г. Ессентуки |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А15-2541/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Луговой Ю.Б., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дахадаевского райпо на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2014 по делу N А15-2541/2013 (судья Магомедов Р.М.)
по заявлению Дахадаевского райпо (ОГРН 1020500942813)
к МРИ ФНС России N 4 по Республике Дагестан,
федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Дагестан,
Управлению Росреестра по Республике Дагестан
о признании действий (бездействия) незаконными,
при участии в судебном заседании представителя Дахадаевского райпо Гаджиева З.Г. (доверенность N 05-1/5 от 01.07.2014), представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан Гусейнова Г.М. (доверенность N 05-96 от 21.07.2014),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Дахадаевское райпо (далее - райпо, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к МРИ ФНС России N 4 по Республике Дагестан (далее - инспекция), ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата) и Управлению Росреестра по Республике Дагестан (далее - управление) о признании действий (бездействия), выразившихся в уклонении внести в Базу данных ГКН данные по земельному участку райпо за кадастровым номером 05:27:000002:1069 в соответствии с его экономическими характеристиками, включающими площадь в размере 4 667 кв. м. вместо площади 12,18 га, занесенными по ошибке, и его реальной кадастровой стоимости, начиная за период с 01.01.2009 по 2013 год включительно, с ее расшифровкой в Базе данных ГКН по годам указанного периода в отдельности, незаконными и обязать их произвести исправление технической ошибки, допущенной по земельному участку райпо, внести и зафиксировать в Базе данных ГКН исправленные данные по кадастровому учету земельного участка райпо по его площади и кадастровой стоимости раздельно по годам в переделах периода, начиная с 2009 по 2013 год включительно по состоянию на 01 января каждого года в отдельности, и передать в установленном порядке исправленные по состоянию на 1 января каждого года указанного периода данные по кадастровому учету земельного участка райпо в управление с обязанием последнего передать в таком же порядке исправленные данные по земельному участку райпо в инспекцию в установленном порядке, а также о признании действий (бездействия) инспекции, выразившихся в уклонении от внесения в Базу данных инспекции данных по кадастровому учету земельного участка райпо за кадастровым номером 05:27:000002:1069 в соответствии с его экономическими характеристиками, включающими его реальную площадь в размере 4 667 кв. м., вместо площади 12.18 га, занесенной в БД ГКН по ошибке, и его реальную кадастровую стоимость раздельно по годам, начиная с 01.01.2009 по 2013 год включительно, а также в систематическом доначислении на райпо за период с 2009 по 2013 год земельного налога в повышенном размере против данных ежегодных деклараций по налогу на землю, формируемых райпо из налогооблагаемой базы, сформированной в соответствии с экономическими характеристиками располагаемого им земельного участка, незаконными, и обязать налоговую инспекцию внести и зафиксировать в Базе данных инспекции исправленные данные из ГКН по кадастровому учету земельного участка райпо за кадастровым номером 05:27:000002:1069 в соответствии с его экономическими характеристиками, включающими его площадь в размере 4 667 кв. м. и ее реальную кадастровую стоимость с их расшифровкой раздельно по годам, начиная с 01.01.2009 по 2013 год включительно (уточненные требования).
Решением суда от 07.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управлением и кадастровой палатой предусмотренные законодательством действия по изменению площади и соответственно кадастровой стоимости указанного земельного участка выполнены, а также действия по передаче информации (сведений) в ГКН, ТИР между ними и иснпекцией исполнены и исполняются, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 07.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обосновании апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что инспекция необоснованно списала в 2011 году с расчетного счета райпо под видом недоимки земельный налог с пеней в размере 267 343 рубля и по настоящий момент расчетный счет общества арестован, тем самым заблокировав все финансово-хозяйственные операции общества, поставив его на грань банкротства. Апеллянт также указывает, что исчисление налоговой базы по земельному налогу и доначисление на общество недоимок по земельному налогу и пени, инспекция производит до сих пор на оснований сведений, полученных от органов кадастрового учета в электронном виде.
В судебном заседании представитель райпо поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель инспекции поддержал доводы отзыва, по изложенным в ней основаниям, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 17.06.2014 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2014 по делу N А15-2541/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству N 05:07100000121001182 от 17.07.2002, выданному Дахадаевским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по постановлению Администрации Дахадаевского района от 16.07.2002 N 79, общество является владельцем земельного участка с кадастровым номером 05:27:000002:1069 с общей площадью 0,47 га (4 667 кв. м.) на праве бессрочного (постоянного) владения.
Письмом от 27.09.2010 N 15 общество обратилось в управление с просьбой внести в Единый государственный реестр земель (далее - ЕГРЗ) изменения земельного участка с кадастровым номером 05:27:000002:1069, по которому ошибочно числится 12,8 га земли вместо 0,47 га.
Письмом от 07.10.2010 управление сообщило, что площадь земельного участка под кадастровым номером 05:27:000002:1069 изменена и введены изменения в ее оценочную опись, материал передан кадастровой палате для внесения в ЕГРЗ с последующей передачей в налоговые органы.
В материалы дела представлен "акт определения кадастровой стоимости земельных участков" (изменения N 6) в котором указан кадастровый номер участка - 05:27:000002:1069, место положение участка - Дахадаевский район, с. Уркарах; площадь указана в размере 4 667 кв. м., вид разрешенного пользования - под административное здание; кадастровая стоимость участка указана - 693 189,51 рублей на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 14.11.2008 N 375.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что по состоянию на 2010 год площадь земельного участка 05:27:000002:1069 составляла 4 667 кв. м., а кадастровая стоимость участка - 693 189,51 рублей.
За период 2011 года изменения кадастровой оценки земель не произведены, в связи с чем на период 2011 года площадь земельного участка 05:27:000002:1069 остается неизменной и составляет 4 667 кв. м., кадастровая стоимость участка - 693 189,51 рублей.
В письме от 12.10.2012 N 18-2527-12 управление указало, что принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях о земельном участке за кадастровым номером 05:27:000002:1069, а именно площадь с 1 218 000 кв. м. исправлена на 4 667 кв. м., кадастровая стоимость до исправления составляла 180 909 540 рублей, после составила 693 189,51 рублей, а также предложено подготовить обществу планы для уточнения площади и местоположения всех земельных участков, расположенных на территории Дахадаевского района, для определения точной площади и кадастровой стоимости земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая палата приняла решение от 12.10.2012 N 005-301/12-31432 об исправлении технической ошибки на основании рассмотрения представленных документов от 12.10.2012, согласно которому в площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 05:27:000002:1069 ошибочно занесено 1 218 000 кв. м. вместо 4 667 кв. м.
В материалы дела представлен акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.10.2012, из которого следует, что номер земельного участка указан 05:27:000002:1069; в графе "основания определения кадастровой стоимости земельного участка" указано: "изменение площади земельного участка; в графе "категория земель" указаны земли населенных пунктов на основании постановления Правительства Республики Дагестан N 2 от 05.01.2005; в графе "площадь" указано 4 667 кв. м.; в графе "удельный показатель стоимости земель" указано 148,53 рублей, и в графе кадастровая стоимость указано 693 189,51 рублей.
В связи с этим, судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 2012 год площадь земельного участка также составляла 4 667 кв. м., а кадастровая стоимость участка составила 693 189,51 рублей.
Из представленных УФНС по РД форм по КНД следует, что сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу по состоянию на 01.01.2010 и на 01.01.2011, кадастровая стоимость по земельному участку 05:27:000002:1069 составляет 18 091 027 рублей, площадь земли составляет 1 218 000 кв. м.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на 01.01.2013 площадь спорного земельного участка указана в размере 4 667 кв. м., а кадастровая стоимость составила 41 468 028 рублей.
Из представленной в материалы дела выписки из картотеки объектов земельной собственности следует, что по состоянию на 27.08.2013 площадь земельного участка 05:27:000002:1069 составляет 4 667 кв. м., а актуальная кадастровая стоимость земельного участка составляет 41 468 028 рублей, где отправителем файла значится управление. Следовательно, налоговый орган располагал сведениями по указанному участку в период с 2010 по 2012 годы, где площадь земельного участка составляла 1 218 000 кв. м., а кадастровая стоимость в размере 18 091 027 рублей. В период с 01.01.2013 площадь земельного участка изменена (уменьшена), однако кадастровая стоимость увеличена до 41 468 028 рублей.
Из вышеизложенного следует, что налоговый орган не располагал сведениями о происходивших изменениях (исправлении технических ошибок) органами кадастрового учета.
Изменения в сведения о земельном участке под кадастровым номером 05:27:000002:1069 не внесены в 2009-2012 годы. В сведениях о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу по состоянию на 01.01.2013, представленных в их адрес управлением и кадастровой палатой, кадастровая стоимость (налогооблагаемая база) этого земельного участка такая же, как была указана начиная с 2009 года, т.е. 18 091 027 рублей.
Сведения о внесенных изменениях по земельному участку под кадастровым номером 05:27:000002:1069 управлением представлены в инспекцию 26.03.2013 с указанием площади земельного участка 4 667 кв. м. с кадастровой стоимостью 41 468 028 рублей. Соответственно налоговый орган считает, что до внесения изменений в ЕГРЗ-ГКН (ЕГРП) и их представления в налоговые органы оснований для перерасчета земельного налога по этому земельному участку не имеется.
Сведения в отношении земельного участка райпо с кадастровым номером 05:27:000002:1069 с указанием площади земельного участка в размере 4 667 кв. м. управлением получены 26.03.2013. В поступивших сведениях с исправленной площадью земельного участка с 1 218 000 кв. м на 4 667 кв. м., кадастровая стоимость по состоянию на 31.01.2013 составила 41 468 028 рублей (с 18 091 027 рублей исправлена на 41 468 028 рублей). Указанные сведения в инспекцию выгружены 26.08.2013 в связи с принятием Правительством Республики Дагестан постановления от 26.03.2013 N 156 "О создании рабочей группы по проведению анализа объективности решения Республиканской комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" (далее - постановление от 26.03.2013 N 156) о приостановлении действия постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан". После этого постановление от 26.03.2013 N 156 утратило силу в связи с изданием Правительством Республики Дагестан постановления от 23.07.2013. N 363 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Дагестан от 26.03.2013 N 156".
Кадастровой палатой в последующем принято решение от 21.02.2013 N 005-301/13-7578 о внесении сведений о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на основании документов от 20.02.2013 N 1-05/13-115 и постановления N 13 от 31.01.2013.
Судом первой инстанции также установлено, что в письмах от 22.08.2013 N 01-1784-13 и от 07.10.2013 N 16-2309-13 указывалось о доведении в УФНС России по РД информации обо всех изменениях в базу данных ГКН об исправлении площади земельного участка и что кадастровая стоимость указанного участка в соответствии с принятым постановлением Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 составляет 1 588 926,8 рублей.
Райпо в материалы дела представлены письма, полученные от кадастровой палаты, управления и инспекции.
В письме от 27.08.2013 N 15-8870/13-09-АД управление указывает, что площадь земельного участка в базе данных АИС ГКН составляет 4 667 кв. м., и что оно производит выгрузку сведений ГКН и ГРП в инспекцию.
В материалах дела имеются сведения (скриншот), представленные кадастровой палатой, в которых указана также площадь земельного участка 05:27:000002:1069 в размере 4 667 кв. м., а также указана стоимость в размере 1 588 926,82 рублей по состоянию на 2013 год. Вместе с тем в ней имеется запись об исправлении технической ошибки, датированная 15.03.2013.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у общества имеется земельный участок площадью 4 667 кв. м. на основании свидетельства N 05:07100000121001182 от 17.07.2002, выданного Дахадаевским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по постановлению Администрации Дахадаевского района от 16.07.2002 N 79, и является владельцем указанного земельного участка с кадастровым номером 05:27:000002:1069 на праве бессрочного (постоянного) владения.
Каких-либо иных документов, подтверждающих право собственности либо владения обществом другими земельными участками, суду не представлено.
В материалы дела представлен приказ от 25.10.2010 об организации информационного взаимодействия, подписанный тремя сторонами: управлением, УФНС России по РД и кадастровой палатой.
Так, в соответствии с "Территориальным информационным ресурсом" (далее - ТИР) руководством пользователя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) установлено, что данный документ предназначен для конечных пользователей ТИР, реализующего технологии сбора, консолидации, интеграции и верификации данных, получаемых из учетных систем ГКН и ЕГРП в согласованных форматах в трех пилотных режимах, а также для представления сведений об объектах права в ФНС России.
Частью работ по внедрению ТИР является реализация положений документа "Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы" N ММВ-27-11/9/37 от 03.09.2010 (далее - соглашение).
В соответствии соглашением вводится новый порядок информационного обмена между Росреестром и ФНС России и представление в виде единого информационного массива регламентированной информации ЕГРП и ГКН.
Соглашением предусмотрено представление Росреестром в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", следующей регламентированной информации в ФНС России: данных о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимого имущества, информации о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в государственный кадастр недвижимости до начала ведения ЕГРП на территории субъектов РФ в соответствии с законодательством, при отсутствии сведений об указанных объектах в ЕГРП, в составе сведении, представляемых ежегодно.
Управлением представлено уведомление от 29.10.2013 N 01/066/2013-977 о том, что в ЕГРП отсутствует запись на объект недвижимости с кадастровыми номерами 05:27:2:1069 и 05:27:000002:1069. Представитель управления пояснила, что в связи с тем, что указанная запись отсутствует, информация о площади и стоимости земельного участка может и не быть отражена в базе данных ГКН с учетом всех ранее осуществленных исправлений.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Из изложенного следует, что отсутствие государственной регистрации права у общества на спорный земельный участок при его фактическом наличии не должно нести для общества никаких негативных последствий в виде некорректного отражения информации о действительном размере и фактической кадастровой стоимости участка, определенной в соответствии с нормативными актами представительных органов субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что периодичность предоставления сведений из управления в ФНС России устанавливается не реже одного раза в неделю (1 раз в десять дней). В ответ на каждый отправленный файл в течение 1 рабочего дня должен быть получен протокол обработки, содержащий результаты форматно-логического контроля отправленного файла. Территориальные органы Росреестра повторяют передачу скорректированных сведений, по которым были обнаружены ошибки, указанные в протоколе обработки файла, в течение 2-х рабочих дней с момента получения протокола обработки из ФНС России.
В управление поступало заявление райпо N 20 от 14.08.2013 о порядке выгрузки информации в инспекцию, на которое управлением дан ответ от 28.08.2013 N 15-8870/13-09 АД с использованием информации из ГКН и ТИР.
Согласно утвержденной схеме, сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, содержащиеся в ГКН, ежедневно передаются в управление путем выгрузки сведений в территориальный информационный ресурс (ТИР). Далее управление проводит сопоставление данных, содержащихся в ГКН, с данными, содержащимися в ЕГРП, и передает в ФНС России каждые 10 дней.
Сведения с измененными характеристиками земельного участка с кадастровым номером 05:27:000002:1069 загружены в ТИР управлением 15.10.2012.
Указанный факт подтверждается письмом от 13.03.2013, направленным представителю райпо Курбанову Ш.Г., в котором указано, что сведения с измененными характеристиками земельного участка с кадастровым номером N 05:27:000002:1069 файлом в формате XML управлением выгружены в ТИР.
В материалы дела представлено решение кадастровой палаты от 12.10.2012 за N 005-301/12-31432 об исправлении технической ошибки на основании заявления общества от 13.09.2012, в соответствии с которым изменена техническая ошибка по площади земельного участка 05:27:00002:1069 с 1 218 000 кв. м. на 4 667 кв. м., а также составлен акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 15.10.2012, в котором значение площади указано 4 667 кв. м. и кадастровая стоимость указана в размере 693 189,51 рублей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налоговые органы в лице УФНС России по РД и инспекции не вправе и технически не имеют возможности вносить какие-либо изменения в сведения (данные) о зарегистрированных правах в отношении земельных участков, а также не могут вносить в базу данных сведения по кадастровому учету земельного участка в соответствии с его экономическими характеристиками, включающими его реальную площадь в размере 4 667 кв. м., вместо площади 12,18 га, занесенной в базу данных ГКН по ошибке, и его реальную кадастровую стоимость раздельно по годам, начиная с 01.01.2009 по 2013 год включительно, в связи с чем, в удовлетворении в этой части обоснованно отказано.
Представитель райпо представил требование инспекции N 5010 об уплате налогов по состоянию на 02.07.2014, а также решение инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика N 2621 от 22.07.2014 в качестве обоснования довода об исчислении налоговой базы по земельному налогу и доначисление недоимок по земельному налогу и пени без учета исправления технической ошибки.
Данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку порядок оспаривания решений налогового органа установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с чем данное требование подлежит рассмотрению в административном порядке.
Иные доводы, изложенные в жалобе, исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителей отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.04.2014 по делу N А15-2541/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Дахадаевского райпо (ОГРН 1020500942813) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2541/2013
Истец: Дахадаевское Районное потребительское общество, Дахадаевское РайпО
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Дагестан
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, УФНС РФ по РД, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан