г. Владивосток |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А24-1253/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт",
апелляционное производство N 05АП-10346/2014
на решение от 24.06.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1253/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (ОГРН 1114177003775, ИНН 4105040294, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.10.2011)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831, зарегистрирована в качестве юридического лица 07.09.2005)
о признании недействительным пункта 1 предписания от 20.03.2014 N 557/1-1ю,
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Силуэт" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее по тексту - "инспекция") от 20.03.2014 N 557/1-1ю. Кроме того заявитель ходатайствовал об отнесении на инспекцию 35 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 24.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает, что инспекция не доказала законность выданного предписания. Настаивает на правомерности включения в платежные документы, предъявляемые к оплате потребителям, платы, складывающейся из компонента на теплоноситель (холодная вода) и компонента тепловой энергии (нагрев). Обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15.11.2012 N 274 утратило силу с 01.01.2014.
Общество указало, что поставляет коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, однако не является производителем горячей воды, в связи с чем считает, что требования Правил предоставления коммунальных услуг в части самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению на него не распространяются. С произведенными судом первой инстанции расчетами общество не согласно, считая, что суд неверно применил нормы материального права и вышел за пределы своей компетенции, утвердив, по сути, тариф на горячее водоснабжение.
Инспекция по тексту представленного в материалы дела отзыва возражала против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В связи с обращением жителя многоквартирного жилого дома N 30 по ул.Космонавтов в г.Петропаловске-Камчатском на основании приказа от 26.02.2014 N 557 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет соблюдения обязательных требований к осуществлению деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в платежных документах за февраль 2014 г., предъявленных к оплате потребителям коммунальных услуг, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению из системы центрального отопления начислена плата, складывающаяся из компонента на теплоноситель (холодная вода) и компонента тепловой энергии (нагрев), при этом в доме используется открытая система отопления, то есть водоразбор горячей воды осуществляется из системы центрального отопления. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 20.03.2014 N 557/03.
20.03.2014 инспекцией заявителю выдано предписание N 557/1-1ю, в пункте 1 которого содержалось требование о проведению потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме N 53, кв.20 по ул.Космонавтов в г.Петропаловске-Камчатском перерасчета за коммунальную услуг по горячему водоснабжению из системы центрального отопления за февраль 2014 г.
Не согласившись с предписанием инспекции, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий, при наличии законных оснований и в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЖК РФ") предусмотрена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 данной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По правилам части 4 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Коллегией установлено, что общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 53 по ул.Космонтавтов в г.Петропавловске-Камчатском, который имеет централизованную систему теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Пунктом 54 указанных Правил предусмотрено, что расчет размера платы для потребителей за отопление и (или) горячее водоснабжение осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс в том случае, если исполнитель самостоятельно производит такие услуги (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из счета-извещения за февраль 2014 г. по кв. 20 указанного дома, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги холодного водоснабжения, в том числе общедомового, водоотведения, услуги управляющей компании, услуги по содержанию жилищного фонда и вывозу мусора, услуги по текущему ремонту жилищного фонда, услуги электроснабжения, в том числе общедомового, услуги отопления, а также компоненты на теплоноситель (холодная вода) и тепловую энергию (нагрев).
Между тем общество самостоятельно не производит коммунальные услуги по горячему водоснабжению спорного дома, в связи с чем основания для расчета размера платы для потребителей за горячее водоснабжение исходя из норм расходования холодной воды и теплоносителя на ее нагрев у общества отсутствовали.
Как правильно указал суд первой инстанции, в условиях централизованного теплоснабжения с использованием открытых систем расчет платы за горячее водоснабжение должен производиться исходя из установленных тарифов на горячую воду.
Учитывая изложенное, выводы инспекции о нарушении обществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов являются обоснованными.
В рамках оценки правовых последствий указанного нарушения судом первой инстанции был произведен самостоятельный расчет платы за горячее водоснабжение по кв.20.
Поскольку приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов в данной квартире отсутствуют, при расчете платы суд исходил из нормативов потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения населением при отсутствии приборов учета в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.07.2013 N 731, и постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20.12.2013 N 561 "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ОАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014 год".
По результатам расчетов суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель излишне выставил потребителю плату за услуги горячего водоснабжения в размере 0,04 руб.
То есть действия общества, связанные с нарушением порядка расчета платы за горячее водоснабжение, повлекли нарушение прав конкретного потребителя коммунальных услуг.
По правилам части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - "Закон N 294-ФЗ") в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора факт нарушения обществом требований к расчету размера платы для потребителей за горячее водоснабжение был установлен, инспекция правомерно выдала обществу предписание об их устранении путем перерасчета потребителю платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за февраль 2014.
Доказательства того, что выданное предписание повлекло нарушение прав и законных интересов общества, в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оснований для признания пункта 1 предписания инспекции недействительным в ходе рассмотрения дела установлено не было, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины и судебные расходы на оплату услуг представителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований отнесены судом первой инстанции на общество. Основания для взыскания с инспекции 35 000 руб. расходов на оплату услуг представителя отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.06.2014 по делу N А24-1253/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1253/2014
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СИЛУЭТ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края