Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф06-18108/13 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А49-7691/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Прокофьева Валерия Анатольевича - Илюшина О.В. доверенность от 23 января 2014 года N 58АА0563974, Богородицкий А.А. доверенность от 21 мая 2014 года,
от администрации города Пензы - Троицкая Т.А. доверенность от 20 августа 2014 года N 1-14-1142,
от Управления культуры и архива Пензенской области - не явился, извещен,
от Старцева Олега Николаевича - Илюшина О.В. доверенность от 23 января 2014 года N 58АА0563974,
от Пензенской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
администрации города Пензы,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 июня 2014 года по делу N А49-7691/2013, судья Стрелкова Е.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Прокофьева Валерия Анатольевича, (ОГРНИП 311583806200011),
к администрации города Пензы, (ОГРН 1025801358945),
третьи лица:
Управление культуры и архива Пензенской области,
Старцев Олег Николаевич,
Пензенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Прокофьев Валерий Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление администрации города Пензы (далее - ответчик, администрация) от 19.07.2013 года N 793 "Об отмене постановления администрации города Пензы N 645/1 от 31.05.2012 года "Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 15В".
Решением суда первой инстанции от 16 июня 2014 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Прокофьева Валерия Анатольевича удовлетворены полностью (том 4 л.д. 56-75).
В апелляционной жалобе администрация города Пензы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт и отказать ИП Прокофьеву В.А. в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Указывает, что постановлением Правительства Пензенской области от 01.07.2013 г. N 457-пП "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Спасо-Преображенская, сер XVIII в.", г. Пенза, Пензенская область, ул. Спасо-Преображенская, 6а" утверждены границы зон охраны (графические материалы) и их описание (подпункт 1.1.), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, указанных в подпункте 1.1. пункта 1 настоящего постановления (подпункт 1.2.). Пунктом 2 постановления N457-пП установлены зоны с особыми условиями использования территорий объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Спасо-Преображенская, сер XVIII в.", г. Пенза, Пензенская область, ул. Спасо-Преображенская, 6а".
В соответствии с вышеуказанным документом земельный участок, принадлежащий заявителю, с кадастровым номером 58:29:4005010:98 частично расположен на территории зоны охраны объекта культурного наследия, а частично на территории зоны регулирования застройки ЗРЗ-1. В охранной зоне запрещено какое-либо строительство, а в зонах регулирования застройки (ЗРЗ-1 и ЗРЗ-2) строительство, реконструкция допускается, но с установленными ограничениями.
Доказательства незаконности названных документов либо недействительности установленных ими особенностей и режимов для спорного земельного участка, заявителем не представлены.
В связи с чем, считает, что выдача ГПЗУ N RU-58304000-002634 отражающего объективную информацию о существующих ограничениях и имеющихся решениях в отношении земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 15в, не нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 28.07.2014 г. Просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Старцева Олега Николаевича считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Управление культуры и архива Пензенской области и Пензенская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявителю на праве общей долевой собственности (6/10 доли в праве) совместно со Старцевым О.Н. принадлежит земельный участок с кадастровым номером 58:29:4005010:98 общей площадью 2569 кв.м. по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 15в, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением на первом и /или втором этажах офисов, торговых помещений или объектов культурного и обслуживающего назначения, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2013 года серии 58 АБN 475302, выпиской из кадастрового плана территории (том 1 л.д. 20, 62)
Постановлением администрации города Пензы от 31.05.2012 года N 645/1 был утверждён градостроительный план N 2027 земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005010:98 по адресу: город Пенза, ул. Кирова, 15в (том 1 л.д. 19).
Постановлением Правительства Пензенской области от 01.07.2013 года N 457-пП "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Спасо-Преображенская, сер. XVIII в.", г. Пенза, Пензенская область, ул. Спасо-Преображенская, 6а" были утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Спасо-Преображенская, сер. XVIII в.", их описание, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Администрацией на основании постановления N 457-пП было принято постановление от 19.07.2013 года N 793 "Об отмене постановления администрации города Пензы от 31.05.2012 года N 645/1 и утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Пенза, ул. Кирова, 15в", которым градостроительный план земельного участка N 2027 отменён, утверждён градостроительный план N 2634 земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005010:98 по адресу: город Пенза, ул. Кирова, 15в (том 1 л.д. 18, 30-42).
Согласно градостроительному плану N 2634 по сравнению с градостроительным планом N 2027 на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования существенно уменьшена зона допустимого места размещения объекта недвижимости на земельном участке, а также в подпункт 4 пункта 2.2.4. внесены дополнительные ограничения, связанные с особым режимом использования земельного участка, находящегося в охранной зоне объекта культурного наследия.
Посчитав, что постановление Администрации от 19.07.2013 года N 793 не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует использованию принадлежащего заявителю земельного участка по его назначению и возлагает на заявителя необоснованные ограничения, предприниматель обратился в Арбитражный суд Пензенской области с настоящим заявлением.
Обосновывая заявленные требования, заявитель указал на пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 41, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 20 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Заявитель считает, что оспариваемое постановление принято ответчиком без внесения соответствующих изменений в действующий Генеральный план города Пензы, в Правила землепользования и застройки города Пензы, без постановки зон с особым режимом использования на кадастровый учёт, что является нарушением вышеперечисленных норм законодательства. Оспариваемым постановление в два раза уменьшена зона разрешённого использования Ц-1, в результате чего заявитель на принадлежащем ему земельном участке не может реализовать проект строительства здания многофункционального назначения.
16 июня 2014 года Арбитражный суд Пензенской области принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Судом установлено, что изменений территориального зонирования и содержания градостроительного регламента в связи с установлением зон охраны объекта культурного наследия постановлением N 457-пП до настоящего времени не произведено.
В силу норм статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории, и согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации его подготовка осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 года N 207, а Инструкция по заполнению формы градостроительного плана земельного участка - приказом Минрегионразвития России от 11.08.2006 года N 93 (далее - Инструкция по заполнению формы градостроительного плана земельного участка).
Согласно пункту 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений (городских округов).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Положение о территориальном планировании, содержащееся в Генеральном плане, должно содержать сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Документом градостроительного зонирования муниципального образования являются Правила землепользования и застройки муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования, являющейся частью Правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отражаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу части 1 статьи 7 указанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре).
Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов, в градостроительный план земельного участка вносятся сведения, содержащиеся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования, а также сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости.
Из материалов данного дела, в том числе из кадастрового плана территории от 10.09.2013 года N 5800/300/13-171636 следует, что ни в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 г. N 916-44/4, ни в Правила землепользования и застройки, утверждённые решением Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 г. N 229-13/5, сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Церковь Спасо-Преображенская, сер. XVIII в.", их описание, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон, установленных Постановлением N 457-пП, не внесены.
Границы указанных зон на кадастровый учёт не поставлены.
Федеральный закон от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года N 315, устанавливают виды зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель в границах этих зон, а также порядок разработки обоснования, проектов их границ и утверждения этих границ.
Документы по обоснованию границ зон охраны объектов культурного наследия, документы по их утверждению, являются основанием для внесения соответствующих сведений в Генеральный план муниципального образования, в Правила землепользования и застройки муниципального образования, что следует из пункта 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал, что постановление N 457-пП, не может являться тем документом, на основании которого вносятся сведения в градостроительный план земельного участка.
Кроме того, поскольку не были проведены землеустроительные работы по координированию границ указанных зон и постановке их на кадастровый учёт, невозможно достоверно установить границы зон и точно определить их местоположение относительно принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 58:29:4005010:98.
Таким образом, у администрации отсутствовали законные основания для отмены ранее утверждённого градостроительного плана земельного участка N 2027 и утверждения нового градостроительного плана земельного участка N 2634.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции утверждённый оспариваемым постановлением градостроительный план N 2634 по своему содержанию противоречит требованиям законодательства, в частности Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Ответчиком не было представлено в материалы дела доказательств того, что дальнейшее использование заявителем земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в соответствии с градостроительным планом N 2027 создаёт опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление от 19.07.2013 года N 793 не соответствует нормам законодательства и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Прокофьева Валерия Анатольевича.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 июня 2014 года по делу N А49-7691/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7691/2013
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф06-18108/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Прокофьев В. А., Прокофьев Валерий Анатольевич
Ответчик: Администрация г. Пензы
Третье лицо: Министерство культуры и архива Пензенской области, Пензенская Епархия Русской Православной Церкви, Старцев О. Н., Старцев Олег Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7691/13
10.12.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18108/13
03.09.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11371/14
16.06.2014 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7691/13