г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А26-1293/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Алексеев Ю.В. по доверенности от 11.06.2014
от ответчика (должника): Цейханович А.А. по доверенности от 17.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Карельская Судоходная Компания"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.05.2014 по делу N А26-1293/2014 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Карельская Судоходная Компания"
к ГУ - УПФРФ в городе Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительными решений от 09.12.2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания" (далее - Общество, заявитель; ОГРН: 1031000044074) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (далее - Управление, ответчик, ОГРН: 1021000511344) о признании недействительными решений от 09.12.2013 N 000900113РК0003251, N 000900113РК0003252.
Решением суда первой инстанции от 08.05.2014 требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не полностью вынесены обстоятельства, имеющие значение для дела, ряд выводов изложенных в решении не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5, части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов и обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Общество 18.09.2013 представило в Пенсионный фонд измененные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 за первый квартал и полугодие 2013 года.
По результатам камеральной проверки представленных расчетов Пенсионный фонд составил акты от 28.10.2013 N 900130002777 и N 900130002779, в которых указал, что обществом не исчислены и неуплачены страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно расчету Пенсионного фонда сумма страховых взносов по дополнительному тарифу за первый квартал 2013 года составляет 163113 руб. 37 коп., за полугодие 2013 года - 134 583 руб. 85 коп. Кроме этого, в актах камеральной проверки отражены факты непредставления обществом документов в соответствии с требованиями от 23.09.2013 N 00900113ИД0000224 и N 00900113ИД0000225.
Решением N 00900113РК0003251 от 09.12.2013 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 32622 руб. 67 коп., по статье 48 Закона N 212-ФЗ за отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в сумме 109600 руб. Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 163113 руб. 37 коп., пени в сумме 11329 руб. 29 коп. и штрафные санкции.
Решением N 00900113РК0003252 от 09.12.2013 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 26916 руб. 77 коп., по статье 48 Закона N 212-ФЗ за отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в сумме 119200 руб. Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 134583 руб. 84 коп., пени в сумме 6890 руб. 93 коп. и штрафные санкции.
Общество не согласившись с решениями N 00900113РК0003251 и N 00900113РК0003252 от 09.12.2013 по тем основаниям, что в проверяемом периоде общество не осуществляло виды работ, указанные подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и не производило выплаты, на которые начисляются страховые взносы; подпункт 9 пункта 1 указанной статьи не содержит конкретных видов работ, с которыми закон связывает возникновение у общества обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу; полагает доначисление страховых взносов, начисление пеней и взыскание штрафных санкций не обоснованным; считает, что у Пенсионного фонда отсутствует право истребовать дополнительные документы в рамках камеральной проверки и оснований для привлечения к ответственности за их непредставление не имелось, обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии пунктом 9 части 1, частью 3.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ общество, как плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в переходный период 2011 - 2027 годов применяет пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении указанных выплат и вознаграждений - 0 процентов.
Согласно части 6 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в 2011 - 2027 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частями 2, 3, 3.1 - 3.5 настоящей статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ Закон N 212-ФЗ дополнен статьей 58.3, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется с 1 января 2013 года на период 2013 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 2 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Частью 6 статьи 58 Закона N 212-ФЗ при определении объема компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов не предусмотрен учет страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. Таким образом, дополнительные тарифы уплачиваются плательщиками страховых взносов и в случае применения пониженных тарифов в соответствии со статьей 58 Закона N 212-ФЗ.
Обществом в Пенсионный фонд вместе с расчетами по форме РСВ-1 представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже по форме СЗВ-6-4, согласно которым в 1 квартале 2013 года в ООО "Карельская судоходная компания" работало 90 членов экипажей судов - работников плавсостава, во втором полугодии 2013 года - 98 членов экипажей судов - работников плавсостава. В отношении каждого такого работника в сведениях по форме СЗВ-6-4 указан код категории застрахованного лица ЧЭС - член экипажа судна (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п), периоды работы и код особых условий труда 27-9 - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п), сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данных работников. Представители заявителя пояснили, что указанные в сведениях по форме СЗВ-6-4 периоды работы данных работников включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В рамках проверки Пенсионный фонд пришел к выводу, что общество неправомерно не начисляло страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты и вознаграждения указанным работникам.
Позиция заявителя при обращении в суд первой инстанции состояла в том, что подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит конкретных видов работ, с которыми статья 58.3 Закона N 212-ФЗ связывает возникновение обязанности уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу, и основания для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу у общества отсутствуют.
Вместе с тем, из буквального толкования указанной нормы право на досрочную пенсию работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности не зависит от конкретного вида работ, которые они выполняют, и возникает, если должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не являются портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно-вспомогательными и разъездными судами, судами пригородного и внутригородского сообщения. Указанная правовая позиция подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2007 N 71-В07-9.
Таким образом, к виду работ, указанных в статье 58.3 Закона N 212-ФЗ, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" относится работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности за исключением судов, предусмотренных данной нормой.
По смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, в рассматриваемом случае является обеспечение права работников плавсоставов судов на получение досрочной пенсии.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Следовательно, объектом обложения дополнительными страховыми взносами в рассматриваемом случае являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в рамках трудовых отношений, не зависимо от вида работ, выполняемых работниками плавсоставов.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае с 01.01.2013 общество должно было применять дополнительный тариф, предусмотренный статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и вознаграждений работникам плавсостава.
В рамках проверок Пенсионный фонд установил, что согласно сведениям по форме СЗВ-6-4 в 1 квартале 2013 года общество выплатило в пользу 90 работников плавсостава, в отношении которых указан код особых условий труда 27-9, 8155668 руб. 65 коп., во втором квартале 2013 года в пользу 98 работников плавсостава, в отношении которых указан код особых условий труда 27-9, - 6729192 руб. 27 коп. Размер выплат, указанный в актах проверки, подтверждается представленными в материалы дела расчетными листками и не оспаривается заявителем.
Таким образом, Пенсионный фонд обосновано доначислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за первый квартал 2013 года в сумме 163113 руб. 37 коп., за полугодие 2013 года - в сумме 134583 руб. 84 коп. и начислил соответствующие пени. Расчет доначисленных страховых взносов и пеней заявитель не оспорил.
В рамках камеральных проверок обществу были направлены требования от 23.09.2013 N 00900113ИД0000224 и N 00900113ИД0000225 о представлении в течение 10 дней со дня вручения требований документов, подтверждающих выплаты и трудовую деятельность, в отношении 90 и 98 работников за проверяемые периоды, а также коллективного договора с приложением об оплате труда, штатного расписания.
За отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, общество привлечено ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафов в сумме 109600 руб. и 119200 руб.
В письмах от 02.10.2013 N 01-74 и от 03.10.2013 N 01-75 общество сообщило, что контролирующий орган не вправе истребовать документы в рамках камеральной проверки, без направления обществу решения о проведении выездной проверки требования Пенсионного фонда не могут быть исполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Частью 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (часть 5 указанной статьи).
Из взаимосвязанного толкования приведенных положений, а также положений пункта 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, допускающих установление факта совершения правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании оценки лицом, проводящим камеральную проверку, представленных плательщиком страховых взносов пояснений и документов, следует право органа контроля за уплатой страховых взносов истребовать у плательщика страховых взносов первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащими в имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов документах.
Согласно статье 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Поскольку истребованные документы не были представлены заявителем, Пенсионный фон правомерно привлек общество к ответственности.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что при вынесении оспариваемых решений о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 и статье 48 Закона N 212-ФЗ Пенсионным фондом не учтено следующее.
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения. Согласно пункту 4 данной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Наличие смягчающих обстоятельств не было учтено Пенсионным фондом при вынесении оспариваемых решений.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Республики Карелия, учитывая совершение правонарушений впервые, а также совершение правонарушений вследствие неправильного толкования заявителем положений Закона N 212-ФЗ, уменьшил размер штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ до 5000 руб. по каждому оспариваемому решению и по статье 48 Закона N 212-ФЗ до 10000 руб. по каждому оспариваемому решению.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, которые могли бы повлиять на правильность принятого решения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2014 по делу N А26-1293/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1293/2014
Истец: ООО "Карельская Судоходная Компания"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия