г. Владивосток |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А24-3046/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10119/2014
на решение от 02.12.2013
судьи Е.В. Вертопраховой
по делу N А24-3046/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Камчатский морской торговый порт" (ИНН 4109000285, ОГРН 1024101218657, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.11.2002)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2010)
о признании недействительными требований по состоянию на 14.03.2013 N 322, N 323, N 324, N 325, N 326, N 327, N 328, N 329, N 1003; по состоянию на 19.03.2013 N 1522, N 1523, N 1524, N 1525, N 1526, N 1527, N 1528, N 1529; по состоянию на 18.04.2013 N 8023, N 8024,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Усть-Камчатский морской торговый порт" (далее - ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт", предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) по состоянию на 14.03.2013 N 322, N 323, N 324, N 325, N 326, N 327, N 328, N 329, N 1003; по состоянию на 19.03.2013 N 1522, N 1523, N 1524, N 1525, N 1526, N 1527, N 1528, N 1529; по состоянию на 18.04.2013 N 8023, N 8024.
Решением от 02.12.2013 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 решение суда решение суда первой инстанции отменено, ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт" в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.2014 судебный акт апелляционной инстанции отменен в части отмены решения Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2013 по указанном делу и об отказе Федеральному государственному унитарному предприятию "Усть-Камчатский морской торговый порт" в удовлетворении требования о признании недействительными требований по состоянию на 14.03.2013 за N N 323, 324, 325, 326, 328, по состоянию на 19.03.2013 за NN 1523, 1524, 1525, 1526, 1527, 1528, по состоянию на 18.04.2013 N 8023, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд для устранения имеющихся противоречий и исследования фактических обстоятельств дела в отмененной части. В остальном постановление апелляционного суда оставлено без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
На новом рассмотрении из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлены требования:
по состоянию на 14.03.2013 N 322 об уплате пени по земельному налогу в размере 37 541 руб. 43 коп., N 323 об уплате пени по ЕСН в размере 62 960 руб. 84 коп., N 324 об уплате пени по ЕСН в размере 1 481 руб. 39 коп., N 325 об уплате пени по ЕСН в размере 19 572 руб. 72 коп., N 326 об уплате пени по НДС в размере 40 742 руб. 06 коп., N 327 об уплате пени по налогу на имущество организаций в размере 21 998 руб. 86 коп., N 328 об уплате пени по транспортному налогу в размере 1 039 руб. 16 коп., N 329 об уплате пени по НДФЛ в размере 154 410 руб. 36 коп., N 1003 об уплате пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 4 170 руб. 42 коп.;
по состоянию на 19.03.2013 N 1522 об уплате пени по земельному налогу в размере 9 344 руб. 10 коп., N 1523 об уплате пени по ЕСН в размере 225 268 руб. 10 коп., N 1524 об уплате пени по ЕСН в размере 5 507 руб. 36 коп., N 1525 об уплате пени по ЕСН в размере 79 463 руб. 34 коп., N 1526 об уплате пени по НДС в размере 167 266 руб. 08 коп., N 1527 об уплате пени по налогу на имущество организаций в размере 37 321 руб. 54 коп., N 1528 об уплате пени по транспортному налогу в размере 1 571 руб. 28 коп., N 1529 об уплате пени по НДФЛ в размере 586 202 руб. 58 коп.;
по состоянию на 18.04.2013 N 8023 об уплате пени по НДС в размере 13 884 руб. 11 коп., N 8024 об уплате пени по НДФЛ в размере 53 185 руб. 79 коп.
Полагая, что указанные требования не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции в части признания недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю по состоянию на 14.03.2013 за NN 323, 324, 325, 326, 328, по состоянию на 19.03.2013 за NN 1523, 1524, 1525, 1526, 1527, 1528, по состоянию на 18.04.2013 N 8023 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Кодексом устанавливаются порядок исчисления и взимания каждого вида налога.
Согласно пункту 1 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (подпункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяются в процентах и подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть неуплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для начисления пеней явилась задолженность по налогам, в частности:
по требованию N 323 - недоимка по ЕСН, перечисляемому в федеральный бюджет, за 4 квартал 2009 года в сумме 190 892 руб.;
по требованию N 324 - недоимка по ЕСН, перечисляемому в ФФОМС, за 4 квартал 2009 года в сумме 36 748 руб.;
по требованию N 325 - недоимка по ЕСН, перечисляемому в ТФОМС, за 4 квартал 2009 года в сумме 55 512 руб.;
по требованию N 326 - недоимка по НДС за 4 квартал 2009 года, 2 квартал 2010 года в сумме 1 060 127 руб., 137 928 руб.;
по требованию N 328 - недоимка, в том числе по транспортному налогу за 4 квартал 2009 года сумме 3 639 руб., 1 и 2 кварталы 2010 года в сумме 7 736 руб.;
по требованию N 1523- недоимка по ЕСН, перечисляемому в федеральный бюджет, за 4 квартал 2009 года в сумме 190 892 руб.;
по требованию N 1524 - недоимка по ЕСН, перечисляемому в ФФОМС, за 4 квартал 2009 года в сумме 36 748 руб.;
по требованию N 1525 - недоимка по ЕСН, перечисляемому в ТФОМС, за 4 квартал 2009 года в сумме 55 512 руб.;
по требованию N 1526 - недоимка по НДС за 4 квартал 2009 года, 2 кварталы 2010 года в сумме 1 060 127 руб., 137 928 руб.;
по требованию N 1527 - недоимка по налогу на имущество организаций, в том числе за 4 квартал 2009 года в сумме 225 797 руб., 1 и 2 кварталы 2010 года в сумме 437 454 руб.,
по требованию N 1528 - недоимка по транспортному налогу за 4 квартал 2009 года сумме 3 639 руб., 1 и 2 квартал 2010 года в сумме 7 736 руб.;
по требованию N 8023 - недоимка по НДС за 2 квартал 2010 года в сумме 137 931 руб.
Коллегия апелляционной инстанции считает, что исходя из анализа норм статей 46 и 75 Налогового кодекса РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением от 25.07.2011 Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-1993/2011 установлено, что обязанность по уплате налогов, в том числе по ЕСН за 4 квартал 2009 года, НДС за 4 квартал 2009 года, 2 квартал 2010 года, налогу на имущество организаций за 4 квартал 2009 года, 1, 2 кварталы 2010 года, транспортному налогу за 4 квартал 2009 года, 1, 2 кварталы 2010 года заявителем исполнена в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Судебный акт содержит ссылки на платежные поручения, которые приняты судом в качестве доказательств своевременной оплаты указанных налогов.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что поскольку суммы налога за вышеуказанные периоды с соблюдением сроков уплаты были уплачены предприятием самостоятельно и соответствуют спорным требованиям по суммам недоимки, налогам и периодам их уплаты, начисление пени и выставление требований по состоянию на 14.03.2013 за N N 323, 324, 325, 326, 328, по состоянию на 19.03.2013 за NN 1523, 1524, 1525, 1526, 1527, 1528, по состоянию на 18.04.2013 N 8023 незаконно.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований предприятия в отмененной постановлением ФАС ДВО от 09.07.2014 части.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт" уплачена государственная пошлина в размере 38 000 руб. (обжаловались 19 требований).
С учетом результатов рассмотрения дела, с налогового органа в пользу предприятия подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 24 000 руб. (из расчета 12 требований).
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.12.2013 по делу N А24-3046/2013 в части признания недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю по состоянию на 14.03.2013 за NN 323, 324, 325, 326, 328, по состоянию на 19.03.2013 за NN 1523, 1524, 1525, 1526, 1527, 1528, по состоянию на 18.04.2013 N 8023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Усть-Камчатский морской торговый порт" судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 24000 (двадцать четыре тысячи) рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3046/2013
Истец: ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
Третье лицо: Лаптева Татьяна Михайловна - представитель ФГУП "Усть-Камчатский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10119/14
09.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2687/14
02.07.2014 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3046/13
24.03.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1669/14
24.01.2014 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-466/14
02.12.2013 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-3046/13