г. Самара |
|
26 августа 2014 г. |
Дело N А65-13908/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2014 года по делу N А65-13908/2014 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ИнтехБанк" (ОГРН 1081600001097; ИНН 1658088006), г.Казань, к Центральному банку Российской Федерации, Республика Татарстан, г.Казань, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "ИнтехБанк" (далее - ОАО "ИнтехБанк") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации (далее - НБ Республики Татарстан) от 04.06.2014 N 17-1-7/11602 о привлечении ОАО "ИнтехБанк" к административной ответственности по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2014 оспариваемое постановление НБ Республики Татарстан признано незаконным и отменено в части назначенного ОАО "ИнтехБанк" штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда, Национальный банк РТ обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "ИнтехБанк".
Податель жалобы полагает, что применение административного штрафа исходя из анализа Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П должно быть сопоставим с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае при вынесении решения судом первой инстанции не запрошены и не анализированы документы, подтверждающие тяжелое имущественное (финансовое) положение юридического лица, которое явились бы основанием для снижения судом первой инстанции размера штрафа меньше минимального размера, назначенного административным органом.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, сотрудниками отдела организации контроля деятельности некредитных финансовых организаций Управления регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и организации контроля деятельности некредитных финансовых организаций Национального банка РТ осуществлен мониторинг, в ходе которого установлено, что в нарушение требований пункта 2.1.10 Положения лицензионных требований и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/г, ОАО "ИнтехБанк" не предоставил информацию о структуре собственности за первый квартал 2014 года в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью.
Усмотрев в действиях ОАО "ИнтехБанк" состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, должностное лицо Национального банка РТ составило в отношении ОАО "ИнтехБанк" протокол об административном правонарушении от 26.05.2014 N 12-3-14/10595.
По результатам рассмотрения материалов дела и протокола об административном правонарушении 04.06.2014 в отношении ОАО "ИнтехБанк" вынесено постановление N 17-1-7/11602 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "ИнтехБанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО "ИнтехБанк" состава вмененного административного правонарушения и не усмотрел существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В то же время, руководствуясь позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер подлежащего наложению на ОАО "ИнтехБанк" административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.3 КоАП РФ для юридических лиц (700 000 рублей), соответственно до 100 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону данного правонарушения составляют, в том числе, бездействие, выразившееся в нарушении сроков представления в уполномоченный орган информации, представление которой предусмотрено законодательством.
Как следует из материалов дела, ОАО "ИнтехБанк имеет лицензии на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности.
Согласно пункту 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях одним из лицензионных требований является обязанность по предоставлению полной информации о структуре собственности лицензиата на магнитном носителе и в бумажном виде не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом. Полная информация о структуре собственности лицензиата с 1 января 2012 года направляется в ФСФР России в виде электронного документа с электронной подписью.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам переданы Центральному банку Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки было установлено, что ОАО "ИнтехБанк" не предоставил информацию о структуре собственности за первый квартал 2014 года в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью
Между тем, на основании пункта 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях информация о структуре собственности ОАО "ИнтехБанк" должна быть направлена в уполномоченный орган не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом, что сделано не было. Указанная информация направлена 21.05.2014, то есть с нарушением срока на 30 дней.
ОАО "ИнтехБанк" данное обстоятельство (нарушение сроков представления информации о структуре собственности) не отрицается.
Указанные обстоятельства квалифицированы НБ Республики Татарстан в качестве нарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о затруднительности исполнения данной обязанности по объективным причинам, ОАО "ИнтехБанк" в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ОАО "ИнтехБанк" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений со стороны административного органа требований статей 25.1, 25.4, 25.15 и 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции не установлено, реализация предусмотренных законом прав была обеспечена ОАО "ИнтехБанк" в полной мере.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности не пропущен.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер подлежащего наложению на ОАО "ИнтехБанк" административного штрафа ниже низшего предела.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 19.7.3 КоАП РФ, сделаны на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает, что суд первой инстанции не указал, какие обстоятельства являлись исключительными, позволяющие изменить административное наказание ОАО "ИнтехБанк" ниже низшего предела, предусмотренной санкцией статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Кроме того, суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства дела.
ОАО "ИнтехБанк" назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.7.3 КоАП РФ (500 000 рублей), а не 700 000 руб. как указано судом первой инстанции, с учетом наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а именно: ранее к административной ответственности не привлекалось, представило отчетность, то есть прекратило противоправное поведение, и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации предоставил право арбитражным судам снижать размеры назначенных административных штрафов ниже низшего предела.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
В рассматриваемом случае ОАО "ИнтехБанк" не ссылается на наличие исключительных обстоятельств (и не представило каких-либо доказательств), позволяющих применить в отношении его правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П. Судом первой инстанции таких обстоятельств также не установлено.
Из материалов дела следует, что установленный срок представления соответствующей информации ОАО "ИнтехБанк" пропущен на довольно продолжительный срок.
Следует отметить, что информация о структуре собственности была представлена ОАО "ИнтехБанк" только после направления предписания от 20.05.2014 N 12-3-14/10154 с требованием предоставить информацию о структуре собственности за первый квартал 2014 года в Банк России.
Являясь участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ОАО "ИнтехБанк" должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требования закона.
Правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть для привлечения ОАО "ИнтехБанк" к административной ответственности не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий, важен лишь факт непредставления или ненадлежащего представления соответствующей информации о структуре собственности.
Таким образом, судом апелляционной инстанции с учетом материалов дела не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о том, что штраф в размере 500 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение экономических прав ОАО "ИнтехБанк".
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2014 по делу N А65-13908/2014 подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ИнтехБанк" требований о признании незаконным и отмене постановления НБ Республики Татарстан) от 04.06.2014 N 17-1-7/11602.
Кроме того, апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что согласно пункту 3 части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения административного органа незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
В силу изложенного в резолютивной части решения арбитражного суда не указывается на прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Арбитражным судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2014 года по делу N А65-13908/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "ИнтехБанк" о признании незаконным и отмене постановления Национального банка Республики Татарстан Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2014 N 17-1-7/11602 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А.Юдкин |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13908/2014
Истец: ОАО "ИнтехБанк", г. Казань
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара