г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А56-13924/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от истца (заявителя): Лебедева М.В. по доверенности от 23.09.2013
от ответчика (должника): Бушманова И.В. по доверенности от 11.03.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15023/2014) Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2014 по делу N А56-13924/2014 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская КМБ"
о взыскании 1200 434 руб. 70 коп.
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Региональное отделение фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 120 434 руб. 70 коп. убытков, представляющих суммы выплаченных расходов на страховое обеспечение пациентам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Гатчинская КМБ" (далее - Больница) по 43 больничным листкам, оформленным с нарушением установленных правил (необоснованно выданным или неправильно оформленным), что подтверждается актом проведения плановой проверки Фонда социального страхования N 17-3 от 10.10.2013.
Решением суда от 14.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что оснований не принимать к зачету расходы страхователя у страховщика отсутствуют, так как при проведении камеральной проверки страхователя первичная документация, находящаяся в лечебных учреждениях не может быть истребована.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Больницы просил отказать в удовлетворении жалобы.
Как следует из материалов дела, отделением ФСС проведена плановая проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдения порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан МБУЗ "Гатчинская ЦРКБ" - районной больницы N 1 п.Сиверский.
По результатам проверки составлен акт N 17-3 от 10.10.2013, подписанный проверяющими лицами и Главным врачом Больницы (л.д. 22-49).
Региональное отделение Фонда полагает, что в результате нарушений допущенных при выдаче листков нетрудоспособности, выплаты по ним были необоснованно зачтены в счет уплаченных страховых взносов, то есть явились нецелевым расходованием средств ФСС РФ, что и повлекло материальный ущерб средствам федерального бюджета.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу, что установив, что соответствующий работодатель произвел выплату по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства, Фонд вправе не принимать к зачету эту выплату, а предложить страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представления уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав которого входят исполнительные органы, в частности региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации. Средства Фонда направляются в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности (пункты 1, 3 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации).
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона), в связи с чем, Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, право на выдачу которого имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы нетрудоспособности.
Порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в проверенных периодах регулировался Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Согласно п. 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 г. N 81 при наличии нарушений, указанных в пункте 60, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Согласно подпункту 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о ФСС РФ), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные страховщиком с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, страхователем - Фондом к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В целях исполнения возложенных на Фонд обязанностей он (страховщик) вправе проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; не принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (статья 11 Закона N 165-ФЗ).
Установив, что соответствующий работодатель произвел выплату по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства, Фонд вправе не принимать к зачету эту выплату, а предложить страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представления уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Эти положения подтверждают правомерность выводов суда первой инстанции о том, что неосновательное возмещение работодателям выплат по дефектным листкам, является виной и ответственностью самого страховщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2014 по делу N А56-13924/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13924/2014
Истец: Государственное учреждение- Ленинградское региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравохранения Ленинградской области "Гатчинская КМБ"