город Ростов-на-Дону |
|
25 августа 2014 г. |
дело N А32-7249/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Соловьевой М.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: адвокат Куликова Е.П., доверенность от 30.09.2013, удостоверение;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.07.2014 N 107 Мин А.И.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2014 по делу N А32-7249/2014, принятое судьей Маркиной Т.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СмартГрейн" к Новороссийской таможне о взыскании процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СмартГрейн" обратилось в арбитражный суд с заявлением, о признании незаконными действий Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) в котором просит взыскать проценты на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317110/240113/0001492 в сумме 40 817 рублей 59 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2014 заявленные требования не удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что таможенный орган рассмотрел заявление и принял по нему решение в законом установленный месячный срок с даты его поступления, следовательно, правовые основания для взыскания с таможни (из федерального бюджета) процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СмартГрейн" обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Сославшись на то, что вывод суда первой инстанции о возможности начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей только при нарушении месячного срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, является ошибочным, сделанным вследствие неправильного истолкования указанной нормы права.
Новороссийская таможня предоставила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает что требования являются необоснованными, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "СмартГрейн" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта по основаниям, указанным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 19 октября 2012 года общество и компания "Silos Cordoba, Ltd.", Испания, заключили внешнеторговый договор (контракт), которому присвоен N 14.
Товар, являющийся предметом договора, был поставлен в Российскую Федерацию, произведено его декларирование с целью помещения под процедуру - выпуск для внутреннего потребления, путем подачи 25.01.2013 в Краснодарскую таможню декларации N 10317110/240113/0001492, по которой произведено таможенное оформление ввезенных товаров.
По ДТ N 10317110/240113/0001492 ввезен товар - оборудование технологическое для элеваторно-складского хозяйства (код ОКП 51 4190): силос с плоским дном, модель 22,92/12, всего 4 комплекта.
При определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/240113/0001492, общество применило первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317110/240113/0001492 декларант представил таможенному органу необходимые документы. Однако в ходе таможенного оформления таможенный орган не принял таможенную стоимость по спорной ДТ.
25 января 2013 года Новороссийская таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки. Обществу предложено подтвердить сведения о таможенной стоимости, заполнить в срок до 03.02.2013 форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 791 310 рублей 11 копеек.
Общество заполнило форму корректировки таможенной стоимости и внесло обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 791 310 рублей 11 копеек.
Заявитель письмом от 19.02.2013 N 34 направил в таможню пояснения и дополнительные документы.
28 января 2013 года таможенный орган произвел выпуск товара, оформленного по ДТ N 10317110/240113/0001492, самостоятельно откорректировав таможенную стоимость товаров шестым (резервным) методом на основе третьего метода (по стоимости сделки с однородными товарами), в результате чего обществу начислены дополнительные таможенные платежи в сумме 791 310 рублей 11 копеек.
Решением о зачете денежного залога от 01.04.2013 N 10317000/010413/ЗДз-1452 и решением о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности от 29.04.2013 N 10317000/290413/АвЗ-1426 таможенный орган взыскал с заявителя указанную сумму таможенных платежей и пени в сумме 12 839 рублей 1 копейки, исчисленных согласно требованию об уплате таможенных платежей от 01.04.2013 N 1298.
Действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10317110/240113/0001492, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2013 по делу N А32-15533/2013 признаны незаконными.
18 октября 2013 года заявитель обратился в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 804 149 рублей 12 копеек.
Таможня 14.11.2013 возвратила на расчетный счет общества 1 061 835 рублей 41 копейку, из них 804 149 рублей 12 копеек по ДТ N 10317110/240113/0001492 по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2013 по делу N А32-15533/2013 и 257 686 рублей 29 копеек по ДТ N 10317110/071212/0022221 по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2013 по делу N А32-13380/2013, что подтверждается платежными поручениями NN 86, 31, 826, 185.
Общество направило в таможню заявление от 21.11.2013 исходящий N 330 о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ N 10317110/240113/0001492 за период с 02.04.2013 по 13.11.2013 в сумме 41 077 рублей 69 копеек.
06 декабря 2013 года таможня отказала заявителю в уплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для возврата указанных денежных средств, поскольку просрочка предусмотренного месячного срока для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин не допущена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ООО "СМАРТГРЕЙН" оснований о взыскания с Новороссийской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 7 статьи 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
В силу части 9 статьи 147 закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 закона N 311-ФЗ.
Частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 указанного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
На основании части 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 Закона N 311-ФЗ.
В силу изложенного, исходя из буквального толкования вышеприведённых положений ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, право на взыскание предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного ч.6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ установленные ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного ч.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Само по себе указание в ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ на то, что при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, не изменяет указанного выше правового основания начисления процентов - просрочка рассмотрения таможенным органом соответствующего заявления и (или) принятия решения о возвращении сумм излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае, исходя из буквального смысла ч.6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, законодатель применительно к случаям излишнего взыскания в соответствии с положениями гл. 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей таможенными органами изменил только срок начала начисления предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов, определив его не со дня истечения месячного срока после поступления к таможне заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в случае не рассмотрения данного заявления в месячный срок, а со дня, следующего за днём взыскания излишних платежей.
Однако изменение начала периода начисления процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, не изменяет правовой природы предусмотренных данной нормой процентов, установленных за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, в случае, если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Иной подход к толкованию положений п.6 ст. 147 закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне взысканными или уплаченными таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счёт хозяйствующего субъекта.
Однако ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ не предусматривает правовой возможности для взыскания процентов при указанных фактических обстоятельствах.
В действующем законодательстве, регулирующем таможенные правоотношения, так же отсутствуют правовые нормы, предусматривающие возможность взыскания из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта - участника таможенных правоотношений процентов за пользование чужими денежными средствами применительно к суммам излишне взысканных или уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах заявление общества о взыскании в его пользу с таможни на основании ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов правомерно и обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2014 по делу N А32-7249/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7249/2014
Истец: ООО "СМАРТГРЕЙН"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: ООО "СмартГрейн" (для Куликовой Е. П.), Новороссийская таможня