г. Москва |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А41-45836/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ГУП МО "Мособлгаз" - Гриб М.М., представитель по доверенности от 02.12.2013 N 20-15/398,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП МО "Мособлгаз" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.03.2014 по делу N А41-45836/13, принятое судьей Капаевым Д.Ю., по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области "Мособлгаз" (далее - общество, ГУП МО "Мособлгаз") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (палата) о признании незаконным решения от 08.08.2013 N МО-13/РКФ-369270 об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт газопровода низкого давления протяжённостью 37 м., расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, с. Никитское (спорный объект), обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учёт спорный объект.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.03.2014 по делу N А41-45836/13 в удовлетворении заявления отказано (том 1 л.д. 211).
Не согласившись с указанным судебным актом ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение 20.03.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Дело рассматривается в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель ГУП МО "Мособлгаз" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора подряда от 25.02.2013 N 20/20-2013, копии акта сдачи-приемки работ по договору, копии платежных поручений от 01.03.2013, от 30.05.2013.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Как установлено апелляционным судом, в суде первой инстанции ГУП МО "Мособлгаз" заявляло ходатайство о приобщении договора подряда от 25.02.2013 N 20/20-2013 к материалам дела.
Судом первой инстанции отклонено ходатайство о приобщении к материалам дела данного договора, ссылаясь на то, что договор, как доказательство, не имеет отношение к рассматриваемому спору (том 1, л.д. 74).
Апелляционный суд, рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных документов, приходит к выводу о необходимости его удовлетворения с учетом того обстоятельства, что представленные документы имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ГУП МО "Мособлгаз" с целью учета всех бесхозяйных объектов газового хозяйства на территории Московской области является заказчиком кадастровых работ и постановке на кадастровый учет данных объектов.
25.02.2014 между ГУП МО "Мособлгаз" (заказчик) и ООО "Земельно-правовой центр" (подрядчик) заключен договор подряда N 20/20-2013 на выполнение кадастровых работ по подготовке технических планов.
Согласно пункту 1.1 данного договора подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить кадастровые работы по подготовке технических планов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет объектов.
11.07.2013 кадастровый инженер ООО "Земельно-кадастровый центр" Васильев И.А., подготовил технический план сооружения на газопровод низкого давления протяженностью 37 м., расположенный по адресу Московская область, г. Домодедово, Никитское (далее - газопровод), и 11.07.2013 общество обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением N 50-0-1-90/3001/2013-5605 о постановке на государственный кадастровый учет газопровода.
К указанному заявлению, кроме технического плана, была приложена декларация об объекте недвижимости, составленная и заверенная органом местного самоуправления - Администрацией городского округа Домодедово Московской области.
Решением от 08.08.2013 N МО-13/РКФ-З69270 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало постановке на государственный учет газопровода по причине того, что в представленном техническом плане основанием для его составления являлась декларация, которая, как документ, не может подтверждать факт создания спорного объекта (том 1, л.д. 44-45).
Полагая, что решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт является незаконным, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из материалов дела не следует, что с заявлением N 50-0-1-90/3001/2013-5605 в отношении постановки на кадастровый учёт именно спорного объекта в палату обращался именно заявитель, его доверенное лицо, решение вынесено в отношении спорного объекта, при обращении с заявлением представлялась декларация, в том числе на спорный объект.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
На основании статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно статьей 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Пунктом 3 статьи 218 ГК РФ установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пункт 1 статьи 225 ГК РФ определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Пункт 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что 25.02.2014 между ГУП МО "Мособлгаз" (заказчик) и ООО "Земельно-правовой центр" (подрядчик) заключен договор подряда N 20/20-2013 на выполнение кадастровых работ по подготовке технических планов.
Согласно пункту 1.1 договора подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить кадастровые работы по подготовке технических планов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет объектов.
11.07.2013 после подготовки кадастровым инженером ООО "Земельно-кадастровый центр" технического плана сооружения на газопровод низкого давления протяженностью 37 м., расположенного по адресу Московская область, г. Домодедово, Никитское, общество обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением N 50-0-1-90/3001/2013-5605 о постановке на государственный кадастровый учет газопровода. К указанному заявлению, кроме технического плана, была приложена декларация об объекте недвижимости, составленная и заверенная органом местного самоуправления - Администрацией городского округа Домодедово Московской области.
В качестве доказательств подтверждающих обращение по поводу постановки на кадастровый учет газопровода низкого давления протяженностью 37 м., расположенного по адресу Московская область, г. Домодедово, с. Никитское ГУП МО "Мособлгаз" представлен технический план сооружения от 24.04.2013 на вышеуказанный газопровод, в котором в правом верхнем углу содержится запись, которая заполняется специалистом органа кадастрового учета, в котором указано на регистрационный номер N 50-0-1-90/3001/2013-5605 и дата обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет вышеуказанного газопровода от 11.07.2013 (том 1 л.д.205).
В оспариваемом решении заинтересованного лица от 08.08.2013 N МО-13/РКФ-369270 на первой странице указано, что рассмотрено "заявление о постановке на государственный учет объекта учета N 50-0-1-90/3001/2013-5605 от 11.07.2013". Аналогичная информация о номере учета объекта и дате заявления указана в уведомлении заинтересованного лица об отказе в постановке на кадастровый учет объекта.
Таким образом, идентичность номера объекта учета N 50-0-1-90/3001/2013-5605, указанного работником заинтересованного лица в техническом плане на вышеуказанный газопровод, а также номер объекта учета, указанного в оспариваемом решении и уведомлении заинтересованного лица, а также дата заявления о постановке на кадастровый учет объекта, в вышеуказанных документах, подтверждают факт обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта - газопровода низкого давления протяженностью 37 м. расположенного по адресу Московская область, г. Домодедово, с. Никитское (том 1, л.д. 13).
Из материалов дела усматривается, что в обоснование отказа в постановке на государственный кадастровый учет газопровода в оспариваемом решении заинтересованное лицо указано, что в представленном техническом плане в качестве документа основания для его составления представлена декларация об объекте недвижимости, которая в соответствии с частью 9 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является документом, содержащим описание такого объекта и подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случаях, если недвижимое имущество создано на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимости для которого в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на строительство. При этом в указанном случае, как указано заинтересованным лицом, заявителем является гражданин, обладающим правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким участком, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости.
Заинтересованное лицо указывает на то, что для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества декларация об объекте недвижимости представляется только в случае, если объект недвижимости создан на земельном участке, представленным для ведения дачного хозяйства или садоводства или на создание которого не требуется выдача разрешения на строительство и с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта обращается гражданин, которому данный земельный участок принадлежит на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данное основание для отказа является ошибочным.
Согласно пункту 2 статьи Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости к заявлению о постановке на кадастровый учет объекта капитального строительства предоставляется технический план, в котором в соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости указываются сведения об объекте недвижимости. Данные сведения указываются на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, положения пункта 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости, предусматривающим указания в техническом плане сведений об объекте недвижимого имущества на основании декларации, в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта на объект, распространяются на все объекты недвижимости без исключения.
Вышеуказанное положение, предусмотренное пунктом 8 статьи 41 Закона о государственном кадастре недвижимости, также закреплено в пункте 11 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 (далее - Требования).
Следовательно, является незаконным вывод заинтересованного лица, изложенный в оспариваемом отказе о том, что в нарушении пункта 11 Требований отсутствует документ, на основании которого в технический план внесены сведения об объекте недвижимости, поскольку, как указано выше, к техническому плану представлена декларация, составленная и заверенная органом местного самоуправления - Администрацией городского округа Домодедово Московской области.
С учетом положений статьи 225 ГК РФ и пп. 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ в письме Министерства экономического развития РФ от 09.11.2012 N ОГ-Д23-5551 указано, что государственный учет в отношении сооружения - бесхозяйной коммунальной сети может быть осуществлен на основании технического плана сооружения, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной лицом, не являющимся правообладателем сооружения, - органом местного самоуправления.
Таким образом, постановка на государственный учет бесхозяйного газопровода на основании заявления любого лица с приложением технического плана и декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной органом местного самоуправления, соответствует предъявляемым законодательством РФ требованиям.
Из вышеуказанных обстоятельств следует, что ФГБУ "ФКП Росреестра" неправомерно отказало обществу в постановке на государственный кадастровый учёт газопровода.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о неподтверждении того обстоятельства, что с заявлением N 50-0-1-90/3001/2013-5605 в отношении постановки на кадастровый учёт именно спорного объекта в палату обращался именно заявитель или его доверенное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Представленным в материалы дела техническим планом (том 1, л.д. 13) подтверждено, что заказчиком кадастровых работ и работ по постановке на кадастровый учет газопроводов в г. Домодедово и Домодедовском районе Московской области, в т.ч. спорного газопровода выступало ГУП МО "Мособлгаз".
Вышеуказанные работы проводились ООО "Земельно-правовой центр" на основании заключенного с ГУП МО "Мособлгаз" договора подряда на выполнение кадастровых работ по подготовке технических планов от 25.02.2013 N 20/20-2013. С заявлением о постановке на кадастровый учет спорного газопровода обратился работник ООО "Земельно-правовой центр" в целях выполнения вышеуказанного договора Погонина Т.Ф. (том 1, л.д. 205). Данное обстоятельство следует из содержания распоряжения ООО "Земельно-правовой центр" от 04.06.2013 N48.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 08.08.2013 N МО-13/РКФ-369270 об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2014 года по делу N А41-45836/13 отменить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 8.08.2013 N МО-13/РКФ-369270 об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт газопровода низкого давления протяжённостью 37 м., расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, с. Никитское.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет газопровода низкого давления протяжённостью 37 м., расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, с. Никитское.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45836/2013
Истец: ГУП газового хозяйства Московской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"