г. Томск |
|
5 сентября 2014 г. |
Дело N А45-22061/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с применением средств аудиозаписи
с участием в заседании: Илюшникова А.В., доверенность от 18.07.13 г.; Смироновой О.И., доверенность от 27.01.2014 г.; Ярославцева А.В., доверенность от 08.08.2014 г.
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2014 по делу N А45-22061/2013 (судья Бычкова О.Г.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, г. Новосибирск, Вокзальная магистраль, д. 12, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс", г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 18/1, ОГРН 1025402457123, ИНН 5406015374)
о взыскании 1 433 429 рублей 54 копеек
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" о взыскании 1 433 429,54 руб. платы за пользование вагонами.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2014 г. требования удовлетворены частично.
С открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 674 714,79 руб. платы за пользование вагонами, 16 494, 29 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит требования удовлетворить в полном объеме по основаниям неправильного применения судом норм материального права, нарушения норм процессуального права.
В обоснование жалобы приводит доводы о соблюдении срока исковой давности, предусмотренного ст. 125 УЖТ РФ, по сумме, начисленной в ноябре 2012 г.; необоснованности отказа от взыскания за пользование вагонами в части; графики фактического зачисления на ответственный простой вагонов в ноябре, декабре 2012 г. являются недопустимыми и неотносимыми доказательствами.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны доводы апелляционной жалобы, возражений поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2014 г.
При этом, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений сторон, проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы, с учетом оспаривания апеллянтом суммы, подлежащей взысканию в размере 541 341, 64 руб.
Как следует из материалов дела, 11.11.2008 г. между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Сибпромжелдортранс" заключен договор N 11/Н от 11.11.2008 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути Октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги.
В соответствии с договором N 11/Н локомотивом перевозчика в ноябре-декабре 2012 г. произведена передача вагонов, принадлежащих перевозчику на праве аренды по договору N 18 от 26.01.2012 г., на выставочные пути NN 3,5,7,9 станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги.
Согласно п. 15.1 договора N 11/Н владелец пути необщего пользования уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, прибывающими в адрес владельца или его контрагентов.
Вместе с тем, обязательство по внесению данной платы не было исполнено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования ОАО "Российские железные дороги" в сумме 674 714,79 руб., и отказывая в части взыскания 758 714,75 руб. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взимания платы за вагоны, поданные в количестве, превышающем перерабатывающую способность, а также в связи с пропуском срока исковой давности.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку подача вагонов, контейнеров к местам погрузки и выгрузки либо на выставочном пути необщего пользования связана с осуществлением перевозок груза, то спорные вопросы о взыскании платы за пользование вагонами, контейнерами, а в случаях, предусмотренных статьями 62, 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, и штрафа, в том числе и при наличии договора о расчетах через ТехПД, должны быть урегулированы в порядке, указанном в Уставе (пункт 35 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" N 30 от 06.10.2005 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Из материалов дела следует, что истец обратился с иском 02.12.2014 г. Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию за ноябрь 2012 г.
Статьей 61 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также п. 11 договора N 11/Н установлено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути владельца (ответчика) осуществляется номерным способом на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
По правилам статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится плата за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 12 договора N 11/Н предусмотрено неоплачиваемое технологическое время.
В ноябре-декабре 2012 года по станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги на пути необщего пользования ответчика переданы привлеченные вагоны, что подтверждено памятками приемосдатчика на уборку вагонов, а также составленными на их основании ведомостями подачи и уборки вагонов.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, владельцы железнодорожного пути необщего пользования освобождаются от оплаты за задержку вагонов при условии подачи вагонов сверх перерабатывающей способности.
Перерабатывающая способность станции определяется как наибольшее число грузовых поездов (или соответствующее количество вагонов), которое может быть переработано станцией за сутки при передовой технологии работы, наилучшем использовании путевого развития и технического оснащения.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 6.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования технологические нормы на погрузку, выгрузку используются при расчете срока оборота вагонов, определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования, которая учитывается при приеме заявок грузоотправителей на перевозку грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.
Согласно статье 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Как следует из договора N 11/Н (п.15) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Октябрьского участка ОАО "СПЖТ" при станции Жеребцово в редакции протокола рассмотрения разногласий от 02.12.2010 г. установлена максимальная перерабатывающая способность по выгрузке угля в летний период - 197 вагонов в сутки, в зимний период - 192 вагона в сутки.
Согласно графикам фактического зачисления перевозчиком на ответственный простой вагонов, прибывших в адрес ТЭЦ-5 в ноябре - декабре 2012 года, составленным на основании ведомостей подачи и уборки вагонов, количество вагонов, подаваемых истцом в указанный период времени на пути необщего пользования ответчика, превысило его перерабатывающую способность.
Кроме того, ответчик в обоснование превышения перерабатывающей способности сослался на необходимость непрерывного использования резервного грузового фронта для выгрузки вагонов наряду с основным фронтом выгрузки вагонов, в нарушение п.4.1.12 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, что фактически является следствием того, что перевозчиком не выстроены транспортно-логистические схемы для обеспечения ритмичной подачи вагонов на подъездной путь, а так же не созданы эффективные механизмы формирования железнодорожного подвижного состава в ходе исполнения заявки грузоотправителя. Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Соответственно, суд первой инстанции, с учетом вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 39, 55, 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 6.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования пришел к правильному выводу о том, что за вагоны, поданные в количестве, превышающем перерабатывающую способность, плата не взимается и ветвевладелец освобождается от внесения платы.
Иные доводы апеллянта были предметом исследования судом первой инстанции, в том числе о несоответствии доказательств требованиям ст. 67, 68 АПК РФ, им дана объективная оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, апелляционная жалоба, проверенная судом апелляционной инстанции, не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлена на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.05.2014 по делу N А45-22061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22061/2013
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2014 г. N Ф04-12859/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Россиские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Сибпромжелдортранс"
Третье лицо: ОАО "СИБЭКО"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-12859/14
05.09.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6756/14
11.08.2014 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6756/14
29.05.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-22061/13