город Омск |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А46-1480/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Веревкина А.В., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6161/2014) Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Омской области от 16 мая 2014 года по делу N А46-1480/2014 (судья Баландин В.А.), принятое по иску Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244) к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 890 000 руб.,
третье лицо: Министерство финансов Омской области (ОГРН 1045504005414, ИНН 5503078620),
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Омска - Лыба С.В. (удостоверение N 0144/14 выдано14.04.2014, доверенность N Исх-АГ/24-1945 от 22.04.2014 сроком действия один год);
от Министерства финансов Омской области - Захарова О.В. (удостоверение N 80 выдано 25.02.2010, доверенность N 10-1-08/5179 от 24.09.2013 сроком действия один год),
установил:
Администрация города Омска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском (с учетом уточнений иска) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 890 000 руб.
Определением от 19.03.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика - Омской области в лице Министерства финансов Омской области на надлежащего - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Тем же определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.05.2014 по делу N А46-1480/2014 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации города Омска убытки в сумме 889 782 руб. В остальной части иска отказал.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство финансов Российской Федерации указывает, что истец, помимо самого факта, что в спорный период 2012-2013 в местном бюджете не заложены средства для возмещения расходов в связи с предоставлением жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о противоправности поведения (действий, бездействий) Российской Федерации не представил. Отмечает, что главным распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на цели обеспечения жильем отдельных категорий граждан является Министерство регионального развития Российской Федерации независимо от момента возникновения расходного обязательства. Акцентирует внимание, что компенсация из федерального бюджета расходов носит заявительный характер, соблюдение которого Администрация не подтвердила. Апеллянт указывает, что истец документально не подтвердил факт выбытия спорной квартиры из муниципальной собственности.
От Администрации города Омска, Министерства финансов Омской области поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 АПК РФ, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. На основании частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства финансов Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 27.08.2012 по делу N 2-3986/2012 Администрация города Омска обязана предоставить Мустафе Виталию Андаровичу, 26.09.1961 года рождения, на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта г. Омск.
24.12.2012 Администрацией города Омска принято постановление N 1668-п о предоставлении Мустафе В.А. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Омска, расположенного по адресу: город Омск, микрорайон "Крутая Горка", улица В.А. Силина, д. 11, кв. 79
29.12.2012 между муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области и Мустафой В.А. подписан договор социального найма жилого помещения N 2424/12, а также акт передачи по договору социального найма жилого помещения.
Согласно отчету N МК-ОМ5-2 об оценки рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: город Омск, микрорайон "Крутая Горка", улица В.А. Силина, д. 11, кв. 79. от 10.12.2013 стоимость данной квартиры составляет 889 782 руб., итоговая стоимость 890 000 руб.
Утверждая, что Администрации города Омска необходимо будет приобретать квартиру в муниципальную собственность, взамен выбывшей из владения квартиры, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Омской области с требованиями о взыскании убытков.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи Министерством финансов Российской Федерации апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу статей 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права (статья 11 ГК РФ).
В силу статьи 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Поскольку возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьей 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о доказанности истцом совокупности необходимых условий для применения в рассматриваемом деле способа защиты, предусмотренного статьей 15 ГК РФ, удовлетворив требования Администрации города Омска в полном объеме.
Повторно проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 1069 Кодекса предусмотрено, что вред подлежит возмещению за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права. При этом основной закон государства предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации соответствующих полномочий в ЖК РФ предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для отдельных категорий граждан в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, прямо закреплено в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
С целью обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, с 02.12.1995 на территории Российской Федерации введен в действие Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, в том числе по обеспечению жилыми помещениями, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом, такое обеспечение, исходя из содержания названной нормы, может производиться, в том числе путем предоставления жилых помещений инвалидам на условиях социального найма.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 27.08.2012 по делу N 2-3986/2012 Администрация города Омска обязана предоставить Мустафе Виталию Андаровичу, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта г. Омск.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные решением суда от 27.08.2012, повторному доказыванию не подлежат.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также положения статьи 17 ФЗ Федерального закона N 181-ФЗ у Мустафы В.А. возникло право на получение жилого помещения.
Постановление главы Администрации города Омска N 1668-п от 24.12.2012 принято решение о предоставлении Мустафе В.А. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Омска, расположенного по адресу: город Омск, микрорайон "Крутая Горка", улица В.А. Силина, д. 11, кв. 79.
Договор социального найма между Администрацией г. Омска и Мустафой В.А., а также акт передачи жилого помещения по договору социального найма подписаны 29.12.2012.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (часть 6 статьи 19 Закона N 131-ФЗ).
В Определениях от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О Конституционный Суд Российской Федерации изложил свою правовую позицию, заключающуюся в том, что возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О указано, при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления должен быть соблюден принципа соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в БК РФ.
Согласно положениям Закона N 131-ФЗ, вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Исходя из положений статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Закона N 131-ФЗ реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Таким образом, независимо от времени постановки на учет, финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
Вместе с тем, в материалах дела доказательства, подтверждающие обращение Администрации города Омска к соответствующему федеральному органу государственной власти с заявлением о предоставлении денежных средств для возмещения произведенных истцом расходов, отсутствуют. Отказ Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в выполнении предусмотренных законодательством обязательств в сфере обеспечения отдельных категорий граждан жилым помещениями, материалы дела не содержит.
Более того, факт не обращения Администрации города Омска к федеральному органу государственной власти за предоставлением денежных средств для возмещения произведенных расходов следует из представленного в дело отзыва на апелляционную жалобу, который мотивирован истцом тем, что не обращение к соответствующему органу за компенсацией расходов не исключает возможность обращения с настоящими требованиями в суд.
В то же время, апелляционный суд с позицией истца согласиться не может.
Коллегия суда обращает внимание, что применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, которая заключается в ненадлежащем исполнении обязательств; причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками; наличие и размер понесенных убытков.
При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Вместе с тем, противоправность действий Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ материалами дела не подтверждена.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Коллегия суда обращает внимание, что обязанность по предоставлению Мустафе В.А. жилого помещения по договору социального найма возложена на Администрацию вступившим в законную силу судебным актом от 27.08.2012. При этом Российская Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к участию в деле не привлекалась. Решение о предоставлении Мустафе В.А. спорной квартиры оформлено постановлением главы Администрации города Омска от 24.12.2012 N 1668-п. Передаче квартиры в адрес указанного физического лица произведена на основании договора социального найма от 29.12.2012 N 2424/12.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, доказательства передачи в адрес соответствующего федерального органа государственной власти необходимого пакета документов, в том числе заявки, для осуществления выделения Министерством финансов Российской Федерации денежных средств в счет компенсации заявленных истцом расходов, равно как и обращение за таковой выплатой в Минфин РФ в дело истцом не предоставлены.
При таких обстоятельствах, выводы о противоправности бездействия Российской Федерации ввиду отказа от исполнения обязательства по компенсации расходов за счет федерального бюджета необоснованны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Также основанием для применения к ответчику гражданско-правовой ответственности служит наличие состава правонарушения, одним из условий которого является наличие причиненных убытков.
Между тем, Администрацией города Омска несение расходов, равно как и необходимость несения расходов в будущем надлежащими доказательствами не подтверждено. Факт выбытия переданной Мустафе В.А. квартиры по социальному найма из муниципальной собственности Администрации не доказан. Доказательства государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру Мустафе В.А. в порядке положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ней" в материалы дела истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16 мая 2014 года по делу N А46-1480/2014 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1480/2014
Истец: Администрация города Омска
Ответчик: Министерство финансов Омской области, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Омской области
Третье лицо: Министерство финансов Омской области, Министерство финансов Российской Федерации