г. Санкт-Петербург |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А56-57854/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Бабчик В.Н. по доверенности от 10.01.2014
от заинтересованного лица: Белоусова И.В. по доверенности от 04.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8584/2014) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Правительства ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2014 по делу N А56-57854/2013(судья Хохлов Д.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Аква Норд-Вест"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Правительства ЛО
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аква Норд-Вест" (ОГРН 1077847167562, адрес: 199053, г. Санкт-Петербург, Средний пр. ВО, д. 4А; далее - общество, заявитель, ООО "АНВ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (адрес: 197342, г. Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д. 4; далее - Комитет, административный орган) от 06.09.2013 N 0545-13/ДП о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.
Решением от 05.03.2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела имеются надлежащие и достаточные доказательства события и состава вменяемого обществу административного правонарушения. Административный орган указывает, что ООО "АНВ" не приняло достаточных и исчерпывающих мер для локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий, а также информирования об имеющейся аварийной ситуации соответствующие органы государственной власти, в том числе, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области и Комитета.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "АНВ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Ленинградской межрайонной прокуратурой проведена выездная проверка ООО "АНВ" по вопросу сброса сточных вод на территорию, прилегающую к территории Кузьмоловского гаражно-строительного кооператива "Лада", в населенном пункте Кузьмоловский Всеволожского района Ленинградской области, что является нарушением требований Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - Правила N 168), статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ), статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ). Указанные обстоятельства зафиксированы актом осмотра территории от 27.05.2013.
По результатам рассмотрения материалов проверки прокуратурой вынесено постановление от 24.06.2013 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьями 8.1, 8.2 КоАП РФ, материалы дела направлены в Комитет для проведения административного расследования.
В рамках проведения административного расследования 15.08.2013 Комитетом произведен осмотр проверяемой территории, по месту расположения объектов коммунального назначения, переданных в аренду для технологической эксплуатации и технического обслуживания обществу, по результатам которого составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там вещей. Осмотр производился в присутствии генерального директора общества и двух понятых.
В ходе осмотра канализационного коллектора, принимающего хозяйственно-бытовые стоки от потребителей-абонентов, расположенных на ул. Школьная (от ул. Железнодорожная до ул.Рядового Иванова): на Ленинградском шоссе (от ул. Железнодорожная до ул.Рядового Иванова, вдоль автомобильной трассы СПб - Матокса) установлено, что разрушен канализационный поворотный колодец N 46 (обозначение в соответствии с имеющейся технологической схемой ВиК п. Кузьмоловский), вследствие чего сточные воды сбрасываются на рельеф и аккумулируются в низине (земельного участка с пониженным рельефом естественного происхождения), расположенной на расстоянии 900-1000 м. от места разрушения канализационного коллектора. Кроме того, при осмотре участка канализационной сети от канализационного колодца N 2, N 51, N 52, N 53, N54, N1012, N151, N201 установлено следующее: восстановлены защитные крышки смотровых канализационных колодцев. Произведен ремонт колодца N 201 - демонтирована верхняя часть железобетонного элемента, ранее находившегося в аварийном состоянии и произведены работы по замене верхней части. Колодец N 51 был нарощен регулировочными железобетонными кольцами в количестве трех штук и выведен на отметку существующего рельефа, во избежание попадания поверхностного стока с прилегающей территории. Колодец N 151 произведена заделка стыков цементным раствором, исключающая попадание в колодец сторонних предметов. Колодец N 201 организована ограждающая конструкция из сетки рабицы, предотвращающая попадание в колодец сторонних предметов. Произведена промывка канализационного коллектора водой на участке от колодца N 51 и основным канализационным коллектором у ЗАО "Тема", с целью возможности подключения нового строящегося участка канализационному коллектора к существующему действующему участку эксплуатируемого канализационного коллектора.
На основании выявленных нарушений 16.08.2013 в отношении ООО "АНВ" Комитетом составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьями 8.1, 8.2 КоАП РФ.
Постановлением от 06.09.2013 N 0545-13/ДП общество привлечено к ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размер 100 000 рублей.
Постановление от 06.09.2013 N 0545-13/ДП обжаловано обществом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела безусловных доказательств вины общества в совершении вмененного ему правонарушения, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.1, 8.2 КоАП РФ. В связи с отсутствием вины общества во вменяемом административном правонарушении оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет несоблюдение экологических требований при строительстве, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правила N 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам.
Закон N 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Закон N 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Закона N 7-ФЗ, статье 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается (актом осмотра от 27.05.2013, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там вещей от 15.08.2013, протоколом об административном правонарушении от 16.08.2013) тот факт, что при эксплуатации канализационного коллектора, находящегося в аварийном нерабочем состоянии, осуществляется сброс сточных вод непосредственно на почву, что приводит к загрязнению почвы. Таким образом, событие административного правонарушения правомерно установлено административным органом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с условиями договора аренды коммунального имущества N 65-10 от 11.10.2010 ООО "АНВ" передано в аренду недвижимое имущество в количестве 18 объектов, и в технологическую эксплуатацию и техническое обслуживание 218 объектов сетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 2.4.9 договора арендатор за свой счет производит текущий ремонт, в рамках которого, он не в праве производить какие-либо переустройства и/или переоборудования сетевого хозяйства без письменного разрешения на то арендодателя, согласованного с заинтересованными структурными подразделениями администрации, и без получения разрешения на право производства работ.
Согласно пункту 3.11 Постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (далее - Положение N 279) к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту определен в Приложении 8 к Положению N 279.
В рассматриваемом случае, для предотвращения совершения вменяемого обществу административного правонарушения требуется капитальный ремонт переданного ООО "АНВ" имущества. Поскольку имущество передано в аренду в аварийном состоянии, что подтверждается, в том числе, письмами предыдущего арендатора - ОАО "Водотеплоснаб", а проведение капитального ремонта производственных зданий и сооружений самостоятельно арендатором не предусмотрено действующим законодательством и условиями договора аренды от 11.10.2010, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях ООО "АНВ" вины в инкриминируемом административном правонарушении. На момент рассмотрения дела судом первой инстанции собственником имущества произведен ремонт имущества (коллектора), что административным органом не оспаривается. В материалы дела представлены документы, подтверждающие указанные обстоятельства, а именно акт о приемке выполненных работ от 04.07.2013.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит отсутствие основания для привлечения к административной ответственности, то суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 06.09.2013 N 0545-13/ДП о привлечении ООО "АНВ" к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 марта 2014 года по делу N А56-57854/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Правительства ЛО - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57854/2013
Истец: ООО "Аква Норд-Вест"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасноти Правительства ЛО