 17 указанного Положения заявка об изменении границ участка недр с прилагаемыми материалами в течение 20 календарных дней со дня ее представления рассматривается органом, установившим границы участка недр, на предмет соответствия требованиям, предусмотренным настоящим Положением. В случае если заявка и прилагаемые к ней материалы не соответствуют указанным требованиям, они возвращаются пользователю недр с указанием причин возврата.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции считает, что у агентства имелись основания для совершения определенных действий в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 утверждено Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, согласно которому Федеральное агентство осуществляет выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами (пп. 5.3.8), внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий (пп. 5.3.9).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что документом, удостоверяющим право его владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока, является лицензия.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться условиями, непосредственно не установленными Законом, но не противоречащими ему.
Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Следовательно, законодательство не устанавливает обязанность органа, предоставившего лицензию, вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами. Условия лицензии могут быть пересмотрены при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. При этом обязанность по представлению доказательств наличия таких обстоятельств в орган, предоставивший лицензию, возлагается на недропользователе.
Предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении конкретного дела.
Абзацем 7 ст. 7 Закона "О недрах" в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены (ч. 7 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 222-ФЗ)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.
В соответствии с п. 8 Положения исключительными основаниями внесения изменений в границы участков недр являются: наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности; подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что: полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых, являются частью месторождения этого полезного ископаемого; полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого; выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
В ходе судебного заседания установлено, что указанные обстоятельства заявлены обществом в обоснование заявления об уточнении (изменении) границ лицензионного отвода, заявка и комплект документов в агентство представлены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что лицензия выдана обществу как победителю аукциона на получение права пользования недрами с целью добычи нефрита на основании аукционной документации, в которой содержались конкретные географические координаты участка недр, подлежащего разработке.
Нарушение прав общества в рассматриваемом случае выразилось в том, что отсутствие возможности осуществление лицензируемой деятельности в сфере недропользования не может обеспечить законное право общества на извлечение пользы или иной материальной выгоды.
В рассматриваемом случае, обществом представлены доказательства, подтверждающие возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых обществу была выдана лицензия УДЭ 15011 ТЭ от 29.09.2010 на право пользования недрами, с учетом заявочных материалов, согласно которых имеется возможность изменения границ лицензионного участка в сторону уменьшения, при этом нефритовые жилы, которые переданы пользователю недр по лицензии войдут в уточненные границы лицензионного участка. Вместе с тем, сведения, представленные ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" свидетельствуют об отсутствии наложения предлагаемых границ лицензионного участка на границы национального парка.
Государственным органом не представлено доказательств обоснованности и законности при принятии решения об отказе внесения изменений границ лицензионного участка на право пользования недрами и принимая во внимание, что отказ содержит лишь общую ссылку, в том числе применительно процедуры исправления технических ошибок, допущенных при обозначении границ участков недр, оснований для признания отказа обоснованным у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействий) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 по делу N А40-101749/13 отменить.
Признать незаконным отказ Федерального агентства по недропользованию во внесении изменений в лицензию УДЭ 15011 ТЭ от 29.09.2010, оформленного письмом от 19.06.2013 N ЕК-04-30/6595 и обязать Федеральное агентство по недропользованию устранить нарушение прав и интересов ЗАО "МС Холдинг".
Взыскать с Федерального агентства по недропользованию в пользу ЗАО "МС Холдинг" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4.000 руб. по заявлению и 2.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101749/2013
Истец: ЗАО "МС Холдинг"
Ответчик: Федеральное агенство по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ, Федеральное агентство по недропользованию
Третье лицо: Управление по недропользованиб по Республике Бурятия, Управление по недропользованию по Республике Бурятия