8 сентября 2014 г. |
А43-341/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2014
по делу N А43-341/2014,
принятое судьей Мустафаевым Г.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шихово" (606516, Нижегородская обл., Городецкий р-н, с. Зарубино, ул. Романтиков, 4-2; ИНН 5248013050, ОГРН 1025201678325) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Шихово" - Сизовой Е.А. по доверенности от 01.08.2014, Пыстиной Е.Е по доверенности от 01.08.2014,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шихово" (далее - ООО "Шихово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 18,41 га, кадастровый номер 52:15:0150147:1136, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, 0,3 км северо-восточнее д.Могильцы. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенное нарушение прав.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2014 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Шихово" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 184 100 кв.м, кадастровый номер 52:15:0150147:1136, расположенного под объектами недвижимости - зданием аграрного склада, зданием пункта АВМ, сооружением (зерновой ток), сооружением (силосная траншея), сооружением (склад ГСМ), сооружением (навозохранилище), зданием коровника, телятником профилакторием, зданием телятника, зданием картофелехранилища, зданием зерносклада, сооружением (забор из железобетонных плит), зданием зерносушилки, зданием кормоцеха с пристроенной котельной, зданием аграрного пункта технического обслуживания, зданием аграрного склада, зданием аграрного склада (сборно-разборное здание) зданием аграрного склада, зданием пункта АВМ, сооружением (зерновой ток), сооружением (силосная траншея), сооружением (склад ГСМ), сооружением (навозохранилище), зданием коровника, телятником профилакторием, зданием телятника, зданием картофелехранилища, зданием зерносклада, сооружением (забор из железобетонных плит), зданием зерносушилки, зданием кормоцеха с пристроенной котельной, зданием аграрного пункта технического обслуживания, зданием аграрного склада, зданием аграрного склада (сборно-разборное здание), расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, 0,3 км. северо-восточнее д. Могильцы.
В целях восстановления нарушенного права арбитражный суд обязал Управление подготовить проект договора аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет и направить его в адрес Общества. Одновременно суд взыскал с Управления в пользу Общества судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
ТУ Росимущества настаивает на том, что отсутствие со стороны Федерального агентства по управлению государственным имуществом поручения о проведении соответствующих действий не позволило уполномоченному органу принять решение о предоставлении ООО "Шихово" в аренду земельного участка площадью 18,41 га, кадастровый номер 52:15:0150147:1136, расположенного по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, 0,3 км северо-восточнее д.Могильцы.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Шихово" выражает несогласие с позицией Управления, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества в полном объеме поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу
ТУ Росимущества и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 03.08.2012 серии 52 АД номера N 454497 - N 454516 включительно ООО "Шихово" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание аграрного склада, здание пункта АВМ, сооружение (зерновой ток), сооружение (силосная траншея), сооружение (склад ГСМ), сооружение (навозохранилище), здание коровника, телятник профилакторий, здание телятника, здание картофелехранилища, здание зерносклада, сооружение (забор из железобетонных плит), здание зерносушилки, здание кормоцеха с пристроенной котельной, здание аграрного пункта технического обслуживания, здание аграрного склада, здание аграрного склада (сборно-разборное здание), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 52:15:0150147:1136, находящемся по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, 0,3 км северо-восточнее д.Могильцы.
12.03.2014 ООО "Шихово" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 184 100 кв.м, кадастровый номер 52:15:0150147:1136, на котором расположены принадлежащие на праве собственности объекты недвижимого имущества, в аренду сроком на 49 лет, приложив пакет необходимых документов.
Письмом от 01.04.2013 N АБ-07/5645 ТУ Росимущества направило заявление Общества и приложенный к нему пакет документов в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения и принятия решения.
Неполучение со стороны Управления какой-либо информации о рассмотрении заявления от 12.03.2014 Общество расценило как незаконное бездействие и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, ООО "Шихово" обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в ТУ Росимущества по Нижегородской области как к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Такой перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.09.2011 N 21942).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Из материалов дела следует, что ООО "Шихово" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, которые находятся на земельном участке площадью 18,41 га, кадастровый номер 52:15:0150147:1136, расположенном по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, Зиняковский сельсовет, 0,3 км северо-восточнее д.Могильцы.
Указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Доказательств, что на земельном участки расположены объекты недвижимости третьих лиц, не установлено.
Следовательно, Общество обладает в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительным правом на предоставление указанного земельного участка в аренду.
При обращении в ТУ Росимущества Общество выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило полный комплект документов, предусмотренный вышеназванным Перечнем.
Следовательно, юридическое лицо со своей стороны выполнило все требования действующего законодательства, подтверждающие его право на получение в аренду испрашиваемого земельного участка.
Реализация заявителем права на приобретение в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, порождает у Управления обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя.
Вместе с тем, уполномоченный орган в установленный законодательством срок не совершил всех необходимых действий.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае уполномоченный орган не называет предусмотренные законодательством основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, а арбитражный суд не установил таких оснований.
Ссылка уполномоченного органа на отсутствие у него поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является несостоятельной, поскольку ТУ Росимущества наделено полномочиями и несет обязанность по рассмотрению заявления о предоставлении в аренду, находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принятию соответствующего решения, и совершения иных действий либо мероприятий, направленных на реализацию требования Общества о намерении арендовать земельный участок.
При установленных обстоятельствах у Управления отсутствовали основания для отказа в предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) совершены уполномоченным органом, однако не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования Общества.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно возложил на Территориальное управление обязанность устранить допущенное нарушение прав ООО "Шихово", определив правовосстановительную меру по делу.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ТУ Росимущества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2014 по делу N А43-341\2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.06.2014 по делу N А43-341/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-341/2014
Истец: ООО "Шихово"
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом