г. Киров |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А31-2503/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондаковой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента финансов Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2014 по делу N А31-2503/2014, принятое судом в составе судьи Трубниковой Е.Ю.
по иску муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление"
(ИНН: 4401005395, ОГРН: 1024400519450)
к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
(ИНН: 4401011720, ОГРН: 1024400532860)
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Департамент финансов Костромской области,
областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат",
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее - ответчик, Департамент социальной защиты) о взыскании 659 176 рублей 63 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Костромской области (далее - Департамент финансов), областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат" (далее - ОГКУ "Центр социальных выплат").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2014 с Костромской области в лице Департамента социальной защиты за счет казны Костромской области в пользу Предприятия взыскано 659 176 рублей 63 копейки убытков.
При принятии судебного акта Арбитражный суд Костромской области руководствовался статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 15, 16, пунктами 1, 5 статьи 790, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", учитывал позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 01.03.2007 N 129-О-П, от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 01.12.2005 N 521-О, Постановлениях от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П.
Департамент социальной защиты и Департамент финансов с принятым решением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Заявители жалоб указывают на то, что при расчетах с Предприятием соблюден порядок возмещения расходов (затрат), связанных с предоставлением проезда по льготным проездным билетам отдельным категориям граждан, установленный Постановлением Администрации Костромской области от 28.12.2012 N 597-а "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к ведению Костромской области, на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2013 году" (далее - Постановление N 597-а), а также договором, заключенным между Предприятием и ОГКУ "Центр социальных выплат".
Предприятие в отзыве на апелляционные жалобы с доводами Департамента финансов и Департамента социальной защиты не согласилось.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Предприятие, Департамент финансов представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 Кодекса, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации города Костромы от 19.07.2012 N 1501 "Об установлении стоимости проездных билетов для проезда на муниципальном автомобильном и наземном электрическом транспорте общего пользования, принадлежащем муниципальным унитарным предприятиям города Костромы" для граждан установлена стоимость месячного проездного билета на два вида транспорта с 01.01.2013 в размере 860 рублей, с 01.10.2013 в размере 1 080 рублей.
Постановлением N 597-а на 2013 год для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Костромской области, введены льготные именные проездные документы для проезда на пассажирском городском автомобильном и электрическом транспорте общего пользования (кроме такси) стоимостью 270 рублей, с 01.11.2013 стоимостью 340 рублей (в редакции постановления администрации Костромской области от 18.10.2013 N 408-а).
Постановлением N 597-а утвержден "Порядок осуществления выплат перевозчикам на возмещение расходов (затрат), связанных с предоставлением льготного проезда в городском сообщении отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Костромской области, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Костромской области" (далее - Порядок).
В пунктах 2 и 4 Порядка предусмотрено, что главным распорядителем средств является департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; получателем средств является ОГКУ "Центр социальных выплат".
В 2013 году Предприятие оказывало услуги по перевозке льготных категорий граждан городским пассажирским транспортом (троллейбусами) в городе Костроме на основании социальных именных проездных документов.
Согласно расчету истца во исполнение Постановления N 597-а Предприятие реализовало гражданам 27 645 льготных проездных билетов. В соответствии с утвержденной долей участия истца в перевозках убытки истца от продажи льготных проездных билетов составили 5 920 320 рублей. Истцу возмещены расходы, связанные с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, в размере 5 261 143 рублей 37 копеек. Сумма невозмещенных расходов составила 659 176 рублей 63 копейки (расчет, лист дела 44).
Данная сумма согласно статьям 16, 1069 Кодекса является реальным ущербом истца.
Факт оказания истцом услуг по перевозке пассажиров, имеющих льготы, и несение им заявленных расходов подтверждены им и заявителями не оспариваются.
Расчет убытков понесенных истцом является правильным, подтверждается материалами дела (акты сверки списков учета месячных льготных именных проездных билетов между Предприятием и ОГКУ "Центр социальных выплат", сведения по распределению сумм затрат, направлявшиеся ежемесячно в течение 2013 года ОГКУ "Центр социальных выплат", платежные поручения) (листы дела 51-118), и не оспаривается лицами, участвующим в деле.
Доказательств возмещения истцу из бюджета субъекта Костромской области 659 176 рублей 63 копеек убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров, которым предоставлен льготный проезд в городском сообщении, в материалы дела не представлено.
Ссылки заявителей жалобы на то, что при расчетах с Предприятием соблюден порядок возмещения расходов (затрат), связанных с предоставлением проезда по льготным проездным билетам отдельным категориям граждан, установленный Постановлением N 597-а, договором заключенным между Предприятием и ОГКУ "Центр социальных выплат", подлежат отклонению.
Указанные обстоятельства не лишают истца права требовать полного возмещения понесенных расходов в соответствии со статьями 15, 16, 790, 1069 Кодекса.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы Департамента социальной защиты и Департамента финансов - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.06.2014 по делу N А31-2503/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамента финансов Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2503/2014
Истец: МУП г. Костромы "Троллейбусное управление"
Ответчик: Костромская область в лице Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Третье лицо: Департамент финансов Костромской области, Костромская область в лице Департамента финансов Костромской области, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ"