г. Ессентуки |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А15-18/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу N А15-18/2014 (судья Ф.И. Магомедова)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (ИНН 0544006858, ОГРН 1110544000533)
к Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан (ИНН 0541001139, ОГРН 1020502625835),
Пенсионному фонду России
о признании недействительными решений N 06/01-168 от 25.07.2013 и N 14-22/18440 от 20.11.2013,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан - Меджидова А.Б. по доверенности от 17.05.2014 N 75. (с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Дагестан).
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан (далее - заявитель, налоговая инспекция, МРИ ФНС N 17) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Государственному учреждению -отделению Пенсионного фонда России по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, отделение Пенсионного фонда), Пенсионному фонду России (далее - ПФР) о признании недействительными решений N 06/01-168 от 25.07.2013 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах" и N 14-22/18440 от 20.11.2013 "о принятии решения по жалобе".
Решением суда от 30 апреля 2014 года заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан удовлетворено.
Решение N 06/01-168 от 25.07.2013, принятое Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда России по Республике Дагестан и решение N 14-22/18440 от 20.11.2013, принятое Пенсионным фондом России по жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан.
Решение мотивированно тем, что доказательств извещения лица, привлекаемого к ответственности, не имеется, рассмотрение материалов проверки по существу и вынесение решения о привлечении к ответственности нельзя признать правомерным.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов инспекции. Кроме того привлечение инспекции к ответственности соответствует страховому законодательству.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан участвующая в деле, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу N А15-18/2014 следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по РД зарегистрирована в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Хасавюрту Республики Дагестан 29.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1110544000533.
29.04.2013 на основании решения заместителя Управляющего ГУ-ОПФР по РД от 23.04.2013 N 06/01-168 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов МРИ ФНС N 17.
23.04.2013 заместителю начальника налоговой инспекции вручено требование N 06/01-168 от 23.04.2013 "О предоставлении документов".
28.06.2013 отделением Пенсионного фонда в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении налоговой инспекцией нарушений законодательства в системе государственного пенсионного страхования, составлен акт N 06/01-168.
Из содержания данного акта следует, что налоговой инспекцией совершены правонарушения, предусмотренные: статьей 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
25.07.2013 по результатам рассмотрения материалов проверки, заместителем Управляющего ГУ-ОПФР по РД вынесено решение N 06/01-168 о привлечении МРИ ФНС N 17 по РД к ответственности за совершение указанных нарушений законодательства о страховых взносах.
МРИ ФНС N 17 привлечена к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2011 - 2012 годы в виде штрафа в размере 41 600 руб., по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 2006 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление неполных, недостоверных сведений к штрафу в размере 20 800 руб. 24 коп.
Налоговой инспекции начислены пени по состоянию на 25.07.2013 в размере 7 159 руб. 47 коп.
Налоговой инспекции предложено уплатить недоимку в сумме 208 002 руб. 45 коп.
Налоговой инспекции предложено уплатить штрафы, указанные в пункте 4 решения и пени, указанные в пункте 5 решения (пункт 6.3), а также внести исправления в документы бухгалтерского учета.
На указанное решение 02.10.2013 заявителем направлена жалоба N 1320 в Пенсионный фонд России, в ответ на которую принято решение от 20.11.2013 N 1422/18440 о признании решения ГУ-ОПФР по РД от 25.07.2013 N 06/01-168 соответствующим законодательству Российской Федерации о страховых взносах.
Не согласившись с решением отделения Пенсионного фонда и решением ПФР по жалобе, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Суд по интеллектуальным правам в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений статей 198 - 200 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165 - ФЗ) право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - Пенсионному фонду РФ.
Частью 1 статьи 54 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Как видно из представленных отделением Пенсионного фонда в материалы дела документов, по результатам проведенной проверки составлен акт от 28.06.2013 N 06/01168, в котором отражены выявленные нарушения пенсионного законодательства, допущенные МРИ ФНС N 17.
В частности, выявлены следующие нарушения: при анализе фонда оплаты труда установлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование по фонду оплаты труда за 2012 год на сумму 482459 руб.; не включены в базу для начисления страховых взносов выплаты за оказанные услуги в пользу физических лиц - Гамидова М.Г. и Джагаева О.И. по договорам гражданско-правового характера на сумму 187200 руб.; при анализе подотчетных сумм не представлены авансовые отчеты на сумму 91 736 руб.
В подтверждение суду представлены материалы проверки, в том числе акт проверки с приложениями, копии трудовых договоров с работниками, копии журнала проводок, копии расчетов по начисленным и уплаченным взносам, расчеты пени. Представленные в суд документы в совокупности подтверждают наличие нарушений, допущенных страхователем. Данные документы инспекцией не оспорены.
Справка по результатам проверки и акт проверки были своевременно направлены страхователю письмом от 28.06.2013 и получены им 10.07.2013, что подтверждено входящим штампом (том 1 л.д. 27). Своих возражений страхователь пенсионному фонду не направил, сведения, содержащиеся в акте и в справке, не оспорил.
В деле нет доказательств уведомления страхователя о времени рассмотрения материалов проверки. На вопрос суда представитель пенсионного фонда пояснила, что уведомляли по телефону, но документально телефонограмму не оформили.
Закон 212-фз не предусматривает, что не уведомление о рассмотрении материалов является безусловным основанием для признания решения фонда недействительным.
Сведений о том, что страхователь имел намерения возражать против выводов, содержащихся в акте проверки и изложить эти возражения лично, в исковом заявлении, в пояснениях налоговой инспекции не содержится, материалами дела не подтверждается; доводов об отсутствии оснований для начисления взносов, пеней страхователь не приводит, указывает лишь на неполноту изложения решения.
Суд первой инстанции, проверив доводы инспекции о нарушении органом пенсионного фонда процедуры вынесения решения о привлечении к ответственности, не учел следующего.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решение получено инспекцией 13.08.2013 (том N 1 л.д.18-19), заявление в суд подано 08.01.2014, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте (том 1 л.д. 49).
Трехмесячный срок обращения в суд инспекцией нарушен, соответствующего ходатайства о восстановлении срока заявлено не было.
Нарушение процессуального срока обращения в суд, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обжалование решения в вышестоящий орган не препятствует своевременному обращению в суд с требованием об оспаривании решения от 25.07.2013.
Ответ ПФР от 20.11.2013 на жалобу страхователя не нарушает прав и законных интересов инспекции, не создает материальной обязанности по уплате обязательных платежей, так как такая обязанность возникла на основании решения от 25.07.2013, оснований для признания его недействительным не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу N А15-18/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.04.2014 по делу N А15-18/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Дагестан - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-18/2014
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по РД, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Республике Дагестан
Ответчик: ГУ-Отделение Пенсионного Фонда РФ по РД
Третье лицо: Государственное Учреждение-Отделение Пенсионного Фонда РФ по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8354/14
06.08.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2174/14
04.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-18/14
30.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-18/14