гор. Самара |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А55-28514/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31 июля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В.,
рассмотрев 31 июля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2014 года, принятое по делу N А55-28514/2013 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск" (ОГРН 1096382002958), гор. Жигулевск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (ОГРН 1106382003551), гор. Жигулевск
о взыскании 559 829 руб. 23 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Канатьева Н.С. представитель по доверенности N 1000 от 10.07.2014;
от ответчика - Бордон А.И. представитель по доверенности от 14.03.2014,
Установил:
Истец - Муниципальное унитарное предприятие "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" о взыскании 559 829 руб. 23 коп. неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком за период с сентября 2012 по июнь 2013 года.
Заявлением от 20 января 2014 года истец уточнил период взыскания задолженности с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Указанное уточнение принимается судом как соответствующее статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность до вынесения судебного акта завершающего рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить, или уменьшить размер исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2014 года суд в иске отказал.
Заявитель - Муниципальное унитарное предприятие "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, не исследовав фактические обстоятельства дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 31 июля 2014 года на 14 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец как ресурсоснабжающая организация, на основании решений собственников, производил начисление платы за коммунальную услугу водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам (собственникам и нанимателям жилых помещений). Вместе с тем, плату за водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирных домах истец не начислял.
Разницу между общим объемом потребленной воды в спорном периоде, определенного по показаниям общедомовых приборов учета, и объема, потребленной гражданами воды, истец считает расходом на общедомовые нужды многоквартирных домов, обязанность по оплате которых в силу пункта 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит на управляющей компании.
Рассчитанная таким образом стоимость коммунального ресурса по утвержденным тарифам составляет, по мнению истца, неосновательное обогащение ответчика за его счет.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности размера неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком в спорном периоде.
Обжалуя решение, заявитель указывает, что судом первой инстанции не приняты в качестве надлежащих доказательств представленные истцом расчеты объемов потребления воды населением, расчеты общедомовых нужд за каждый спорный период. Кроме того, суд первой инстанции указывая, что истец при расчете платы за воду, водоотведение, коммунальные услуги использовал недостоверные сведения о количестве проживающих граждан и о площадях помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при этом не учел, что указанные данные у истца иметься не могли, поскольку ими располагает только ответчик. Однако ответчик данные сведения не представлял, от заключения договора уклонялся. Также, суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, кто должен начислять плату собственникам и нанимателям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации названные нормы применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Договор энергоснабжения между сторонами не заключен.
Договор от 10 мая 2012 года N 62/12 об организации деятельности, на который ссылается истец, заключенный между истцом (РСО) и ответчиком (организация), не является договором энергоснабжения, поскольку предметом его является взаимодействие сторон по организации отношений, связанных с обеспечением холодного водоснабжения, разграничением балансовой и эксплуатационной ответственности сторон при поставке РСО услуги холодного водоснабжения населению, в многоквартирные дома, находящиеся в эксплуатационной ответственности организации, а также предоставлении организацией РСО достоверных данных о количестве зарегистрированных и фактически проживающих лицах в жилых помещениях многоквартирных домов и иную информацию, служащую для расчета платы за коммунальную услугу. Данный договор не содержит всех существенных условий договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с договорами на управление многоквартирными домами ответчик обязан представлять интересы собственников жилых помещений, обеспечить содержание и ремонт общего имущества жилого дома в пределах денежных средств, собранных на эти цели, обеспечить предоставление коммунальных услуг, в том числе водоснабжения, водоотведения при наличии договора с ресурсоснабжающими организациями (пункты 3.1 -3.3 договоров).
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 155 Жилищного кодекса установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (пункт 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7.1 той же статьи на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В данном случае плата за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению вносилась собственниками и нанимателями жилых помещений вносилась непосредственно истцу, в связи с чем обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией считаются выполненными.
Как следует из представленных лицевых счетов и квитанций на оплату коммунальных услуг, ни истец, ни ответчик в спорном периоде начисления по коммунальным услугам (в частности водоснабжение) на общедомовые нужды отдельной строкой не выделял.
Как указывает истец, объем потребления им определялись по представленным жильцами показаний приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованными приборами учета, - по нормативу потребления.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Под "потребителем коммунальных услуг" понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на обще домовые нужды).
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года N 344 внесены изменения в Правила N 354 (вступили в силу с 01 июня 2013 года). Согласно вышеуказанным изменениям (пункт 44 Правил N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 89 от 27 мая 2013 года утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды в размере 0.03 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном общедомовыми приборами учета холодной и горячей воды. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 197 от 27 августа 2012 года утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Поскольку ответчик не является самостоятельным потребителем коммунальных услуг, а лишь действует в интересах собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, расчет платы должен соответствовать утвержденным правилам для потребителей коммунальных услуг.
Из материалов дела усматривается, что при начислении платы за воду и водоотведение истец использовал недостоверные данные о количестве проживающих в жилых помещениях граждан. Плата за отдельные жилые помещения вообще не начислялась.
Кроме того, как указывает ответчик, в обслуживаемых им домах, имеющих общедомовые приборы учета, имеются нежилые помещения, владельцы которых вносят плату за водоснабжение истцу самостоятельно. В частности, дом 5 по ул. Никитина - ИП Меликджанян В.Л.; дом 11 по ул. Никитина - МУФ СО (ГБУ СО "Центр социального обслуживания"), ООО "Строймаркет", ИП Якушина Л.И., Администрация поселка; дом 12 по ул. Никитина - ООО "Альфа", ООО "Светлана", ООО ПКФ "Триал"; дом 14 по ул. Никитина - ИП Говорова Т.В.; дом 16 по ул. Никитина - Сбербанк, ООО "Наинна", ИП Авдеенко О.В., ИП Белов А.В.; дом 22 по ул. Никитина - ИП Белов А.В.; дом 9 по ул. Энергетиков - ООО ТД "Респект". Данные доводы истцом не опровергнуты.
В нарушение приведенных норм, объем потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды рассчитан без учета объема потребления, приходящегося на нежилые помещения. Таким образом, расчет истца не соответствует требованиям пункта 44 Правил N 354.
Доводы жалобы, что данные сведения истцу были неизвестны по причине того, что не были сообщены ответчиком, отклоняются судом, как несостоятельные.
Статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, в силу указанных норм права абонентом отпущенного в спорные многоквартирные жилые дома (в том числе в спорные помещения) коммунального ресурса (тепловой энергии) является управляющая организация, и по общему правилу именно она должна предоставлять собственникам помещений в многоквартирных жилых домах весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать тепловую энергию для предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению.
Истец не представил доказательств принятия общим собранием собственников помещений в вышеуказанных жилых домах решения о внесении коммунальных платежей за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, ответчик в смысле приведенным выше норм права не обладает статусом абонента, а, следовательно, не является обязанным лицом по оплате тепловой энергии, поставленной в спорные помещения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности размера неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком в спорном периоде.
Условия всякого гражданско-правового договора порождают обязательственные отношения лишь между его сторонами и дают им право требовать исполнения друг от друга, но не от третьих лиц, которые не участвуют в этом договоре.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
Поэтому обязательство не порождает и основанных на договоре прав требования к лицам, не состоящим в этих обязательственных отношениях.
Соответствующая правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 13534/10 и от 22 ноября 2011 года N 7677/11.
При таких обстоятельствах правовые основания для взыскания не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2014 года, принятого по делу N А55-28514/2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 мая 2014 года, принятое по делу N А55-28514/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Н.Ю. Пышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28514/2013
Истец: МУП "Ресурсоснабжение городского округа Жигулевск", МУП "Ресурсоснабжение"
Ответчик: ООО "Управляющая компания Ябловнего оврага", ООО "Управляющая компания Яблоневого оврага"
Третье лицо: МУП "Ресурсоснабжение"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1760/15
06.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7320/15
18.04.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28514/13
15.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17314/13
07.08.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9976/14
23.05.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-28514/13