г. Москва |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А40-2785/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И. Ковика,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по тарифам
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2014 по делу N А40-2785/2014, принятое судьей И.Н. Уточкиным (92-35),
по заявлению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1) ООО "РосЭнергоСеть", 2) ООО "СК "Дальпитерстрой", 3)Федеральная служба по тарифам
о признании незаконными и отмене решения и предписания
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Огневская Д.В. по дов. от 02.06.2014; |
от третьих лиц: |
1)-2) не явились, извещены; 3) Кутузова И.А. под дов. от 28.07.2014, Кукушкин И.П. по дов. от 15.04.2014. |
УСТАНОВИЛ:
Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга (заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 21.10.2013 по делу N 1-15-189/00-21-13.
Решением от 08.05.2014 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что решение и предписание антимонопольного органа вынесены в рамках компетенции ФАС России с соблюдением норм закона, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, третье лицо (Федеральная служба по тарифам) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы указывает на невозможность установления индивидуального тарифа для организации в отсутствие договоров на услуги по передаче электрической энергии.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга поддержал правовую позицию Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "РосЭнергоСеть" и ООО "СК "Дальпитерстрой" в совместном отзыве поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица (ФСТ России) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта. Считает, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Представители заявителя и третьих лиц (ООО "РосЭнергоСеть" и ООО "СК "Дальпитерстрой") извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Отзыв заявителя содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие названных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушанных мнений представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "РосЭнергоСеть" (ООО "РЭС") имеет на своем балансе объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ему на основании договора аренды имущества от 01.09.2011 N 05/11-РЭС, с помощью которых планирует осуществлять деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Через указанные объекты электросетевого хозяйства осуществляется энергоснабжение социально-значимых объектов, построенных строительной компанией ООО "СК "Дальпитерстрой" (жилье для ветеранов ВОВ, поликлиника, детское дошкольное учреждение).
Для осуществления деятельности по передаче электрической энергии ООО"РЭС" обратилось в Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга с заявлением (исх. от 12.12.2011 N 206) и приложенными расчетными материалами в целях установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.
ООО "РЭС" для установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии в адрес Комитета по тарифам г. Санкт-Петербурга представлены следующие документы:
- пояснительная записка по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "РЭС" на 2012 год;
- обосновывающие документы к пояснительной записке по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "РЭС" на 2012 год;
- балансы электрической энергии (мощности) по сетям ООО "РЭС" с расчетом нормативов технологических потерь электроэнергии в сетях на ее передачу на 2012-2014 гг. с программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- экспертиза нормативов технологических потерь электроэнергии в сетях на ее передачу для ООО "РЭС" на 2012 и прогноз до 2014 год.
Письмом от 22.12.2011 N 01-22-4663/11-0-1 Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга известил ООО "РЭС" об открытии дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РЭС" в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на территории Санкт-Петербурга на 2012-2014 гг. Срок проведения экспертизы по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "РЭС" определен до 20.01.2012.
На заседании Комитета по тарифам г. Санкт-Петербурга, состоявшемся 20.01.2012, правление приняло решение продлить срок проведения экспертизы по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РЭС" до 20.02.2012.
Письмами от 18.01.2012 N 01-14-104/12-0-0, от 29.03.2012 N 01-14-483/12-0-0, от 04.04.2012 N 01-14-537/12-0-0, от 27.04.2012 N 01-14-730/12-0-0, от 27.06.2012 N 01-14-1175/12-0-0, от 17.07.2012 N 01-14-1308/12-0-0, от 30.07.2012 N 01-14-1417/12-0-0, от 27.08.2012 N 01-14-1680/12-0-0, от 10.09.2012 N 01-14-1799/12-0-0, от 15.09.2012 N 01-14-1935/12-0-0, от 25.10.2012 N 01-14-2299/12-0-0, от 29.10.2012 N 01-14-2325/12-0-0, от 31.10.2012 N 01-14-2366/12-0-0, от 22.11.2012 N 01-14-2627/12-0-0, от 26.11.2012 N 01-14-2657/12-0-0 Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга приглашал ООО "РЭС" на заседания правления Комитета, по результатам которых уведомлял ООО "РЭС" о продлении срока проведения экспертизы по определению экономически обоснованной величины расходов и прибыли, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РЭС".
Письмом от 27.12.2012 N 01-14-3203/12-0-0 Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга предложил обществу отозвать заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "РЭС".
Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами, в связи с вступлением в силу Правил госрегулирования цен Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга требовал от ООО "РЭС" представить договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенные с гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) и с соответствующей смежной сетевой организацией, либо трехсторонний договор.
В ФАС России поступило заявление ООО "РосЭнергоСеть" о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга, выражающемся в уклонении от установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2012-2014 гг.
По результатам рассмотрения заявления ФАС России вынесены решение и предписание от 21.10.2013 по делу N 1-15-189/00-21-13.
Решением от 21.10.2013 антимонопольный орган признал факт нарушения Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части не установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии для ООО"РосЭнергоСеть".
Предписанием от 21.10.2013 ФАС России обязала Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга прекратить бездействие в части не установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии для ООО "РосЭнергоСеть".
Не согласившись с вынесенными ФАС России решением и предписанием, Комитет по тарифам г. Санкт-Петербурга обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу норм ст.ст. 22, 23, 39 Федерального закона "О защите конкуренции" и Положения "О Федеральной антимонопольной службе" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331) ФАС России наделена полномочиями на принятие оспариваемых решения и предписания.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
Фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются.
В соответствии с нормой ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с названной нормой материального права доказыванию подлежат обстоятельства возможного ограничения или устранения конкуренции на товарном рынке в результате принятия правового акта, совершения действий (бездействия) и наличие (отсутствие) прямо закрепленного Федеральным законом полномочия заявителя принять соответствующий правовой акт, совершить такие действия.
Как указано в п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественных монополий, и подлежит государственному регулированию.
Согласно п. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О естественных монополиях" для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроки рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающий перечень представляемой документации, порядок проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений.
В соответствии п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
По смыслу приведенных норм деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в п. 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормой п. 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178) предусмотрен перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган.
Согласно пп. 13 п. 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Действовавшие до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109) в п. 10 также устанавливали перечень материалов, подаваемых организацией в орган регулирования вместе с заявлением об установлении тарифов, и не включали договор (проект договора) на осуществление регулируемых видов деятельности, в отношении которых предполагается установление тарифов.
В указанной связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выполнение требования о предоставлении договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не распространяется требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности.
Данное толкование правовых норм приведено в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.07.2014 по делу А40-111756/2013.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ни заявитель, ни податель апелляционной жалобы не сослались на нормативно правовой акт, наделяющий орган тарифного регулирования правом устанавливать, наряду с Правительством Российской Федерации, исчерпывающий перечень представляемой документации для решения вопроса об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике.
Необоснованное не установление Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга тарифов на услуги по передаче электрической энергии препятствует в осуществлении обществом данного вида экономической деятельности и ведет к недопущению (ограничению) конкуренции.
В указанной связи, суд первой инстанции обоснованно посчитал выводы ФАС России в оспариваемом решении законными.
В указанной связи, суд признает законным вынесенное на основании решения от 21.10.2013 по делу N 1-15-189/00-21-13 предписание.
Соответствующие закону решение и предписание антимонопольного органа не нарушают права заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности установления индивидуального тарифа для организации в отсутствие договора на услуги по передаче электрической энергии не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
В силу п. 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных указанными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Довод апелляционной жалобы об обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимать решения по форме, утверждаемой ФСТ России, не может быть принят судом.
Данное обстоятельство само по себе не наделяет ФСТ России и названные органы исполнительной власти правом принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2014 по делу N А40-2785/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2785/2014
Истец: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
Ответчик: Комитет по тарифам С. -Петербурга, Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: ООО "РосЭнергоСеть", ООО "СК "Дальпитерстрой", Федеральная служба по тарифам, ФТС