город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2014 г. |
дело N А32-21754/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей Н.В. Шимбаревой, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Костенко М.А.
при участии:
от открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи": представитель Приписнов И.И. по доверенности от 24.12.2013, представитель Ламышева Л.А. по доверенности от 09.08.2013,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности от 13.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2014 по делу N А32-21754/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" (ИНН 2317044843, ОГРН 1062317013087) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, о признании недействительными решения, требования
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" (далее - ОАО "Международный аэропорт Сочи", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.03.2013 N 15-15/66049, и требования от 26.06.2013 N28338, обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю возвратить из бюджета излишне взысканную сумму НДС за 1 квартал 2011года в размере 9 340 460 руб. 00 коп.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования и просил считать заявленные требования в следующей редакции: признать решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 N15-15/66049 недействительным в части:
- привлечения ОАО "Международный аэропорт Сочи" к ответственности предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с суммой штрафа в размере 1 349 905 руб. 60 коп.;
- в части доначисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 1 квартала 2011 г. в размере 9 171 621 руб.;
- в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в размере 237 541 руб. 63 коп.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" из бюджета сумму НДС за 1 квартал 2011 года в размере 9 171 621 руб. 00 коп.
Решением суда от 18.03.2014 ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено. Признано решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 N15-15/66049 недействительным в части:
- привлечения ОАО "Международный аэропорт Сочи" к ответственности предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации с суммой штрафа в размере 1 349 905 руб. 60 коп.;
- в части доначисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 1 квартала 2011 г. в размере 9 171 621 руб.;
- в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 г. в размере 237 541 руб. 63 коп.
В части обязании Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" из бюджета сумму НДС за 1 квартал 2011 года в размере 9 171 621 руб. 00 коп. оставить без рассмотрения.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 18.03.2014 отменить в части удовлетворенных требований, в заявленных обществом требований отказать по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу ОАО "Международный аэропорт Сочи" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.
В составе произведена замена судьи Николаева Д.В. на судью Шимбареву Н.В. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены состава суда рассмотрение жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по спору.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Ввиду отсутствия возражений налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, то есть в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 N15-15/66049 в части привлечения общества к ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 349 905 руб. 60 коп., доначисления НДС в размере 9 171 621 руб., пени в сумме 237 541 руб. 63 коп.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Международный аэропорт Сочи" представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что обществом неправомерно применено освобождение от налогообложения по коду операции 1010267 "Реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание" в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа на общую сумму 205 827 436,00 рублей.
Инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2013 N 15-15/66049, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить недоимку в размере 9 340 460 руб., штраф в размере 1 383 673,40 руб., пени в размере 249 921,75 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в апелляционном порядке в УФНС России по Краснодарскому краю. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.06.2013 года за N 22-12-502 жалоба удовлетворена частично, решение Межрайонной ИФНС N8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 N15-15/66049 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части начислений налога на добавленную стоимость в части услуг по доставке экипажа, а также соответствующие им пени и штрафы.
Заявитель с решениями налогового органа не согласился, что явилось основанием его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что обществом в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2011 года применено освобождения от налогообложения НДС в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа, оказанных заявителем перевозчикам. При этом указанные услуги являются услугами по обслуживанию коммерческой загрузки воздушного судна и входят в стоимостную основу тарифа по наземному обслуживанию пассажиров и багажа.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции привел следующее обоснование.
Из материалов дела следует, что обществом (обслуживающей стороной) заключались договоры об аэропортовых услугах и наземном обслуживании с авиакомпаниями (перевозчиками).
По условиям указанных договоров на обслуживающую сторону возложены следующие обязательства по обеспечению: посадки и вылета воздушного судна перевозчика; авиационной безопасности в зоне аэродрома; пользования аэровокзалом; обслуживания пассажиров; обработки грузов; посадки или высадки пассажиров; специального обслуживания убывающих пассажиров; дополнительных услуг по авиационной безопасности; штурманского обеспечения полетов; медицинского (предполетного) осмотра членов экипажа; доставки экипажа; предоставления одного места стоянки воздушного судна на вертодроме для временного базирования; инженерно-авиационного обеспечения полетов.
Из текста представленного в материалы дела договора об аэропортовых услугах и наземном обслуживании (стандартная форма договора, применяемая заявителем) следует, что к услугам по обслуживанию пассажиров и багажа относятся: обслуживание пассажиров - услуги при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, в соответствии с Руководством полетной эксплуатации, РЦЗ-83 и другими действующими нормативными документами в области регулирования авиационных перевозок, работ и услуг, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); укладку багажа на транспортные средства; подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества; пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; обработка грузов, включая: таможенный и санитарный контроль (на международных рейсах); взвешивание и маркировку; сортировку на складе, включая сортировку по грузополучателям, оформление документации; комплектование по рейсам, включая комплектацию в контейнеры и поддоны, раскомплектование; кратковременное хранение в установленные сроки; погрузку-выгрузку на перронные погрузочно-разгрузочные средства для транспортировки к воздушному судну и обратно; транспортировку к воздушному судну и обратно; контроль загрузки воздушного судна; погрузку-выгрузку в воздушное судно и обратно; посадку или высадку пассажиров - предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки или высадки пассажиров в/ из воздушного судна; доставку пассажиров - предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна; специальное обслуживание убывающих пассажиров - услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в залах специального обслуживания, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа, обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках), укладку багажа на транспортные средства, подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно/погрузки, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.
В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Указанная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 раздела I приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", действовавшего до 01.05.2013, все услуги, перечисленные в приказе (в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание, указанные в разделе 4 приложения 1 к приказу), относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Суд первой инстанции сослался на письмо от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, в котором Минтранс России разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV приложения N 1 к приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.
Суд первой инстанции указал, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту представляют единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки. С учетом этого суд указал, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации.
В обоснование этого вывода суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 17072/10.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал вывод, что вышеперечисленные услуги правомерно отражены обществом в составе не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал заявленные обществом уточненные требования подлежащими удовлетворению и не принял во внимание доводы инспекции о том, что в тех случаях, когда услуга направлена на обслуживание пассажиров, почты и багажа, то операция по реализации такой услуги подлежит в установленном законом порядке.
Данный вывод суда первой инстанции апелляционная инстанция признает ошибочным ввиду следующего.
Суд первой инстанции не учел, что с 01.01.2010 Минтранс России приказом от 23.11.2009 N 211 внес изменения в Приложение N 1 к приказу N 110, согласно которым аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
В приведенном судом первой инстанции в обоснование соответствия своего вывода правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.06.2011 N 17072/10, рассматривался период до 01.01.2010. В названном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал на то, что названные в Перечне сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Поскольку Перечень установил указанные исключения, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС. Оказанные обществом услуги направлены не на воздушное судно, а на обслуживание пассажиров, багажа и груза и поэтому операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
Несогласие с расчетом сумм начисленных налогов общество не выражало, доводы в этой части не приводило.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные в дело доказательства, правильно установил обстоятельства дела, однако неверно применил нормы права, поэтому суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда от 18.03.2014 по настоящему делу в обжалуемой части и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.
Ссылки общества на решение ФНС России от 16.07.14 и письмо Минтранса от 03.04.13 апелляционным судом во внимание не принимаются, как не опровергающие выводы апелляционной инстанции полностью соответствующие позиции кассационной инстанции, изложенной в постановлении от 16.07.14 по делу N А32-31402/2013.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2014 по делу N А32-21754/2013 отменить в обжалуемой части.
В удовлетворении требований ОАО "Международный аэропорт Сочи" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21754/2013
Истец: ОАО "Международный аэропорт Сочи ", ОАО "Международный Аэропорт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8529/14
24.09.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21754/13
08.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7766/14
18.03.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21754/13
09.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7957/13
03.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14167/13