г. Хабаровск |
|
03 сентября 2014 г. |
А73-1127/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Волковой М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полегкой Д.И.,
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 27 июня 2014 года
по делу N А73-1127/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Яцышиной Е.Е.,
по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Хабаровские Авиалинии"
к Отделу образования администрации Охотского муниципального района
о взыскании 919 828, 24 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МУП г. Хабаровска "ТТУ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края с иском о взыскании 121 973 877,91 руб. убытков, связанных с предоставлением в 2013 году отдельным категориям гражданам льгот по проезду в городском пассажирском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету: с федерации - 68 268 389,62 руб., с субъекта - 53 705 488,29 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил иск, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны - 60 127 444,12 руб., с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны - 61 846 433,79 руб.
Требований к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края не заявлено.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражал против удовлетворения иска, считает, что финансирование льгот относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Оспаривал методику расчета убытков, примененную истцом, указывает на отсутствие сведений о точном фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров.
Представители Министерства финансов Хабаровского края и Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просили в иске отказать. Перечисленные в 2013 году из краевого бюджета через Министерство социальной защиты населения Хабаровского края денежные средства считают достаточными для компенсации расходов, связанных с перевозкой истцом региональных льготников. Согласно акту сверки, подписанному между истцом и КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску", по состоянию от 01.01.2014, по договору N 05-39-115 от 21.12.2012 задолженности нет. Превышения понесенных истцом на перевозку льготников расходов документально не подтверждено.
Решением суда от 27 июня 2014 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" взысканы убытки в сумме 60 127 444,12 руб., с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны - в сумме 53 705 488,29 руб.
В иске к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края и во взыскании с Хабаровского края 8 140 945,50 руб. по финансированию льгот по оплате проезда лицам, включенным в федеральный регистр льготников, отказано.
В апелляционной жалобе МУП г. Хабаровска "ТТУ" просит решение суда изменить, довзыскать с Российской Федерации 8 140 945,50 руб.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить, в иске к Российской Федерации отказать, настаивает на том, что финансирование указанных льгот относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Хабаровского края просит решение суда отменить, в иске к Хабаровскому краю отказать, обязательства края по возмещению расходов истца по перевозке льготных категорий граждан считает выполненными.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц настаивали каждый на своей апелляционной жалобе, представили письменные отзывы на жалобы, представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края поддержал позицию Министерства финансов Хабаровского края.
Представитель КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску" участие в рассмотрении апелляционных жалоб не принимал.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального права и соблюдение процессуальных норм, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 21.12.2012 и постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края", МУП г. Хабаровска "ТТУ" осуществляет деятельность по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету (ЕСПБ).
Расходы транспортной организации возмещаются из краевого бюджета.
В период с января по декабрь 2013 года предприятие понесло убытки, которые полностью не возмещены. В связи с этим, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 16 этого же Постановления в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение данного Закона Постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Министерству финансов Хабаровского края предписано перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации при недостаточности выделенных средств за счет средств федерального бюджета, предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Размер расходов истца произведен расчетным методом, истец при расчете убытков учитывал данные о количестве реализованных в спорный период проездных билетов на основании сведений Минсоцзащиты Хабаровского края (письмо от 13.08.2013 N 13532-6.3, от 15.07.2013 N 11721-6.3), Центра социальной поддержки населения по г. Хабаровску (от 10.01.2014 N 12-14/36); о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период (постановление мэра г. Хабаровска от 31.12.2010 N 4175); результатов натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра г. Хабаровска от 28.03.2013 N 1085; данных о доле проданных единых социальных проездных билетов по приказу Управления транспорта Администрации г. Хабаровска от 13.01.2012 N 2; данные о компенсации понесенных истцом расходов.
Суд первой инстанции, основываясь на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, проверил расчет истца в части не возмещенных расходов от перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ. Расчет признан обоснованным, подтвержденным сведениями Минсоцзащиты Хабаровского края, данными о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период, результатами натурных обследований, данными о доле проданных ЕСПБ, о произведенных компенсационных выплатах, сведениями федерального и регионального регистров льготников.
С учетом компенсированных сумм арбитражный суд правомерно взыскал 60 127 444,12 руб. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны, в размере 53 705 488,29 руб. - с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет средств казны.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, отказано правомерно.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункт 19) надлежащими ответчиками по делу являются публично-правовые образования, к расходным обязательствам которых было отнесено финансирование соответствующих льгот. Компенсация расходов предприятию по постановлению Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 не приводит к полному возмещению понесенных расходов, а методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана. Использование расчетного метода не противоречит законодательству. В связи с этим, апелляционные жалобы Министерства финансов Хабаровского края и Министерства финансов Российской Федерации заявлены необоснованно.
Во взыскании с Хабаровского края 8 140 945,50 руб. по финансированию льгот по оплате проезда лицам, включенным в федеральный регистр льготников, отказано правомерно. В этой части решение суда стороны не обжалуют.
Приведенные в апелляционной жалобе МУП г. Хабаровска "ТТУ" доводы о том, что суд обязан был взыскать указанную сумму с Российской Федерации, необоснованные, поскольку истец на основании 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил иск и уменьшил сумму, подлежащую взысканию с Российской Федерации, до 60 127 444,12 руб.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из анализа указанной нормы права следует, что право на изменение предмета или основания иска принадлежит истцу.
Следовательно, суд рассматривает заявленные материально-правовые требования истца к ответчику в тех пределах, которые определены истцом, и не вправе выходить за их пределы.
Истец уменьшил размер требований к Российской Федерации на 8 140 945,50 руб., просил их взыскать с Хабаровского края.
В связи с этим, учитывая, что в силу статей 4, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не может выйти за пределы требований истца, суд первой инстанции правомерно взыскал с Российской Федерации 60 127 444,12 руб.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 июня 2014 года по делу N А73-1127/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1127/2014
Истец: МУП города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, УФК по Хабаровскому краю, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края
Третье лицо: КГКУ "Центр социоальной поддержки населения по г. Хабаровску", Краевое государственное казенное учреждение "Центр социоальной поддержки населения по городу Хабаровску", Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5306/15
21.09.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 365-ПЭК15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14
10.02.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7181/14
18.11.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4991/14
03.09.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3875/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-1127/14