г. Санкт-Петербург |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А56-75978/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от истца: Соколов К.А. по доверенности от 12.05.2014
от ответчика: Минин С.Н. по доверенности от 01.04.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13865/2014) ООО "ЖКС N 2 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2014 по делу N А56-75978/2013, принятое
по иску ООО "ЖКС N 2 Фрунзенского района"
к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Фрунзенского района" (адрес: 192289, Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича, д.34, ОГРН: 1089847212036; далее - истец, ООО "ЖКС N 2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" (адрес: 198188, Санкт-Петербург, ул. Броневая,д. 6 Б, ОГРН: 1057810153400, далее - ОАО "ТГК N 1", ответчик) о взыскании 305 566 руб. неосновательного обогащения в виде 1/100 суммы оплаты, произведенной сверх подлежащей оплате потребленной тепловой энергии надлежащего качества.
Решением от 23.03.2014 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 2" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в материалах дела имеются исчерпывающие доказательства некачественного оказания ответчиком услуг отопления, а именно отчеты о теплопотреблении, копии графиков температур на отопительный сезон 2011-2012 годов, которыми подтверждается неоднократное нарушение ОАО "ТГК N 1" температурного режима теплоносителя.
В судебном заседании представитель ООО "ЖКС N 2" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОАО "ТГК N 1" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве. Кроме того, 05.08.2014 от ООО "ЖКС N 2" в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об увеличении исковых требований. Данное ходатайство отклонено апелляционным судом на основании части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 01.04.2008 между истцом и ответчиком заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 8380 в редакции дополнительных соглашений, и N 8390 в редакции дополнительных соглашений, по условиям которых ответчик принял на себя обязательство поставлять тепловую энергию в горячей воде, а истец - оплачивать потребленную тепловую энергию.
Истец принял поставленную ответчиком тепловую энергию и полностью оплатил ее. Между тем, как указывает истец, в период с 01.01.2012 по 28.02.2012 услуги по поставке тепловой энергии ответчиком оказывались некачественно, в связи с многочисленными аварийными ситуациями на трубопроводах в зоне ответственности ответчика отключалась подача тепловой энергии. По мнению ООО "ЖКС N 2", сумма, подлежащая перерасчету за указанный период составила 30 556 638 руб.
Истец также указал, что гражданам - потребителям тепловой энергии произведен перерасчет на общую сумму 10 725 504 руб. 04 коп. В качестве доказательств произведенного перерасчета, а также подачи ответчиком в январе - феврале 2012 года тепловой энергии ненадлежащего качества ООО "ЖКС N 2" представлены выписки из программы ГУП "ВЦКП", а также факсограммы ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" в адрес ГУ "ЖА Фрунзенского района", потребителей по принадлежности, управляющих компаний, ООО "ЖКС N 2" и ЦТП 7-й район, в которых содержатся сведения о предстоящих ремонтных работах на трубопроводах.
В связи с изложенным ООО "ЖКС N 2" обращалось в адрес ОАО "ТГК N 1" с претензиями о перерасчете суммы оплаченной тепловой энергии ненадлежащего качества.
Поскольку ответчик отказался производить перерасчет суммы оплаты поставленной и оплаченной тепловой энергии за период с 01.01.2012 по 28.02.2012, ООО "ЖКС N 2" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ОАО "ТГК N 1" неосновательного обогащения в размере 1/100 от суммы сверх подлежащей оплате потребленной тепловой энергии ненадлежащего качества, что составило 305 566 руб.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств оказания ОАО "ТГК N 1" услуг по поставке тепловой энергии ненадлежащего качества.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Согласно части 2 статьи 547 ГК РФ если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Отношения сторон в спорный период регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 N 307 в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 307).
Правила N 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил N 307 "коммунальные услуги надлежащего качества" - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги (пункты 60-62 Правил N 307).
Согласно подпункту "з" пункта 49 Правил N 307 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения.
На основании изложенного арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть зафиксировано потребителем, который обращается с соответствующим заявлением, жалобой, требованием либо претензией к исполнителю коммунальных услуг, который, в свою очередь, обязан вести их учет.
Разделом VIII Правил N 307 определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (пункты 64-65 Правил N 307).
Согласно пунктам 66, 67 Правил N 307 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Таким образом, по результатам проверки по факту непредставления коммунальных услуг составляется акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем.
В соответствии с пунктом 71 Правил N 307 акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Пунктом 6 Правил N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам дает Минрегион РФ.
В Письме Минрегиона РФ "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" от 04.06.2007 N 10611-ЮТ/07, разъяснено, что в соответствии с пп. "ж" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном разделом VII порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
При этом исполнитель коммунальных услуг должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении граждан-потребителей коммунальных услуг, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю коммунальных услуг стало известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 307 в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств предоставления ответчиком услуг ненадлежащего качества, прямо предусмотренных положениями Правил N 307, а именно доказательства снижения параметров качества теплоносителя (тепловой энергии) и времени такого снижения, отсутствуют соответствующие акты о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность (с фиксированием отклонения температуры воздуха в жилых помещениях), а также отсутствие доказательств произведения соответствующего перерасчета гражданам-потребителям коммунальных услуг по указанным причинам.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В связи с тем, что ответчиком не представлены доказательства в подтверждение сведений о регистрации в аварийно-диспетчерской службе соответствующих заявлений о непредоставлении конкретному потребителю коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также информация о произведенном перерасчете платы за коммунальные услуги по указанной причине отсутствует, а факсограммы, на которые ссылается истец как на основание своих требований, наряду с вышеуказанными сведениями, содержат информацию, что ограничение теплоснабжения будет учтено в начислениях за тепловую энергию судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод об отсутствии надлежащих и достаточных доказательств в обоснование заявленных исковых требований. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 марта 2014 года по делу N А56-75978/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N2 Фрунзенского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75978/2013