г. Москва |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А41-68503/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истцов - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2014 года по делу N А41-68503/13, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению ОАО "Одинцовская теплосеть" (ИНН 5032199740, ОГРН 1085032325542), администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977), третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Одинцовская теплосеть", администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с требованием признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, уч. N 1А.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением от 29 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества, администрации удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ТУ Росимущества по Московской области указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении разграничения собственности на спорный земельный участок на момент вступления в силу Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Судом не исследован вопрос об отнесении к объектам самовольной постройки расположенного на спорном земельном участке здания модульной газовой котельной с инженерным обеспечением.
От ОАО "Одинцовская теплосеть" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому в деле правоустанавливающих документов Росреестра на спорный земельный участок отсутствуют сведения о том, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на земли, на основании приобретения прав Российской Федерацией в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
До судебного заседания через канцелярию суда от ОАО "Одинцовская теплосеть" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Апелляционный суд находит возможным удовлетворить заявленное ходатайство.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО "Одинцовская теплосеть", администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления Главы Одинцовского района от 23.09.2003 N 2718 Муниципальному производственно-техническому отделению Каринского жилищно-коммунального хозяйства "Каринское ПТО ЖКХ" был предоставлен в аренду в селе Каринское Одинцовского района Московской области свободный от строений земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009 площадью 0,15 га.
23.09.2003 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района и Муниципальным производственно-техническим отделением Каринского жилищно-коммунального хозяйства был заключен договор аренды от 25.09.2003 N 13001 земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, уч. N 1А. Земельный участок был предоставлен для строительства газовой котельной.
28.10.2003 произведена государственная регистрация договора аренды, договор заключен сроком на 3 года - с 25.09.2003 по 24.09.2006.
В соответствии с пунктом 2.1. указанного Договора арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, уч. N 1А.
На указанном земельном участке было построено здание модульной газовой котельной с инженерным обеспечением. 21.03.2005 была произведена государственная регистрации права собственности Одинцовского муниципального района на здание модульной котельной площадью 140,10 кв.м, инв. N 57-8006, лит. Б, расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, стр. 122, регистрационная запись N 50-50-20/026/2005-167.
На основании Постановления Главы Одинцовского района от 26.09.2005 N 2793 на баланс Муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Одинцовская теплосеть" котельная передана с баланса МУРЭП "Каринское".
Постановлением Главы Одинцовского района от 22.12.2008 N 3380 Муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Одинцовская теплосеть" 26 декабря 2008 реорганизовано в форме преобразования путем приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия в открытое акционерное общество "Одинцовская теплосеть".
Согласно выписке из ЕГРП N 66/001/2013-8278 от 10.09.2013 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, уч. N 1А принадлежит Российской Федерации.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В период с 20.12.2001 по 01.07.2006 основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 названного Федерального закона устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу названного Федерального закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно выписке из ЕГРП от 10.09.2013 N 66/001/2013-8278 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Каринское, уч. N 1А принадлежит Российской Федерации.
В представленных правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009 отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств нахождения на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации.
Доказательств обратного, равно как и доказательств предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Напротив, в деле имеется свидетельство о праве собственности от 15.09.2009 (т. 1 л.д. 121), согласно которому здание модульной котельной принадлежит на праве собственности ОАО "Одинцовская теплосеть".
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009 не относится также к земельным участкам по критериям, определенным статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, право собственности на которые отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009 относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного апелляционный суд установил отсутствие критериев, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правом распоряжения спорным земельным участком наделена администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Таким образом, запись в ЕГРП нарушает право истцов, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
На основании вышеизложенного, поскольку материалами дела установлено отсутствие факта разграничения государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080423:0009, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.05.2014 по делу N А41-68503/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68503/2013
Истец: ОАО "Одинцовская теплосеть", ООО "Одинцовская теплосеть"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области