г. Владимир |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А79-552/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 29.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чувашавтодор" (ИНН 2130047821, ОГРН 1082130014812) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.05.2014 по делу N А79-552/2014, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с открытого акционерного общества "Чувашавтодор" 4 536 439 руб. 05 коп.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Чувашавтодор" (далее - ОАО "Чувашавтодор", Общество, заявитель) осуществляет неорганизованный поверхностный сток на рельеф местности с территории водосбора (промышленных площадок), следовательно, в силу статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязано вносить плату за данный вид негативного воздействия на окружающую среду.
Обществом в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление, Росприроднадзор) были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1 - 3 кварталы 2012 года.
В ходе проверки правильности расчетов Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 3 "Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" (по производственной территории (при неорганизованном сбросе) в общей сумме 4 536 439 руб. 05 коп.
В адрес Общества было направлено требование от 21.06.2013 N 05/16-2776 об уплате указанной задолженности.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 3 372 438 руб. 08 коп.
Решением от 23.05.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.
Общество, частично не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, суд необоснованно применил при расчете пятикратный повышающий коэффициент за 1-3 кварталы 2012 года в отношении 8 объектов, входящих в состав Шумерлинского ТПУ (филиала Общества), поскольку посчитал, что у заявителя отсутствовало разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, в связи с чем вся масса загрязняющих веществ определена как сверхлимитная.
Заявитель считает, что судом ошибочно определена сумма, подлежащая взысканию за 1-3 кварталы 2012 года в сумме 2 119 502 руб.75 коп. По мнению ОАО "Чувашавтодор" плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 квартал 2012 года составляет 1 339 971 руб.67 коп. без применения повышающего коэффициента.
При этом Общество отмечает, что оно обращалось 16.01.2012 в Управление за разрешением на сброс загрязняющих веществ в водные объекты по 8 площадкам Шумерлинского ТПУ, но по независящим от заявителя причинам оно получено не было.
По мнению ОАО "Чувашавтодор" судом необоснованно указано, что в составе документов, представленных в Управление для получения разрешения, отсутствовали нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке.
Общество обращает внимание суда на то, что ранее, по иным объектам, в Управление представлялся пакет документов, аналогичный представленному 16.01.2012, и разрешение на сброс было им получено.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления".
Нормативы платы в пределах установленных лимитов сбросов в пять раз выше нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сброса.
Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 данных Методических указаний).
Приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Закона N 7-ФЗ, в которой закреплен принцип платности негативного воздействия на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Указанными Методическими указаниями предлагается методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водоемы с дождевыми, талыми, поливомоечными водами с промышленно-урбанизированных и иных территорий, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ.
В целях осуществления своей деятельности Общество эксплуатирует передвижные и 33 стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, а также транспортные средства. Данное обстоятельство подтверждается представленными обществом расчетами платы за 4 квартал 2011 года, 1-3 кварталы 2012 года, справками, приложенными к расчетам платы за спорный период, где отражается расход ГСМ.
Таким образом, в проверяемый период Общество использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения.
Поскольку специальное разрешение у Общества отсутствовало, суд обоснованно признал Общество лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Расчет размера платы судом первой инстанции проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением требования о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 372 438 руб. 08 коп.
Доводу Общества о неправомерности применения пятикратного повышающего коэффициента в отношении 8 объектов, входящих в состав Шумерлинского ТПУ филиала ОАО "Чувашавтодор", судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении 16.01.2012 в Росприроднадзор с заявлением N 18/36 о выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по указанным выше объектам в составе документов отсутствовали утвержденные нормативы допустимых сбросов, представление которых предусмотрено пунктом 8.2 действовавшего в спорный период Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 4 указанного Административного регламента разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 Административного регламента в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов; в пределах установленных лимитов на сбросы.
Пунктом 8.2 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему регламенту, и документов, перечисленных в этом пункте, в том числе нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя), либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Документов, подтверждающих представление нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, при обращении Общества в уполномоченный орган с заявлением от 16.01.2012 в отношении спорных 8 объектов Шумерлинского ТПУ заявителем не представлено.
Довод заявителя о том, что при обращении в Росприроднадзор с аналогичным заявлением от 16.09.2010 в отношении производственной площадки -База УМТС г.Чебоксары был приложен аналогичный по своему содержанию и оформлению пакет документов, и заявителю было выдано положительное заключение и разрешение N С.21.22.1721.10.36 (приказ от 29.09.2010 N 3001) не принимается во внимание суда апелляционной инстанции, как не имеющий правового значения для рассмотрения данного спора, в отношении иных периодов и иных объектов.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ОАО "Чувашавтодор" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.05.2014 по делу N А79-552/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чувашавтодор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-552/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Ответчик: ОАО "Чувашавтодор"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары