г. Санкт-Петербург |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А56-80590/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Чекулаев С.А. по доверенности от 01.10.2013;
от заинтересованного лица: Мастицкая Е.В. по доверенности от 13.08.2014 N 61/3146-70;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14529/2014) Управления Министерства внутренних дел России по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2014 по делу N А56-80590/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "СКАТ"
к Управлению Министерства внутренних дел России по Выборгскому району Санкт-Петербурга
о признании отказа Управления Министерства внутренних дел России по Выборгскому району г.Санкт-Петербурга в форме письма от 16.12.2013 N 61/16178 в части несоответствия комнаты хранения оружия Общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "СКАТ" п.166, п.169.3, п.169.7 "Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденной приказом МВД России N 288 незаконным
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Охранная организация "СКАТ" (ОГРН: 1107847080406, адрес: 194017, Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 50, лит. А, офис 6-Н, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным отказа УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037804026776, адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, пр-кт Лесной, 20, 9, далее - Управление) в форме письма от 22.10.2013 N 61/13350 в части несоответствия комнаты хранения оружия ООО "СКАТ" пунктам 166, 169,3, 169,7169.4 Инструкции по организации работы ОМВД (ОВД) по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД РФ N 288.
Решением суда от 17.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что все нарушения, установленные Управлением, можно определить визуально, без использования измерительных приборов. Также Управление не согласно с решением в части взыскания государственной пошлины, полагая, что в силу пп.1.1 п.1 статьи 333.37 НК РФ государственные органа освобождены от ее уплаты.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество является организацией, основным видом деятельности которой является предоставление услуг в охранной сфере, имеет лицензию на право осуществления охранной деятельности, а также разрешение на хранение оружия.
01.11.2013 Общество обратилось в УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга с заявлением о направлении сотрудника ОЛРР УМВД для обследования комнаты оружия заявителя.
09.12.2013 инспектором ОЛРР УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга проведена проверка комнаты хранения оружия, по результатам которой помещение для хранения оружия и боеприпасов признано не соответствующим требованиям федерального законодательства об оружии и Инструкции по организации работы ОМВД (ОВД) по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.
16.12.2013 письмом N 61/16178 Управление уведомило заявителя о несоответствии помещения для хранения оружия и боеприпасов требованиям Федерального законодательства об оружии наличии, указав на следующие нарушения:
- нарушение пункта 169.3 Инструкции - полотно входной двери не отвечает понятиям "сплошная", а именно покрыта еще одним листом, закрывающим диагонали, также в профиле входной двери имеются технологические отверстия;
- пункта 169.7 Инструкции - рамка окна в стене приема - выдачи оружия имеет ширину полок менее 100 мм, а именно 98 мм;
- пункта 166 Инструкции - металлические шкафы для хранения оружия и патронов на задней стенке имеют технологические отверстия, не представляют сплошную конструкцию.
Общество посчитало отказ неправомерным и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского и служебного оружия, в том числе связанные с обеспечением защиты жизни и здоровья граждан, собственности, общественной безопасности, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Согласно статье 4 названного Закона к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
В соответствии со статьей 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации (статья 22 Закона).
В соответствии с пунктами 91, 92 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 "О мерах реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814" контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений. Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов, в частности, имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли и хранения; безвозмездно изымать оружие в случаях нарушения юридическими лицами и гражданами установленных Правил хранения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; при выявлении ситуаций, когда не обеспечивается сохранность оружия, изымать его и передавать на ответственное хранение в органы внутренних дел.
Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункты 55, 56, 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации").
В соответствии с Законом об оружии и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 Инструкции данный документ в том числе определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием.
В соответствии с пунктом 169.3 Инструкции дверные проемы оборудуются: сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм; решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям; стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм. Согласно пункту 169.7 Инструкции для приема и выдачи оружия в стене комнаты либо во входной двери допускается оборудование окна с внутренней металлической дверцей толщиной не менее 3 мм, запираемой изнутри на замок. Рамка окна в стене изготавливается из стального профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм, размер которой не должен превышать 300 х 200 мм. В силу пункта 166 Инструкции металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны закрываться на замок и иметь толщину не менее 2 мм, для хранения порохов, патронов и изделий, содержащих пиротехнический заряд либо пиротехническое метаемое снаряжение, - не менее 3 мм, а используемые для перевозки оружия воздушным транспортом - не менее 1,6 мм.
Согласно письму УМВД от 16.12.2013 N 61/16178 помещение для хранения оружия и боеприпасов, принадлежащее Обществу, признано не соответствующим требованиям федерального законодательства об оружии, поскольку в нарушение пунктов 166, 169.3, 169.7 Инструкции - металлические шкафы для хранения оружия и патронов на задней стенке не представляют сплошную конструкцию, полотно входной двери не отвечает понятию "сплошная", рамка окна в стене приема-выдачи оружия имеет ширину полок менее 100 мм.
Между тем, в материалы дела не представлены акты замера или обследования помещения, показания измерительных приборов или специальных средств.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления не смог ответить на вопрос суда о том, каким образом установлены и где зафиксированы конкретные числовые показатели (98 мм), наличие технологических отверстий и другие вменяемые Обществ нарушения.
Доводы подателя жалобы о том, что данные нарушения можно установить визуально, без фиксации измерительными приборами, не могут быть приняты во внимание, так как отсутствие надлежащей фиксации нарушения (не обязательно при помощи измерительных приборов, возможны и иные средства контроля), отрицаемого Обществом, свидетельствует об отсутствии у заинтересованного лица (Управления) доказательств, подтверждающих отраженные в письме от 16.12.2013 N 61/16178 выводы.
Вместе с тем, заявитель представил Акт обследования помещения (строения) от 23.08.2012 (л.д. 37-39). Согласно данному акту помещение для хранения оружия и патронов ООО "ОО "СКАТ", расположенное по адресу: Санкт-Петербург, р. Энгельса, д. 50, литер А, пом. 6-Н, соответствует установленным требованиям. Обследование проводилось с участием представителей ОГПН Выборгского района Санкт-Петербурга, Роспотребнадзора, ОВО Выборгского района.
Учитывая вышеизложенное, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Управлением не представлено надлежащих и неопровержимых доказательств нарушения Обществом пунктов 166, 169.3, 169.7 Инструкции.
Доводы подателя жалобы о необоснованном отнесении на него государственной пошлины со ссылкой на пункт 1 статьи 333.37 КоАП РФ, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права, так как решением суда от 17.04.2014 с Управления в пользу заявителя взысканы судебные расходы, понесенные Обществом при обращении в суд (статья 110 АПК РФ, пункт 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации), а не государственная пошлина, подлежащая уплате в федеральный бюджет в соответствии со статьей 104 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда от 17.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2014 по делу N А56-80590/2013 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80590/2013
Истец: ООО "Охранная организация "СКАТ"
Ответчик: УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга