город Ростов-на-Дону |
|
01 сентября 2014 г. |
дело N А53-3229/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
до перерыва:
от заявителя: представитель по доверенности от 07.10.2013 - Берлина С.А., паспорт, представитель по доверенности от 07.07.2014 - Собко Ю.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности - Исмаилов М.И., паспорт.
от третьих лиц: представитель ИП Бальян по доверенности от 29.04.2014- Чигрина Л.Н., паспорт. представитель ООО "ЭлитСтрой" по доверенности от 02.04.2014 - Захаров А.Е.,
после перерыва:
от заявителя: представитель по доверенности от 07.07.2014 - Собко Ю.А., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 10.01.2014 N 15 - Иваненко И.С., удостоверение.
от третьих лиц: представители не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области; индивидуального предпринимателя Бальяна Артема Вартановича,
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2014 по делу N А53-3229/2014, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный Федеральный Университет"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "РемСтройМонтаж"; общества с ограниченной ответственностью "Строй - Лидер"; индивидуального предпринимателя Бальян А.В.; общества с ограниченной ответственностью "Отнамстрой"; общества с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой"; общества с ограниченной ответственностью Южная Строительная Корпорация"; общества с ограниченной ответственностью НПО "Стройиндустрия"; индивидуального предпринимателя Алиева Р.Ф.; индивидуального предпринимателя Лукаш А.В.
о признании недействительным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный Федеральный Университет" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 10.02.2014 по делу N 154/05 и предписания от 10.02.2014 N 58/05.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РемСтройМонтаж"; общество с ограниченной ответственностью "Строй - Лидер"; индивидуальный предприниматель Бальян А.В.; общество с ограниченной ответственностью "Отнамстрой"; общество с ограниченной ответственностью "ЭлитСтрой"; общество с ограниченной ответственностью Южная Строительная Корпорация"; общество с ограниченной ответственностью НПО "Стройиндустрия"; индивидуальный предприниматель Алиев Р.Ф.; индивидуальный предприниматель Лукаш А.В.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что заказчик обоснованно отклонил заявки в связи с неуказанием сведений о товарном знаке.
Управление Федеральной антимонопольной службы и индивидуальный предприниматель Бальян А.В. обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывают на следующее. Управление не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие оснований, указанных в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" исключает квалификацию действий учреждения как нарушающих антимонопольное законодательство. Со ссылкой на Положение о закупках учреждения полагает необоснованным отклонение заявок. Указывает, что пунктом 3.7 информационной карты открытого аукциона установлен объем информации в заявках - не менее того количества параметров, которое указано в разделе IV (техническое задание). Между тем, раздел IV (техническое задание) не содержит тех параметров, в связи с неуказанием которых были отклонены заявки. ИП Бальян А.В. указывает в жалобе, что заказчик в аукционной документации указал неконкретные, противоречивые требования. Техническое описание товара дано предпринимателем в соответствии с требованиями аукционной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционных жалоб и отзыва на них. В судебном заседании 15.08.2014 объявлялся перерыв до 22.08.2014 до 09 час. 20 мин., о чем участвующие в деле лица извещены в судебном заседании. Информация о перерыве размещена в сети Интернет (публичное объявление о перерыве).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.12.2013 учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона N 31300775635 на "Выполнение работ по ремонту туалетов в учебно-лабораторном корпусе "А"" с начальной (максимальной) ценой контракта 1505869 рублей.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика (далее -Положение) утверждено наблюдательным советом учреждения от 05.03.2013 (в редакции от 15.03.2013 N 93-ОД) и размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 21.01.2014 N 218.03-08/44а/13/Р для участия в аукционе было подано девять заявок: ООО "РемСтройМонтаж", ООО "Строй-Лидер", ИП Бальян А.В., ООО "ОТНАМСТРОЙ", ООО "ЭлитСтрой", ООО "Южная строительная корпорация", ООО НПО "Стройиндустрия", ИП Алиев Р.В. и ИП Лукаш А.В..
По итогам рассмотрения заявок к участию в аукционе было допущено только ООО "ЭлитСтрой", остальным восьми участником, было отказано в допуске по причине не соответствия поданных заявок требованиям пункта 3.7 документации об аукционе: в составе заявки на участие в аукционе в подпункте 8 Формы 3 "Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика" в требованиях к функциональным и качественным характеристикам применяемых материалов при описания материала (товара), предлагаемого к использованию при выполнении работ, участником закупки не указан товарный знак (марка) (при наличии), производитель товара.
29.01.2014 в Управление поступили жалобы индивидуальных предпринимателей Алиева Р.В. и Лукаша А.В., в связи с чем, Управлением возбуждено дело N 154/05.
По результатам рассмотрения жалоб предпринимателей Управлением 10.02.2014 вынесено решение по делу N 154/05, согласно которому жалобы индивидуальных предпринимателей Алиева Р.В. и Лукаша А.В. признаны необоснованными, а учреждение признано нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме этого, по результатам рассмотрения дела N 158/04, Управлением выдано предписание N 58/05, которым учреждению предписывалось:
1. Прекратить нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. В семидневный срок со дня получения предписания, учреждение обязано:
- отменить все протоколы, составленные при проведении открытого аукциона N 31300775635 на "Выполнение работ по ремонту туалетов в учебно-лабораторном корпусе "А"" (в том числе протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 21.01.2014 N 218.03-08/44а/13З);
- провести повторную процедуру рассмотрения поступивших на участие в аукционе заявок (в том числе заявки индивидуальных предпринимателей Алиева Р.В. и Лукаша А.В.) в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- обеспечить участникам аукциона возможность (при необходимости) внесения денежного обеспечения своих заявок для продолжения участия в аукционе (действия, указанные в данном пункте необходимо совершить при осуществлении Заказчиком до вынесения настоящего Решения возврата сумм денежного обеспечения по аукционной заявке, внесённой участником аукциона во исполнение пункта 4.5 Информационной карты).
3. Об исполнении выданного предписания учреждение обязывалось уведомить Управление в пятидневный срок со дня его исполнения.
Полагая, что решение Управления от 10.02.2014 по делу N 158/05 и предписание N 568/05 не соответствуют положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", учреждение обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела апелляционная коллегия учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, с учетом статуса заказчика - Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрен порядок обжалования действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика является исчерпывающим.
Установив отсутствие вышеуказанных оснований, антимонопольный орган правомерно признал жалобы заявителей необоснованными.
Закон N 223-ФЗ устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1).
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 2).
В ст. 3 Закона о защите конкуренции установлено, что Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В ст. 23 Закона о защите конкуренции перечислены полномочия антимонопольного органа, среди которых в части 4.2 предусмотрено полномочие на рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу изложенного апелляционный суд считает, что положения Закона о защите конкуренции позволяют антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в Законе N 223-ФЗ, а содержат сведения о том, что организатор закупки нарушает требования антимонопольного законодательства.
Апелляционная коллегия полагает, что антимонопольным органом правомерно была проведена проверка заказа на предмет его соответствия антимонопольному законодательству.
Вместе с тем, коллегия не усматривает в действиях заказчика нарушений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
Статья 4 Закона N 223-ФЗ регламентирует вопросы информационного обеспечения закупки, в п. 1 ч. 10 указанной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Антимонопольный орган в решении указал, что заявки восьми участников закупки неправомерно отклонены в связи с указанием ими параметров в объеме не менее количества параметров, указанных в разделе IV документации "Техническое задание".
Вместе с тем, антимонопольный орган, по мнению коллегии, не учел следующее.
Управление полагает, что при подаче заявки участник размещения заказа в части технических параметров должен был ориентироваться только на раздел IV документации "Техническое задание".
Указанный вывод не соответствует аукционной документации.
Согласно п. 3.7 раздела I документации "Общие условия проведения аукциона" (т. 2 л.д. 19) участник закупки должен подготовить и представить в составе заявки на участие в аукционе предложение по форме 3, согласно требованиям, установленным в настоящей документации об аукционе. Требования к описанию предлагаемых товаров (работ, услуг) указаны в Информационной карте аукциона.
В разделе II документации "Информационная карта аукциона" имеется п. 3.7 "Подготовка предложения участника" (т. 2 л.д. 39). Согласно указанному пункту, техническое описание предлагаемых товаров, работ, услуг должно содержать информацию о товарном знаке (марке) (при наличии), производителе товара и официальные характеристики товара, предлагаемых к поставке (использовании при выполнении работ, оказании услуг) в объёме не менее того количества параметров, которое указано в Разделе IV, позволяющую сделать вывод об объёмах поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, их качественных и функциональных характеристиках и об их соответствии требованиям документации об аукционе. При описании условий и предложений участниками закупки должны использоваться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по предмету аукциона.
Таким образом, заказчик признал обязательной информацию как о товарном знаке (марке) (при наличии), производителе товара, так и об официальных характеристиках товара, в объёме не менее того количества параметров, которое указано в Разделе IV. Таким образом, по мнению коллегии, требование об указании товарного знака (марки) (при наличии), производителе товара распространяется на все предлагаемые к поставке товары, индивидуальные технические характеристики товаров должны быть указаны в объеме не менее того количества параметров, которое указано в Разделе IV.
Иного вывода буквальное прочтение пункта 3.7 сделать не позволяет. Мотивы к ограничительному толкованию п. 3.7 документации антимонопольный орган не привел.
Информационная карта аукциона является составной частью документации об аукционе, содержит обязательные требования к товарам (работам, услугам).
Ссылку управления и ИП Бальян А.В. на распоряжение университета от 29.11.2013 N 1342 "О порядке оформления документов при производстве закупки", ограничивающее заказчика в требовании конкретного товарного знака (наименования производителя) надлежит отклонить, поскольку указанное распоряжение является внутренним документом университета, не является частью аукционной документации. Право заказчика требовать указания товарного знака (наименования производителя) предлагаемого к поставке товара управление нарушающим антимонопольное законодательство не признавало.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявки участников аукциона были отклонены заказчиком правомерно, в связи с несоответствием их требованиям аукционной документации.
По изложенным основаниям решение УФАС по Ростовской области является недействительным как не соответствующее Законам "О защите конкуренции", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и нарушающее права и законные интересы заявителя тем, что влечет согласно решению и выданному на его основе предписанию отмену всех составленных в ходе размещения заказа протоколов, проведения повторной процедуры рассмотрения заявок (ст. 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2014 по делу N А53-3229/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3229/2014
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ", Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: ИП Алиев Р. Ф., Ип Алиев Роман Федорович, ИП Бальян А. В., Ип Бальян Артем Вартанович, ИП Лукаш А. В., Ип Лукаш Алексей Владимирович, общество с ограниченной ответсвенностью нпо "Стройиндустрия", ООО "ОТНАМСТРОЙ", ООО "РемСтройМонтаж", ООО "Строй - Лидер", ООО "ЭлитСтрой", ООО НПО Стройиндустрия, ООО Строй-Лидер, ООО Южная Строительная Корпорация, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (Ростовское УФАС России)