г. Челябинск |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А34-1967/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Бабкиной С.А., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Возрождение" на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.06.2014 по делу N А34-1967/2014 (судья Гусева О.П.)
Закрытое акционерное общество "Возрождение", г. Курган (ОГРН 1084501004752) (далее - ЗАО "Возрождение", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кургану, г. Курган (ОГРН 1044515000001) (далее - уполномоченный орган, Инспекция ФНС России по г. Кургану) от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, об обязании Инспекции ФНС России по г. Кургану принять решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности ЗАО "Возрождение" в связи с его ликвидацией по решению общего собрания акционеров (л.д. 3).
Решением суда первой инстанции от 02.06.2014 (резолютивная часть от 26.05.2014) в удовлетворении требований ЗАО "Возрождение" отказано (л.д. 90-93).
В апелляционной жалобе ЗАО "Возрождение" просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; признать решение Инспекции ФНС России по г. Кургану от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, обязать Инспекцию ФНС России по г. Кургану принять решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ЗАО "Возрождение" в связи с его ликвидацией по решению общего собрания акционеров (л.д. 98-100).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ЗАО "Возрождение" ссылалось на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта. Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами. Заявитель полагает, что на основании представленной в материалы дела справки о задолженности ЗАО "Возрождение" перед УПФР в г. Кургане невозможно сделать однозначный вывод о достоверности ликвидационного баланса. Кроме того, в данной справке указана сумма основного долга, которая заявителем была погашена. По мнению ЗАО "Возрождение", в нарушение норм процессуального права суд принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле: была установлена дебиторская задолженность УПФР в г. Кургане по пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 443 руб. 70 коп. и по штрафу в сумме 9 руб. 45 коп. При этом, решение было принято на основании одного документа - Требования УПФР в г. Кургане от 17.02.2014 N 0550044001137, законность предоставления которого судом не проверена.
Инспекция ФНС России по г. Кургану представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором по доводам апелляционной жалобы возразила.
Также ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу пояснила, что в представленном заявителем для государственной регистрации бухгалтерском (ликвидационном) балансе данные о наличии кредиторской задолженности перед УПФР в г. Кургане отсутствуют. Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Кроме того, по мнению уполномоченного органа, неверное нормативное обоснование налоговым органом отказа в государственной регистрации ликвидации ЗАО "Возрождение" не нарушает прав и законных интересов заявителя и не может являться основанием для признания данного решения незаконным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
До начала судебного заседания от ЗАо "Возрождение" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Возрождение" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 12.05.2008 Инспекцией ФНС России по г. Кургану в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1084501004752, свидетельство серия 45, 000975266 (л.д. 18-24).
07.03.2014 ЗАО "Возрождение" обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Кургану с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 41-44).
Согласно расписке в получении документов от 07.03.2014 вх. N 678 к заявлению были приложены: квитанция об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс (л.д. 40).
17.03.2014 Инспекцией ФНС России по г. Кургану принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 5). В качестве отказа в государственной регистрации налоговым органом было указано на нарушение заявителем подпункта "г" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации - отсутствие документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Ссылаясь на принятие данного решения уполномоченным органом с нарушением положений статьи 23 Закона о государственной регистрации, ЗАО "Возрождение" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным. В качестве правового обоснования заявленных требований ЗАО "Возрождение" указало статью 23 Закона о государственной регистрации, статьи 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "Возрождение" требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем для государственной регистрации представлен ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения и является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неверное нормативное обоснование налоговым органом отказа в государственной регистрации ликвидации ЗАО "Возрождение" не нарушает прав и законных интересов заявителя и не может являться основанием для признания данного решения незаконным.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона о государственной регистрации.
Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона.
Согласно данной норме для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона о государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при обращении в налоговый орган к заявлению о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ЗАО "Возрождение" не приложен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе расчёт о начисленных и уплаченных страховых взносах за 1 квартал 2014 года, опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР, опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР, список застрахованных лиц, сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (л.д. 6-26), а также принимая во внимание, что в соответствии с межведомственным запросом, направленным Инспекцией ФНС России по г. Кургану в электронном виде (л.д. 80) данные о невыполнении заявителем требований пенсионного законодательства в части представления необходимых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не представлены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования пенсионного законодательства выполнены заявителем в полном объёме.
Данные обстоятельства, как верно указано судом первой инстанции, свидетельствуют об отсутствии у Инспекции ФНС России по г. Кургану оснований для отказа в государственной регистрации заявителя в связи с его ликвидацией в связи с невыполнением требований подпункта "г" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации.
Вместе с тем, установив, наличие у ЗАО "Возрождение" перед УПФР в г. Кургане Курганской области неотраженной в бухгалтерском балансе, представленном заявителем для государственной регистрации (л.д. 81-85), и непогашенной кредиторской задолженности, суд пришел к правильному выводу о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс по своему содержанию не соответствовал требованиям действующего законодательства (статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, поскольку для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган не представлены все необходимые документы, вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае основания для удовлетворения заявленных требований и признания решения регистрирующего органа от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица незаконным отсутствуют, являются обоснованным.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание в силу следующего.
Действительно нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами. В то же время необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенный в Постановлении N 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно.
Таким образом, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Факт наличия у ЗАО "Возрождение" перед УПФР в г. Кургане Курганской области неотраженной в бухгалтерском балансе, представленном заявителем для государственной регистрации (л.д. 81-85), и непогашенной кредиторской задолженности по пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1443 руб. 70 коп. и по штрафу в сумме 9 руб. 45 коп. подтверждается требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам от 17.02.2014 N 0550044001137, полученным ликвидатором заявителем Лебедевым В. Л. и заявлением УПФР в г. Кургане Курганской области от 28.01.2014 N 30\2443 (л.д. 62-68).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих отсутствие указанной задолженности, ЗАО "Возрождение" не представлено, равно как и не представлено доказательств погашения данной задолженности.
Поскольку представленные в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации прекращения деятельности общества.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Возрождение" о признании решения Инспекции ФНС России по г. Кургану от 17.03.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов являются верными, указанные ранее довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права в связи с тем, что обжалуемое решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно УПФР в г. Кургане, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем также судом отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из текста обжалуемого судебного акта не следует, что при разрешении рассматриваемого спора затрагиваются права и законные интересы УПФР в г. Кургане. Следовательно, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указанного лица по инициативе суда не имелось. Ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УПФР в г. Кургане участвующими в деле лицами не заявлялось. Следовательно, указанный ранее довод апелляционной жалобы судом отклоняется в силу его необоснованности.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы ЗАО "Возрождение" о незаконности и необоснованности обжалуемого решения суда первой инстанции судом признается несостоятельным, неподтвержденным материалами дела, в силу чего судом также отклоняется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ЗАО "Возрождение".
При этом, согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 г. N 139 "О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ" и от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы ЗАО "Возрождение" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.06.2014 по делу N А34-1967/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Возрождение" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1967/2014
Истец: ЗАО "ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану