Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф04-11934/14 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А46-3663/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.08.2014-26.08.2014 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7631/2014) общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" (далее - ООО "ВЕГА", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 по делу N А46-3663/2014 (судья Яркова С.В.), принятое
по заявлению ООО "ВЕГА" (ОГРН 1045501029463, ИНН 5501081730)
к Администрации города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо)
о признании незаконным решения Администрации и оспаривании бездействия Департамента,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ВЕГА" - Николаев А.В. по доверенности от 01.03.2014 сроком действия по 01.03.2015 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Администрации - до перерыва: Кнышева О.Н. по доверенности N Исх-АГ/24-4374 от 17.10.2013 сроком действия 1 год (удостоверение); после перерыва представитель не явился;
от Департамента - Немыкина К.С. по доверенности N 34 от 11.06.2014 сроком действия 1 год (удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Омска и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в котором просило:
- признать незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению Общества;
- обязать Департамент принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск путём подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, порядок и сроки подготовки документации, её содержание, действия по обеспечению подготовки документации. Обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229;
- признать недействительным постановление Администрации города Омска от 03.03.2014 N 286-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части пункта 2 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (приложение к постановлению Администрации города Омска от 03.03.2014);
- обязать Администрацию принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из неё территориальную зону ЖЗ в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
В качестве правового обоснования вынесенного решения суд первой инстанции указал на то, что ООО "ВЕГА" вправе самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и представить её в орган местного самоуправления, в то время как безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение об утверждении документации по планировке территории действующим законодательством не установлена, поэтому соответствующее бездействие Департамента не нарушает прав заявителя.
Отказывая в удовлетворении требования Общества о признании недействительным оспариваемого ненормативного правового акта Администрации, суд первой инстанции отметил, что такое требование производно от требования о признании незаконным бездействия Департамента и не может быть удовлетворено отдельно от последнего. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что отнесение в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Омск спорного земельного участка, предоставленного Обществу на праве аренды, к зоне городской рекреации не нарушает прав заявителя, поскольку вспомогательным видом разрешённого использования территории зоны городской рекреации, является, в том числе, и размещение физкультурно-оздоровительных объектов.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
Так, податель жалобы указывает, что положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено только право юридических лиц подготовить документацию по планировке территории за счет своих средств, которое не отменяет обязанность органов местного самоуправления осуществить подготовку соответствующей документации. Заявитель также отмечает, что в зоне с обозначением Р1, в границах которой расположен арендуемый Обществом земельный участок, строительство любых видов капитальных объектов запрещено, поэтому вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов ООО "ВЕГА" не соответствует действительности, так как Общество, имея действующий договор аренды земельного участка, фактически лишено права использовать такой участок в соответствии с установленным назначением.
К апелляционной жалобе Управлением Росприроднадзора по ЯНАО приложены дополнительные документы, а именно копия постановления Администрации города Омска от 03.03.2014 N 268-п и приложение к нему.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы не могут быть приобщены к материалам дела, поскольку они имеются в материалах дела и их повторное представление в рамках апелляционного производства не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Дополнительные документы возвращены представителю ООО "ВЕГА" в судебном заседании.
В судебном заседании представитель ООО "ВЕГА" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а также заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о принятии Обществом действий по подготовке документации, а также ходатайство о приобщении к материалам дела фрагмента карты территориального планирования 2007 года N 2.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о приобщении к материалам дела документов по проектной документации судом апелляционной инстанции оставлено без удовлетворения, поскольку подателем апелляционной жалобы не обоснована невозможность представления соответствующих доказательств в суд первой инстанции. Такие документы возвращены представителю ООО "ВЕГА" в судебном заседании.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, посчитал возможным приобщить к материалам дела фрагмент карты территориального планирования 2007 года N 2.
В судебном заседании, состоявшемся 26.08.2014, от представителя Общества также поступило письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии решения Арбитражного суда Омской области от 24.03.2009 по делу N А46-269/2009, акта о выборе земельного участка, распоряжения N 537-р от 16.06.2009, распоряжения N 251-р от 01.02.2010, постановления ФАС ЗСО от 11.05.2011 по делу N А46-4426/2010, распоряжения N 913-р от 18.07.2011, распоряжения N 1945-р от 14.08.2012.
Указанное ходатайство судом апелляционной инстанции оставлено без удовлетворения, поскольку подателем апелляционной жалобы не обоснована невозможность представления соответствующих доказательств в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представитель Департамента в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании не согласился с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрацией письменный отзыв на апелляционную жалобу суду апелляционной инстанции не представлен, однако в устном выступлении в судебном заседании суда представитель указанного заинтересованного лица также не согласился с доводами жалобы и просил оставить её без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
1. 05 ноября 2008 года общество с ограниченной ответственностью "ВЕГА" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка по ул. Волгоградской в районе дома N 8 в Кировском административном округе г. Омска, примерной площадью 5000 кв.м. (площадь застройки 3000 кв.м., этажность 3, площадь парковки 500 кв.м., площадью открытой спортивной площадки и игровой площадки 1500 кв.м.), для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном.
Согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план г. Омска от 25.07.2007), территория, на которой находится обозначенный выше земельный участок, отнесена к зоне многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки (л.д.81).
В нарушение статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска не совершил действий по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка для строительства на основании заявления ООО "ВЕГА".
Общество было вынуждено обратится в Арбитражный суд Омской области за защитой своих прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2009 по делу N А46-269/2009, вступившим в законную силу, требования ООО "ВЕГА" удовлетворены полностью.
Бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска примерной площадью 5000 кв.м для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном признано незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав Общества указанным судебным актом на Департамент возложена обязанность в трехмесячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу:
- обеспечить выбор земельного участка по ул. Волгоградская в Кировском административном округе г. Омска примерной площадью 5000 кв.м. для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном согласно заявлению ООО "ВЕГА", поданному 05.11.2008 в Главное управление по земельным ресурсам Омской области;
- оформить в установленном порядке акт о выборе земельного участка для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном с приложением утвержденных схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора и передать в Главное управление по земельным ресурсам Омской области все необходимую документацию для принятия решения в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное решение суда по делу N А46-269/2009 мотивировано отсутствием установленных законом препятствий для обеспечения выбора соответствующего земельного участка и для предварительного согласования места размещения указанного заявителем объекта.
2. На основании указанного выше решения суда Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оформлен акт о выборе земельного участка для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска с предусмотренным законодательством пакетом документов.
15.01.2010 означенный акт вместе с приложениями был передан Департаментом в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (являвшееся в тот период уполномоченным органом государственной власти на территории Омской области по принятию решений о предоставлении земельных участков для строительства).
На основании поступивших документов Главным управлением по земельным ресурсам Омской области принято распоряжение от 01.02.2010 N 251-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска", в связи с отрицательным заключением УГИБДД УВД по Омской области о возможности размещения обозначенного объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
ООО "ВЕГА" вынуждено было вновь обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.08.2010 по делу N А46-4426/2010 требования Общества удовлетворены.
Распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.02.2010 N 251-р "Об отказе ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по улице Волгоградская в Кировском административном округе города Омска" признано судом незаконным, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации, пункту 5 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
При этом постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по указанному делу (N А46-4426/2010), оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.2011, на Главное Управление по земельным ресурсам Омской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение по заявлению ООО "ВЕГА" о предварительном согласовании места размещения детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по ул. Волгоградская в Кировском административном округе города Омска, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
В рамках указанного дела арбитражные суды исходили из того, что письмо УГИБДД УВД по Омской области от 30.11.2009 N 19/3379 не может рассматриваться как "отрицательное заключение государственного надзорного органа", поскольку в данном письме УГИБДД УВД по Омской области указало на невозможность строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном в связи с невозможностью размещения парковочных мест, но данный вывод не основан на конкретных данных, в связи с чем, у уполномоченного органа (Главного управления по земельным ресурсам Омской области) отсутствовали предусмотренные действующим законодательством основания для отказа ООО "ВЕГА" в размещении детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном по ул. Волгоградская в Кировском административном округе города Омска.
Принимая во внимание судебные акты, состоявшиеся по делу N А46-4426/2010, Главное управления по земельным ресурсам Омской области приняло распоряжение от 14.08.2012 N 1945-р, которым земельный участок из земель населённых пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Омска, с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, площадью 5 000 кв.м, местоположение которого установлено примерно в 35 м по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Волгоградская, дом 8, предоставлен Обществу в аренду сроком на три года, для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном (л.д.24).
На основании указанного распоряжения с ООО "ВЕГА" заключён договор N Д-КР-31-10182 аренды земельного участка с разрешенным использованием - для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном (л.д.25-28).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, предоставленного Обществу в аренду, соответствовал виду зоны территории, на которой он расположен, определенному Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007, как на момент обращения Общества с заявлением о выборе такого участка, так и на момент его предоставления ООО "ВЕГА" в аренду. Данное соответствие имеет место и в настоящее время.
3. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки г. Омска), в соответствии с которыми территория, включающая предоставленный Обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, отнесена к зоне городской рекреации (л.д.64).
Кроме того, постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п "Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утвержден проект планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска (далее - проект планировки), в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 входит в зону планируемого размещения объектов городской рекреации (см. фрагмент чертежа планировки территории - л.д.66).
Установив факт несоответствия данных, содержащихся в Правилах землепользования и застройки г. Омска и в проекте планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области и касающихся зонирования территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, фактическому разрешённому использованию арендуемого земельного участка и зонированию указанной территории, предусмотренному Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007, ООО "ВЕГА" 28.03.2013 обратилось в адрес Департамента с предложением (Исх. N 34) внести коррективы в Правила землепользования и застройки г. Омска в части изменения территориальной зоны Р1-385 путём выделения из неё территориальной зоны ЖЗ (в которой фактический вид разрешённого использования земельного участка является основным видом использования территории) с присвоением номера в границах арендуемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, а также внести изменения в проект планировки территории, путём выделения в зоне планируемого размещения объектов городской рекреации зоны размещения спортивных сооружений, в целях строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на земельном участке с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 (л.д.33).
Письмом от 22.04.2013 N 06/4127 Департамент известил ООО "ВЕГА" об отклонении комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории города Омска предложенного Обществом изменения в связи с несоответствием такого изменения проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска (л.д.34-35).
28.11.2013 ООО "ВЕГА" повторно обратилось в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Омска с предложением привести Правила землепользования и застройки города Омска и проект планировки территории в соответствие с разрешённым видом использования арендуемого земельного участка (определён в договоре аренды на основании Генерального плана г. Омска от 25.07.2007) (л.д.36-38).
Письмом от 31.12.2013 N 06/15879 Департамент продублировал предоставленный им ранее ответ на аналогичное обращение заявителя (л.д.39-40).
03.03.2014 Администрацией города Омска вынесено постановление "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", согласно которому указанное выше предложение ООО "ВЕГА" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки отклонено в связи с тем, что предложенное изменение не соответствует проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска (л.д.18-20).
Полагая, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению Общества, является незаконным, а указанное выше постановление Администрации от 03.03.2014 N 286-п не основано на нормах действующего законодательства, и такое бездействие и акт нарушают права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ВЕГА обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
09.06.2014 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, требования заявителя о признании недействительным постановления Администрации от 03.03.2014 N 286-п в части пункта 2 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки обусловлены существующим несоответствием вида разрешенного использования и вида территориальной зоны, устанавливающих способы использования и характер разрешенной деятельности на принадлежащем Обществу земельном участке с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, определенных Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 и кадастровыми документами участка (кадастровый паспорт от 20.07.2012 N 55/201/12-88761 - л.д.31), как зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки и вид разрешенного использования - "для строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном", и вида территориальной зоны того же участка, определенной Правилами землепользования и застройки города Омска и проектом планировки территории, как зона городской рекреации.
Следовательно, для решения вопроса о законности и обоснованности требований ООО "ВЕГА" о необходимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска необходимо установить соотношение юридической силы каждого из обозначенных выше нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, и обусловленность содержания таких актов положениями друг друга.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов.
В преамбуле Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 указано, что подготовка проекта такого плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Омской области, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана города Омска.
При этом в разделе 2 Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.
Данное правило соответствует требованию части 3 статьи 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В соответствии с преамбулой Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области такие правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Таким образом, системный анализ процитированных выше норм действующего законодательства и, в том числе положений Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 и Правил землепользования и застройки города Омска, позволяет сделать вывод о том, что положения Правил землепользования и застройки, как документа, принимаемого в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и содержащего карту градостроительного зонирования, в любом случае должны соответствовать положениям Генерального плана муниципального образования, имеющим большую юридическую силу.
Далее, согласно пункту 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 4 статьи 16 Правил землепользования и застройки города Омска также предусмотрено, что Администрация города Омска обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Следовательно, проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования, при этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 в отношении территории Кировского административного округа города Омска, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева, включающей в себя земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, установлен вид территориальной зоны - зона жилой многоэтажной и среднеэтажной застройки Ж3 (л.д.81).
В то же время Правилами землепользования и застройки города Омска и проектом планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, соответствующая территория в нарушение положений Генерального плана г. Омска от 25.07.2007 отнесена к зоне городской рекреации Р1 (л.д.64, 66).
Так, в соответствии со статьей 46 Правил землепользования и застройки города Омска жилые зоны (Ж) выделены для обеспечения правовых условий формирования жилых районов и организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, гаражей, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Зона жилой застройки средней этажности (Ж-3) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности, при этом к основным видам разрешенного использования такой зоны относится размещение физкультурно-оздоровительных объектов локального и районного значения.
В то же время рекреационные зоны (Р) в соответствии со статьей 47 Правил землепользования и застройки города Омска выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования. В состав рекреационных зон могут включаться территории города Омска, занятые городскими лесами, зонами отдыха, парками, городскими садами, скверами, бульварами, а также иные территории, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Зона городской рекреации (Р-1) включает в себя участки территории города Омска, используемые и предназначенные для кратковременного пассивного отдыха, улучшения экологической обстановки, на которых расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади.
Иными словами, зона Ж3 и Р1 предполагают различные способы использования таких зон и различные виды деятельности, осуществление которых разрешено в границах соответствующих зон.
Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Омска положения об отнесении обозначенной территории к зоне Р1, при том, что Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007 такая территория отнесена к зоне Ж3, противоречит процитированным выше требованиям об обязательном соответствии положений правил землепользования и застройки нормам Генерального плана муниципального образования и в силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Следовательно, требование Общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Омска в части изменения границ территориальной зоны Р1-385, неоднократно заявлявшееся в письменных обращениях, направляемых в адрес Департамента, полностью основано на положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации и Генерального плана г. Омска от 25.07.2007, является законным и направлено на обеспечение права ООО "ВЕГА" на законное использование предоставленного ему земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, расположенного в границах указанной зоны, в соответствии с видом разрешенного использования, установленным в государственном кадастре недвижимости и определенном в договоре аренды N Д-КР-31-10182.
При этом основание для отклонения соответствующего требования, указанное в приложении к оспариваемому постановлению Администрации от 03.03.2014 N 286-п, а именно, несоответствие предложенных изменений, подлежащих внесению в Правила землепользования и застройки, проекту планировки территории, утвержденному постановлением Администрации от 10.09.2010 (л.д.19-20), противоречит установленной действующим законодательством иерархии нормативных актов в области территориального планирования (поскольку правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану муниципального образования, но не проекту планировки конкретной территории городского округа), а, значит, не может быть признано законным.
Вывод суда первой инстанции о том, что отклонение предложения Общества о внесении указанных выше изменений в Правила землепользования и застройки города Омска не нарушает прав и законных интересов последнего, поскольку принадлежащий заявителю земельный участок может быть использован под размещение физкультурно-оздоровительных объектов, является ошибочным и неправомерно заключен судом без учета положений статей 42 и 47 Правил землепользования и застройки, которыми установлено, что размещение физкультурно-оздоровительных объектов (целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229) является запрещенным видом использования для зон Р1.
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание состоявшиеся ранее и вступившие в законную силу судебные акты по делам N А46-269/2009, N А46-4426/2010, подтвердившие право ООО "ВЕГА" на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 и на использование такого участка в целях строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Администрации от 03.03.2014 N 286-п, которым предложение ООО "ВЕГА" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Омска отклонено, является необоснованным и не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормам Генерального плана г. Омска от 25.07.2007, а также незаконно создает препятствия для реализации Обществом принадлежащего ему права на использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 в соответствии с договором аренды N Д-КР-31-10182, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Обществом также заявлено требование о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению Общества.
Пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, Департамент, в том числе, принимает решение о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что предложение Общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и в проект планировки территории является, как установлено выше, законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителя о том, что в рассматриваемом случае Департаментом допущено противоправное бездействие, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, которая учитывала бы изменения, подлежащие внесению в Правила землепользования и застройки города Омска.
По мнению суда апелляционной инстанции, описанное выше бездействие Департамента нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно создает препятствия в использовании предоставленного ему на праве аренды земельного участка в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования.
При этом довод Департамента, ошибочно поддержанный судом первой инстанции, о том, что заявитель в соответствии с нормами статьи 45 ГрК РФ не лишен возможности самостоятельно подготовить документацию по планировке территории и представить ее в орган местного самоуправления для утверждения, подлежит отклонению, поскольку пунктом 8 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено лишь право физических или юридических лиц подготовить документацию по планировке территории за счет своих средств, установление которого не устраняет обязанность органов местного самоуправления осуществлять подготовку документации по планировке территории при возникновении соответствующей необходимости в силу прямого указания закона.
Следовательно, заявленное Обществом требование о признании незаконным указанного выше бездействия Департамента также подлежит удовлетворению арбитражным судом.
Обществом в заявлении, поданном в суд первой инстанции, в качестве способов восстановления нарушенного указанными выше постановлением Администрации и бездействием Департамента права заявлены требования об обязании Департамента принять решение о подготовке документации по планировке части территории путём подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, порядок и сроки подготовки документации, а также об обязании Администрации принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из неё территориальную зону ЖЗ в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 (без указания срока выполнения таких действий).
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действительно определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в определяется именно арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, учитывая предложенные заявителем способы восстановления его нарушенных прав, а также то, что действующим законодательством не определен срок, в течение которого уполномоченный орган местного самоуправления обязан подготовить документацию по планировке территории в соответствии со статьей 45 ГрК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным в качестве способа восстановления права ООО "ВЕГА", нарушенного противоправным бездействием Департамента, возложить на последнего обязанность принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск путём подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, и обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 в течение месяца со дня принятия настоящего постановления.
Кроме того, в целях восстановления права ООО "ВЕГА" на беспрепятственное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229 в соответствии с его разрешенным использованием, нарушенного принятием Администрацией незаконного постановления от 03.03.2014 N 286-п, на Администрацию, по мнению суда апелляционной инстанции, должна быть возложена обязанность в течение двух месяцев со дня принятия настоящего постановления (с учетом времени, предоставленного Департаменту для подготовки документации по планировке территории) принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из неё территориальную зону ЖЗ в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции о законности постановления Администрации от 03.03.2014 N 286-п и правомерности бездействия Департамента, а также об отсутствии нарушений прав Общества в связи с вынесение указанного постановления и бездействием Департамента не соответствуют обстоятельствам дела.
Арбитражным судом Омской области при вынесении решения также сделаны ошибочные выводы об отсутствии у Департамента обязанности принять решение об утверждении документации по планировке территории и о том, что у Общества отсутствуют препятствия для использования спорного земельного участка в целях строительства детского спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления Общества об оспаривании бездействия Департамента и постановления Администрации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в размере 5 000 руб. подлежат отнесению на названных заинтересованных лиц в равных частях (то есть по 2 500 руб. на каждое заинтересованное лицо).
Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче апелляционной жалобы Обществу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 000 руб., а оно уплатило 2 000 руб., 1 000 руб. государственной пошлины подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 по делу N А46-3663/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА", как не соответствующее Положению о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённому Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3.
Обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в месячный срок со дня принятия настоящего постановления:
1) принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск путём подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229;
2) обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229.
Признать недействительным постановление Администрации города Омска от 03.03.2014 N 286-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части пункта 2 Перечня отклоненных предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (приложение к постановлению Администрации города Омска от 03.03.2014 N 268-п), как не соответствующее Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённому Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43.
Обязать Администрацию города Омска принять решение о подготовке проекта решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из неё территориальную зону ЖЗ в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 10:4229, в течение двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Взыскать с департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" расходы по уплате государственной пошлины, возникшие при обращении в суды первой и апелляционной инстанций, в размере 2 500 руб.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВЕГА" расходы по уплате государственной пошлины, возникшие при обращении в суды первой и апелляционной инстанций, в размере 2 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВЕГА" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению от 08.07.2014 N 84.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3663/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 декабря 2014 г. N Ф04-11934/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВЕГА"
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города г Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2015 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-3663/14
19.03.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-636/15
17.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-11934/14
29.08.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7631/14
09.06.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-3663/14