г. Самара |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А72-1767/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Сёмушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя Ульяновской таможни - Ламзиной Т.Л. (доверенность N 01-09-33/00979 от 04.02.2014),
от 1-го заинтересованного лица - представителя территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Рафиковой Д.Н. (доверенность N 109 от 27.06.2014),
от 2-го заинтересованного лица - представитель Саратовской таможни - не явился, извещена,
от 3-го заинтересованного лица - представителя Федеральной таможенной службы - Шовкань И.А. (доверенность от 23.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.09.2014 в помещении суда апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2014 года по делу N А72-1767/2014 (судья Каданцев Ю.А.), принятое по заявлению Ульяновской таможни (ОГРН 1027301490985, ИНН 7303012819), г.Ульяновск,
заинтересованные лица:
1) территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509, ИНН 7325095632), г.Ульяновск,
2) Саратовская таможня, г.Саратов,
3) Федеральная таможенная служба, г.Москва,
о признании незаконным бездействия территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области, выраженного в отказе в прекращении права оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновская таможня (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявление (т.1, л.д. 2-7), с учетом уточнения заявленных требований (т.2, л.д. 5), принятых судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - 1-е заинтересованное лицо) в прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни в отношении объектов федерального имущества: вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное, ограждение металлическое и кирпичное, забор железобетонный и передаче Саратовской таможне данных объектов, а также об обязании Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области издать распоряжение о прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни в отношении объектов федерального имущества: вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное, ограждение металлическое и кирпичное, забор железобетонный, и закреплении указанных объектов на праве оперативного управления за Саратовской таможней.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2014 и от 16.05.2014 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Саратовская таможня, Федеральная таможенная служба.
Также заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд, мотивировав пропуск срока попытками внесудебного разрешения спора (письма Ульяновской таможни от 29.12.2012 N 06-01-27/14170, от 20.05.2013 N 06-01-31/04368, от 09.08.2013 N 06-01-31/006951, от 30.10.2013 N 06-01-30/09384).
Данное ходатайство суд первой инстанции счел подлежащим удовлетворению в порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода суда.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2014 (т.2, л.д. 38-40) заявленные требования удовлетворены. Ходатайство Ульяновской таможни о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд удовлетворено. Ульяновской таможне восстановлен срок на обращение в арбитражный суд.
Признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни на объекты федерального имущества, а также в передаче Саратовской таможне этих же объектов федерального имущества, в том числе:
вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное, реестровый номер федерального имущества - В12130002927, инвентарный номер - 1100013, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.3;
ограждение металлическое и кирпичное, реестровый номер федерального имущества - В12130002943, инвентарный номер - 1100012, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.3;
забор железобетонный, реестровый номер федерального имущества - В12130002946, инвентарный номер - 1100004, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Рабочая, д.100Б.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области возложена обязанность в месячный срок после вступления решения в законную силу прекратить право оперативного управления Ульяновской таможни на объекты федерального имущества, а также передать Саратовской таможне объекты федерального имущества, в том числе:
вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное, реестровый номер федерального имущества - В12130002927, инвентарный номер - 1100013, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.3;
ограждение металлическое и кирпичное, реестровый номер федерального имущества - В12130002943, инвентарный номер - 1100012, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.3;
забор железобетонный, реестровый номер федерального имущества - В12130002946, инвентарный номер - 1100004, место нахождения - Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Рабочая, д.100Б.
Не согласившись с выводами суда, территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.06.2014 отменить (т.2, л.д. 44-47), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области считает, что в реестре федерального имущества объекты - вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное (инв. N 1100013, N в реестре 12130002927), ограждение территории (инв. N1100012, N в реестре 12130002943), забор железобетонный (инв. N1100004, N в реестре 12130002946) учтены как объекты недвижимости, в то время как Ульяновская таможня обращением от 30.10.2013 г. N06-01-30/09384 просила прекратить право оперативного управления на федеральное движимое имущество. При этом обращения заявителя в Управление об изменении сведений об указанных объектах учета в реестре федерального имущества с приложением необходимых в документов не поступали. При обращении в Управление с заявлением о прекращении права оперативного управления заявитель не представил необходимые документы.
Представитель 1- го заинтересованного лица в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 25.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель 2- го заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, что в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует суду рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель 3- го заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда от 25.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя 2-го заинтересованного лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 16.07.2010 N 1352 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе" в связи с реорганизацией в форме присоединения Мордовской таможни к Ульяновской таможне были приняты и поставлены на баланс объекты федерального имущества. В их числе Ульяновской таможней были приняты: вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное (инв. N 1100013), ограждение территории (инв. N 1100012), забор железобетонный (инв. N 1100004). Данные объекты в установленном порядке были поставлены на учёт в ТУ Росимущества в Ульяновской области.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.09.2012 N 1918 "О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе" Мордовский таможенный пост и Пензенский областной таможенный пост с передачей всех активов и обязательств по состоянию на 26.12.2012 переподчинены Саратовской таможне.
В целях исполнения данного приказа ФТС России Ульяновская таможня обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области с заявлением от 29.12.2012 N 14170 (т. 1, л.д. 140) о прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни на объекты федерального имущества и закреплении указанного имущества на праве оперативного управления за Саратовской таможней.
Распоряжениями от 07.06.2013 N 124-р (т. 1, л.д. 143) и N 125-р (т. 1, л.д. 118) ТУ Росимущества в Ульяновской области прекратило право оперативного управления Ульяновской таможни на федеральное движимое и недвижимое имущество, закрепив его на том же праве за Саратовской таможней. При этом в данные распоряжения не было включено следующее федеральное имущество: вертикальная планировка и покрытие асфальто-бетонное, пл. 1747 м, инвентарный номер - 1100013; ограждение территории, инвентарный номер - 1100012; забор ж/б, инвентарный номер - 1100004 (далее - спорное имущество).
На основании указанных распоряжений ТУ Росимущества в Ульяновской области от 07.06.2013 N 124-р и N 125-р ФТС России приняла приказ от 19.07.2013 N 1338 о передаче федерального имущества с баланса Ульяновской таможни на баланс Саратовской таможни.
Таким образом, спорное имущество осталось на балансе Ульяновской таможни.
Ульяновская таможня с целью выполнения приказа ФТС России от 24.09.2012 N 1918 обратилась в ТУ Росимущества в Ульяновской области с письмом от 20.05.2013 N 06-01-31/04368 о прекращении права оперативного управления в отношении спорного имущества.
В письме ТУ Росимущества в Ульяновской области от 11.06.2013 N 05-1605 сообщалось, что возможно указанные объекты могут являться недвижимым имуществом, тогда как ФТС России согласовало их в качестве движимого имущества. При этом Управление просило представить документы технической инвентаризации на объекты с приложением правоустанавливающих документов, либо справку из БТИ об отнесении данного имущества к категории движимого.
Письмом от 13.09.2013 N 05-3942 (т.1, л.д.54-55) ТУ Росимущества в Ульяновской области сообщило, что данные объекты отвечают признакам недвижимого имущества и запросило документы технической инвентаризации, правоустанавливающие документы, а также предложило таможне обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления в отношении этих объектов.
Ульяновская таможня, учитывая данное мнение ТУ Росимущества в Ульяновской области, предприняло действия по государственной регистрации права на спорное имущество, обратившись с соответствующими заявлениями в Управление Росреестра по Республике Мордовия, на которые Ульяновской таможней были получены отказы Управления Росреестра по Республике Мордовия от 17.03.2014 N 10-04/8614, от 17.03.2014 N 10-04/8612, от 17.03.2014 N 10-04/8613 в связи с непредставлением кадастровых паспортов на объекты и отсутствии данных об объектах в Государственном кадастре недвижимости (т.1, л.д.56-57, 58-59, 60-61).
Ульяновская таможня, получив на свое заявление от 30.10.2013 N 06-01-30/09384 ответ Управления от 19.11.2013 г. N 05-5437 (т.1, л.д.16-18) с очередным отказом в выполнении действий по прекращению права оперативного управления заявителя на спорное имущество и по закреплению спорного имущества за Саратовской таможней, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Управление, ссылаясь на требования пунктов 15, 19, 29 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, а также на требования приказа Росимущества от 31.08.2012 N 193, указало, что заявитель не представил в Управление документы, необходимые для прекращения права на недвижимые объекты.
Поскольку ТУ Росимущества в Ульяновской области исполнило заявление Ульяновской таможни от 29.12.2012 N 14170 (т. 1, л.д. 140) и приняло распоряжения от 07.06.2013 N 124-р (т. 1, л.д. 143) и N 125-р (т. 1, л.д. 118) о прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни на, соответственно, недвижимые и движимые объекты федерального имущества и о закреплении указанного имущества на праве оперативного управления за Саратовской таможней, суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Ульяновской области не оспаривает полномочия Федеральной таможенной службы по распоряжению федеральным имуществом, и полномочия Ульяновской таможни по совершению действий, направленных на реализацию соответствующего приказа Федеральной таможенной службы о передаче федерального имущества Саратовской таможне.
Пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 установлено следующее:
"Территориальный орган в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в пунктах 14 - 16 настоящего Положения (далее - документы правообладателя), обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям".
Как усматривается из материалов дела, в реестре федерального имущества содержатся сведения о следующем находящемся в оперативном управлении Ульяновской таможни имуществе: "вертикальная планировка и покрытие асфальто-бетонное" реестровый N В12130002927 присвоен 20.08.2010; "ограждение территории" реестровый N В12130002943 присвоен 30.09.2010; "забор ж/б" реестровый N В12130002946 присвоен 30.09.2010 (выписки из реестра федерального имущества от 02.04.2014 N 50/1, N 50/2, N 50/3 - т.1, л.д. 84-86, 87-89, 90-92).
В соответствии с приказом ФТС России от 24.09.2012 N 1918 Саратовской таможне следует передать все движимое и недвижимое федеральное имущество Мордовского таможенного поста и Пензенского областного таможенного поста.
Таким образом, для исполнения указанного приказа ФТС России в отношении спорного имущества в реестр федерального имущества необходимо внести лишь изменения в части сведений о лице, которому спорное федеральное имущество передано на праве оперативного управления, то есть в данном случае Ульяновску таможню следует заменить на Саратовскую таможню.
Никакие иные сведения о спорном федеральном имуществе в связи с передачей права оперативного управления Саратовской таможне на основании приказа ФТС России от 24.09.2012 N 1918 изменению не подлежат, следовательно, никаких дополнительных документов, разъяснений, перерегистрации федерального имущества во исполнение указанного приказа не требовалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счёл обоснованным мнение заявителя о допущенном ТУ Росимущества в Ульяновской области незаконном бездействии, в связи с чем удовлетворил требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает правильным также вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество, хоть и имеет самостоятельные реестровые номера федерального имущества и инвентарные номера, но по своей сути не является самостоятельным объектом права:
вертикальная планировка и покрытие асфальтобетонное, ограждение металлическое и кирпичное, как видно из их местонахождения (Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Льва Толстого, д.3), являются принадлежностью объекта "Часть служебно-производственного здания таможни общей площадью 3.279,7 кв.м" с инвентарным номером 1100003 (п.11 перечня федерального недвижимого имущества, подлежащего передаче Саратовской таможне по передаточному акту (т.1, л.д.42);
забор железобетонный, как видно из его местонахождения (Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Рабочая, д.100Б), является принадлежностью объектов "Здание конторы общей площадью 45,5 кв.м" и "Караульное помещение общей площадью 28,2 кв.м" (пункты 12-13 перечня федерального недвижимого имущества, подлежащего передаче Саратовской таможне по передаточному акту (т.1, л.д.43).
Указанные основные объекты по указанным адресам переданы в оперативное управление Саратовской таможне, с чем ТУ Росимущества в Ульяновской области согласилось, приняв распоряжения от 07.06.2013 N 124-р (т. 1, л.д. 143) и N 125-р (т. 1, л.д. 118) о прекращении права оперативного управления Ульяновской таможни на, соответственно, недвижимые и движимые объекты федерального имущества и о закреплении указанного имущества на праве оперативного управления за Саратовской таможней. При этом Ульяновская таможня не имеет на каком-либо праве иных объектов по указанным адресам и не имеет возможности эксплуатировать спорное имущество отдельно от основных объектов.
Следовательно, невыполнение Территориальным управлением Росимущества в Ульяновской области действий по передаче спорного имущества Саратовской таможне влечет необоснованное раздробление целостных имущественных комплексов, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче Саратовской таможне на праве оперативного управления.
В порядке части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно счел необходимым в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области совершить действия, предусмотренные пунктом 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, а именно - прекратить право оперативного управления Ульяновской таможни на объекты федерального имущества, а также передать Саратовской таможне спорные объекты федерального имущества в срок, установленный пунктом 19 названного Положения.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом исследования арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, судом первой инстанции проверены и правомерно, с учетом установленных по делу обстоятельств, признаны несостоятельными. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по госпошлине, согласно статьям 110 АПК РФ и 333.21 НК РФ, относятся на заявителя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат с связи с освобождением государственных органов от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2014 года по делу N А72-1767/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1767/2014
Истец: Ульяновская таможня
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Третье лицо: Саратовская таможня, Федеральная таможенная служба, Федеральная таможенная служба Российской Федерации