21 августа 2014 г. |
А43-1297/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курочкиной Елены Николаевны (ИНН 526101582803, г. Нижний Новгород)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014
по делу N А43-1297/2014,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению Курочкиной Елены Николаевны
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода от 17.01.2014,
без участия лиц,
и установил:
Курочкина Елена Николаевна (далее - Курочкина Е.Н., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 17.01.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Решением от 02.04.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Курочкина Е.Н. не согласилась с принятым решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Курочкина Е.Н. заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.08.2014 объявлялся перерыв до 8 час. 45 мин. 14.08.2014.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Курочкина Е.Н. - единственный учредитель общества с ограниченной ответственностью ПКФ "Мебельная компания Нижегородская" (далее - ООО ПКФ "Мебельная компания Нижегородская") 26.12.2013 приняла решение N 1 о создании общества как юридического лица, утверждении размера уставного капитала и устава создаваемого юридического лица, а также об избрании (назначении) директора общества.
10.01.2014 Курочкина Е.Н. обратилась в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р50005 и приложенным к заявлению пакетом документов, необходимых для государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
Решением от 17.01.2014 Инспекция со ссылкой на подпункт "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) отказала заявителю в государственной регистрации юридического лица, указав на несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона, а именно подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Посчитав решение регистрирующего органа незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, Курочкина Е.Н. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регламентирован главой VI Федерального закона N 129-ФЗ.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен в статье 12 Федерального закона N 129-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим.
В статье 23 названного Закона перечислены основания для отказа в государственной регистрации, к которым подпунктом "ж" пункта 1 отнесено несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 4 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (подпункт 2 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ).
При этом в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Применяя указанные нормы и поддерживая позицию Инспекции, суд исходил из того, что использование в фирменном наименовании регистрируемого юридического лица слов "Мебельная компания Нижегородская" может вызвать у потребителей стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности данной организации, либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах, а равно как создать организации недопустимые конкурентные преимущества.
Таким образом, суд посчитал, что фирменное наименование ООО ПКП "Мебельная компания Нижегородская" обоснованно повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции считает подобную позицию ошибочной, основанной на неверном, расширительном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае наименование ООО ПКП "Мебельная компания Нижегородская" не включает в себя полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а доказательства того, что такое наименование юридического лица повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг этой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и ее принадлежности к указанным органам, Инспекция не представила.
Указание в данном конкретном наименовании слова "Нижегородская", по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность. Адрес юридического лица (Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д. 6, пом. П3) соответствует указанному географическому определению: Нижегородская область.
Кроме того, вменяя нарушение подпункта 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ Инспекция не доказала, что спорное наименование юридического лица содержит обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали, то есть последствия несоответствия фирменного наименования установленным требованиям, к которым могут быть отнесены слова и словосочетания, оскорбляющие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, представляющие собой антигосударственные лозунги, носящие антигуманный характер обозначения и т.д.
Указывая в оспариваемом решении на тот факт, что организация имеет организационно-правовую форму "общество с ограниченной ответственностью", а не форму "государственное унитарное предприятие", Инспекция не учла, что вопрос соответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона должен рассматриваться во взаимосвязи с подпунктом 2 и подпунктом 5 пункта 4 статьи 1473 ГК РФ.
Ссылку в оспариваемом решении на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 29.05.2013 N ВАС-6202/13, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку оценка соответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона дается в каждом конкретном случае с учетом положений указанного законодательства.
Поскольку Курочкиной Е.Н. в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица были представлены все необходимые для этого документы, у него отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции с учетом приведенных норм права приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Инспекции противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Курочкиной Е.Н.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Инспекцией не доказано.
Приведенные Инспекцией в отзыве на заявление и апелляционную жалобу доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, противоречащими вышеназванным нормам права.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требования Курочкиной Е.Н. - удовлетворению.
В качестве меры восстановительного характера суд апелляционной инстанции считает необходимым в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать Инспекцию зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц ООО ПКП "Мебельная компания Нижегородская" на основании заявления и документов, представленных 10.01.2014.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Инспекции подлежат возмещению заявителю судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014 по делу N А43-1297/2014 отменить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью ПКП "Мебельная компания Нижегородская".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Курочкиной Елены Николаевны путем осуществления государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью ПКП "Мебельная компания Нижегородская".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода в пользу Курочкиной Елены Николаевны судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1297/2014
Истец: Курочкина Е. Н.
Ответчик: ИФНС России по Советскому району г. Н. Новгорода