г. Вологда |
|
02 сентября 2014 г. |
Дело N А05-5125/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-5125/2014 (судья Чурова А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" (ОГРН 1022900834516; далее - общество, ООО "Гарант XXI век") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 10429000337804; далее - агентство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2014 N 8АП, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-5125/2014 в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления агентства от 10.04.2014 N 8АП отказано. При этом указанным решением размер штрафа, наложенного постановлением от 10.04.2014 N 8АП, снижен до 30 000 рублей.
ООО "Гарант XXI век" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что допущенные нарушения не представляют угрозы общественным отношениям, возникающим в области регулирования цен в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с этим полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Агентство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при осуществлении систематического наблюдения и анализа опубликованной информации применительно к факту раскрытия информации, источнику опубликования, срокам, периодичности и полноте раскрытия информации установлено, что ООО "Гарант XXI век" не раскрыта информация, предусмотренная Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты N 6).
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2014 N 17РИ систематического наблюдения и анализа ООО "Гарант XXI век", в котором отражены выявленные нарушения, выразившиеся в нераскрытии следующей информации в сфере водоснабжения:
- об утвержденных тарифах на услуги по транспортировке питьевой воды на территории муниципального образования "Северодвинск" (нарушение пункта 15 Стандартов N 6);
- в отношении утвержденных тарифов на услуги по транспортировке питьевой воды на территории муниципального образования "Северодвинск", в том числе о наименовании органа регулирования, принявшего решение о тарифах; о реквизитах (дата и номер) такого решения; о величине установленной тарифа; о сроке действия тарифа; об источнике официального опубликования решения (нарушение пункта 16 Стандартов N 6, Стандарты раскрытия информации).
В сфере водоотведения не раскрыта следующая информация:
- об утвержденных тарифах на транспортировку сточных вод на территории муниципального образования "Северодвинск" (нарушение пункта 36 Стандартов N 6);
- в отношении утвержденных тарифов на транспортировку сточных вод на территории муниципального образования "Северодвинск", в том числе о наименовании органа регулирования, принявшего решение об установлении тарифов; о реквизитах (дата и номер) такого решения; о величине установленной тарифа; о сроке действия тарифа; об источнике официального опубликования решения (нарушение пункта 37 Стандартов N 6).
По результатам проверки ООО "Гарант XXI век" выдано предписание от 04.03.2014 N 17РИ, содержащее требование об устранении выявленных нарушений и предоставлении отчета об исполнении настоящего предписания в срок до 19.03.2014.
По факту нарушения в отношении общества 27.03.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 8АП и по результатам рассмотрения материалов административного дела 10.04.2014 вынесено постановление N 8АП о привлечении ООО "Гарант XXI век" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как было отмечено выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 утверждены Стандарты, которыми установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.
Под раскрытием информации в соответствии с пунктом 2 Стандартов N 6 понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.
Согласно пункту 15 данных Стандартов информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
б) об утвержденных тарифах на техническую воду;
в) об утвержденных тарифах на транспортировку воды;
г) об утвержденных тарифах на подвоз воды;
д) об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 16 Стандартов N 6 в отношении сведений, предусмотренных пунктом 15 этих Стандартов, указывается информация:
а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов;
б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;
в) о величине установленного тарифа;
г) о сроке действия тарифа;
д) об источнике официального опубликования решения.
Сроки раскрытия данной информации установлены в пункте 27 Стандартов раскрытия информации.
Данным пунктом предусмотрено, что информация, указанная в 15, 23 и 24 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30-ти календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.
В силу пункта 36 Стандартов N 6 информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на водоотведение;
б) об утвержденных тарифах на транспортировку сточных вод;
в) об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 37 Стандартов раскрытия информации в отношении сведений, предусмотренных пунктом 36 Стандартов N 6, указывается информация:
а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов;
б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;
в) о величине установленного тарифа;
г) о сроке действия тарифа;
д) об источнике официального опубликования решения.
В соответствии с пунктом 48 Стандартов N 6 информация, указанная в пунктах 36, 44 и 45 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
На территории Архангельской области таким органом является Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (пункт 1 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп).
Постановлением указанного агентства от 14.11.2013 N 65-в/32 установлены тарифы на услуги по транспортировке питьевой воды и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые ООО "Гарант XXI век" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Северодвинск".
Таким образом, в соответствии с пунктами 27 и 48 Стандартов N 6 заявитель обязан был раскрыть информацию, предусмотренную пунктами 15, 23, 24 36, 44 и 45 указанных Стандартов на официальном сайте Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в срок до 16.12.2013.
Как следует из акта систематического наблюдения и анализа от 04.03.2014 N 17РИ и протокола об административном правонарушении от 27.03.2014 N 8АП, на момент проведения административным органом проверки (04.03.2014) информация, которую общество должно было раскрыть в срок до 16.12.2013, на официальном сайте Агентства по тарифам и ценам Архангельской области отсутствовала.
Материалами дела подтверждается факт невыполнения по состоянию на 04.03.2014 возложенной на общество Стандартами N 6 обязанности по раскрытию вышеуказанной информации, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что общество исполнило свои обязанности по раскрытию соответствующей информации на официальном сайте Агентства по тарифам и ценам Архангельской области в срок до 30.01.2014, что подтверждается, по его мнению, выкопировкой с сайта ЕИАС, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и ему дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку представленная выкопировка с сайта ЕИАС является доказательством лишь того, что информация отправлена в хранилище документов на сайте ЕАИС, но не подтверждает того, что она размещена на официальном сайте Агентства по тарифам и ценам Архангельской области.
Кроме этого, из представленной обществом в материалы дела выкопировки с сайта ЕИАС не представляется возможным установить, какая именно информация содержится в файле, загруженном в данное хранилище документов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в дейянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения требований законодательства, обществом не представлено.
Не оспаривая факт совершения вменяемого административного правонарушения, ООО "Гарант XXI век" просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рамках данного дела таких исключительных обстоятельств не установлено.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Общество привлечено к ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Назначая наказание ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался выводами Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, согласно которым отсутствие возможности снижения низшего предела санкции не позволяет во всех случаях в полной мере учитывать характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства. Конституционный Суд Российской Федерации указал на возможность снижения штрафа судом до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности (учитывая исполнение обществом предписания от 04.03.2014 N 17РИ в добровольном порядке до рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств).
С учетом вышеизложенного апелляционная инстанция считает, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу N А05-5125/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" - без удовлетворения.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5125/2014
Истец: ООО "ГАРАНТ XXI ВЕК"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области