г. Воронеж |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А14-2646/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Дудина Е.Н., ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 09.01.204 N 01-36/11 выданной сроком до 31.12.204;
от открытого акционерного общества "Воронежский синтетический каучук": Ельчанинов А.А., представитель по доверенности от 07.04.204 N 48-133 выданной сроком до 31.12.2014;
от Бочаровой Нины Ивановны (г. Воронеж, ул. Иркутская, д. 13, кв. 6): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.06.2014 по делу N А14-2646/2014 (судья Попова Л.В.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) к открытому акционерному обществу "Воронежский синтетический каучук" (ОГРН 1023602096539, ИНН 3663002167) о взыскании финансовых санкций в размере 7309 руб. 27 коп.,
третье лицо: Бочарова Нина Ивановна (г. Воронеж, ул. Иркутская, д. 13, кв. 6),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Воронежский синтетический каучук" (далее - Общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 7309 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.06.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.07.2014) в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования пенсионного фонда удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на обстоятельства, установленные в ходе выездной проверки и свидетельствующие о представлении страхователем недостоверных сведений персонифицированного учета за 2010 год и 1, 2, 3 кварталы 2011 года.
Пенсионный фонд указывает на возможное неприменение финансовых санкций в случае исправление страхователем в 2-х недельный срок ошибок, обнаруженных территориальными органами ПФР при представлении страхователем сведений в установленный частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок, возвращенных ему на доработку.
Однако, в рассматриваемом случае Пенсионный фонд указывает, что корректирующие сведения, были представлены страхователем позднее установленного 2-х недельного срока.
В этой связи, Управление считает, финансовые санкции к страхователю применены обоснованно.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов Управления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание не явились представители Бочаровой Н.И., которая извещена о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие Бочаровой Н.И.
Изучив материалы дела, заслушав представителей пенсионного фонда и страхователя, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УПФР в г. Воронеже Воронежской области с 28.12.2012 по 04.02.2013 в отношении ОАО "Воронежсинтезкаучук" проведена документальная проверка факта льготной работы в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и достоверности, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений застрахованного лица, результаты которой оформлены актом от 04.02.2013 N 33-46.
Указанной проверкой выявлено предоставление недостоверных индивидуальных сведений на Бочарову И.И. за период с 01.01.2010 по 30.08.2011. Не подтвержден стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с КПС 2110А030-1754б раздела Х "Химическое производство" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Бочаровой И.И. за период работы с 01.01.2010 по 30.08.2011 в должности старшего химика в производственной лаборатории ОТК по контролю состава химикатов для производства каучуков, латексов и углеводородной продукции ОАО "Воронежсинтезкаучук", поскольку не подтверждена занятость на работах поименованных в Списке N 1 и N 2.
Управлением в соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 987н "Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" было предложено в двухнедельный срок предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений за период до 2010 года, за 2010 год, 1, 2, 3 кварталы 2011 года. Согласно пункту 71 Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению "формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, тип "корректирующая" за отчетные периоды с 2010 года предоставляются страхователем вместе с исходными сведениями для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, в котором обнаружены ошибки.
Во исполнение акта от 04.02.2013 N 33-46 страхователем 26.02.2013 были представлены соответствующие корректирующие сведения.
По результатам проверки пенсионным фондом было установлено, что уточненные индивидуальные сведения не представлены, о чем составлен акт от 04.04.2013 N 70.
По результатам рассмотрения акта, пенсионным фондом вынесено решение от 20.05.2013 N 70 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление недостоверных (неполных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовой санкции в размере 7309 руб. 27 коп.
На основании указанного решения в адрес ОАО "Воронежсинтезкаучук" выставлено требование от 19.06.2013 N 70 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 19.09.2013.
Неисполнение страхователем требования об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований о взыскании со страхователя финансовой санкции, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п.. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. При этом, ежеквартально представляются сведения в том числе о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
При этом в силу ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователи вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела привлекая Общество к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд исходил из того, что представленные страхователем сведения недостоверны, так как в них не подтвержден стаж работы Бочаровой И.И. за период с 01.01.2010 по 30.08.2011, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем из материалов дела следует и не оспаривается пенсионным фондом, что страхователем 26.02.2013 предоставлены корректирующие сведения, то есть до составления акта от 04.04.2013 N 70 и вынесения решения о привлечении к ответственности от 20.05.2013 N 70.
Доводы Управления об обоснованности применения финансовых санкций к страхователю в связи с тем, что недостоверные сведения выявлены в ходе проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.
При этом, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 42 Закона N 212-ФЗ).
Положениями ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. При этом, перечень обстоятельств не является исчерпывающим ввиду того, что обстоятельствам, исключающие вину лица в совершении правонарушения, относятся иные (не перечисленные в указанной норме) обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 указанной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Из буквального толкования разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда РФ, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, учитывая приведенные нормы закона, положения письма Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, а также то обстоятельство, что Учреждение исправило обнаруженные органом ПФР ошибки в сведениях по персонифицированному учету, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже к открытому акционерному обществу "Воронежский синтетический каучук" о взыскании финансовых санкций в размере 7309 руб. 27 коп., следует отказать.
Доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствие с ч. 4, 6 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В нарушение указанных норм Управлением не представлено достоверных и достаточных доказательств законности взыскания финансовых санкций.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.06.2014 по делу N А14-2646/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.06.2014 по делу N А14-2646/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2646/2014
Истец: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже
Ответчик: ОАО "ВОРОНЕЖСИНТЕЗКАУЧУК"
Третье лицо: Бочарова Н. И.