Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2014 г. N Ф09-7952/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А50-2723/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зелениной Т.Л., судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - Чернышева М.И. (удостоверение, доверенность от 05.06.2014),
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 мая 2014 года
по делу N А50-2723/2014,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ахмедова Ильгара Саша оглы (ОГРНИП 311594836200020, ИНН 590849301104)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ахмедов Ильгар Саша оглы (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письма от 20.12.2013, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения о возможности предоставлении в аренду заявителю земельного участка площадью 29,13 кв.м (с учетом уточнения требований, принятого в порядке ст. 49 АПК РФ).
На основании ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
Решением суда от 12.05.2014 (резолютивная часть от 05.05.2014) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 12.05.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на утверждение документации по планировке территории, не предусматривающей размещение объекта, для которого испрашивается земельный участок.
Заявитель против доводов ответчика возражает, указывает, что испрашиваемый земельный участок является свободным, и может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством. Заявитель считает, что невозможность предоставления земельного участка для размещения павильона-выставки, ответчиком не доказана, просит оставить решение суда от 12.05.2014 без изменения.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми доводы апелляционной жалобы поддерживает, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 21.11.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года и 11 месяцев земельного участка площадью 29,13 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ш. Космонавтов, д. 84, для размещения павильона - выставки товаров.
20.12.2013 ответчиком было принято решение N И-21-01-09- 24826 об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утвержден проект межевания, который не предусматривает возможность использования земельного участка для заявленной цели.
Полагая, что указанное решение является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Суд первой инстанции посчитал недоказанным то обстоятельство, что цели использования испрашиваемого земельного порядка определены в установленном порядке.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Как следует из материалов дела, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, постановлением Администрации города Перми от 20.12.2010 N 878 утвержден проект планировки (в части установления красных линий) и проект межевания территории.
Указанным проектом межевания определена цель использования испрашиваемого заявителем земельного участка - под торговый павильон.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Из заявления от 21.11.2013, пояснений заявителя следует, что земельный участок испрашивается им для целей, не связанных с осуществлением торговой деятельности. Заявитель намерен установить на этом земельном участке павильон-выставку.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, утвержденный проект межевания территории не предусматривает формирование испрашиваемого земельного участка и возможность его использования для указанной заявителем цели. В соответствии с п. 1.6.1 Порядка предоставление земельного участка для иной цели, чем установлено документацией по планировке территории, невозможно. Основания для признания оспариваемого решения ответчика незаконным отсутствуют.
Ссылка заявителя на то, что цель, для которой испрашивается земельный участок, не противоречит видам разрешенного использования соответствующей территориальной зоны, не может быть принята во внимание.
Утвержденной градостроительной документацией предусмотрено размещение на испрашиваемом земельном участке торгового объекта. Соответствующие изменения в проект межевания территории в установленном порядке не внесены.
То обстоятельство, что торговый объект по ш. Космонавтов, д. 84 не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, не является основанием для определения иного назначения этого земельного участка.
Включение объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов производится в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, и может быть произведено по заявлению любого заинтересованного лица. После включения объекта в указанную схему земельный участок может быть предоставлен в аренду в соответствии с его целевым назначением.
При указанных обстоятельствах, решение суда от 12.05.2014 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2014 года по делу N А50-2723/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2723/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2014 г. N Ф09-7952/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ип Ахмедов Ильгар Саша оглы
Ответчик: Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент градостроительства и архетиктуры администрации г. Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми