г. Вологда |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А44-140/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 сентября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области Айзатуллиной Е.Н. по доверенности от 31.12.2013, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области Иванова Д.В. по доверенности от 03.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 мая 2014 года по делу N А44-140/2014 (судья Самарин А.Д.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новгородской области (ОГРН 1045300293422, далее - УФССП России по Новгородской области) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (ОГРН 1095321003030, далее - ТУ Росимущества в Новгородской области), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; далее - Министерство) и Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о взыскании 25 000 руб. ущерба (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аваль" (далее - ООО "Аваль") и общество с ограниченной ответственностью "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие - 1" (далее - ООО "НПАТП-1").
Решением суда от 20.05.2014 суд взыскал с Российской Федерации в лице Росимущества за счет средств казны Российской Федерации 25 000 руб. ущерба, перечислив их на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Новгородской области. В удовлетворении иска к ТУ Росимущества в Новгородской области и Министерству отказано.
ТУ Росимущества в Новгородской области с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для дела, неправильное истолкование примененных нормативных актов, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. В данном случае имущество передано на реализацию ООО "Аваль" (что следует из актов приема-передачи от 03.04.2013 и от 26.04.2013), следовательно, именно на данной организации лежит обязанность по перечислению денежных средств. ТУ Росимущества в Новгородской области предприняты все возможные действия по возврату переданного на реализацию арестованного имущества. Ситуация, при которой за неправомерные действия специализированной организации ответственность несет федеральный бюджет, не соответствует принципам законности и справедливости.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Новгородской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
УФССП России по Новгородской области в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в отзыве указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Росимущество, Министерство и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде от 03.12.2012 N 06300190006773, в соответствии с которым с ООО "НПАТП-1" взысканы недоимки по страховым взносам и санкции, истцом в его отношении возбуждено исполнительное производство N 14767/12/25/53 (постановление от 12.12.2012).
На основании акта от 25.01.2013 УФССП России по Новгородской области наложен арест на имущество должника (автотранспортное средство).
Согласно постановлению от 20.02.2013 УФССП России по Новгородской области установлена стоимость арестованного имущества в сумме 25 000 руб., которое затем передано на реализацию в ТУ Росимущества в Новгородской области.
Уведомлением от 11.03.2013 N 903 ТУ Росимущества в Новгородской области известил УФССП России по Новгородской области о том, что арестованное имущество передано на реализацию ООО "Аваль" в соответствии с государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1.
Действительно, между ТУ Росимущества в Новгородской области (заказчик) и ООО "Аваль" (исполнитель) заключен государственным контрактом от 18.02.2013 N К13-1, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять реализацию арестованного имущества во исполнение судебных актов или актов иных органов.
В связи с истечением установленных предельных сроков УФССП России по Новгородской области направило ТУ Росимущества в Новгородской области и ООО "Аваль" уведомление о необходимости возвратить переданное на реализацию арестованное имущество, либо возместить убытки.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, основываясь на положениях статей 15, 309, 310, 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), УФССП России по Новгородской области обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании убытков.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств перечисления ответчиком денежных средств от реализации арестованного имущества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцом должны быть доказаны: факт причинения убытков и их размер; вина и противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим ущербом.
Привлечение лица к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков возможно только при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий, отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов N 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 149 (далее - Порядок).
В соответствии со статьями 1064, 1069 ГК РФ для квалификации состава деликтного правонарушения необходимо установить следующие признаки: наличие вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и вредом.
Согласно пункту 1.2 Порядка реализацию арестованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
На основании пункта 2.3 раздела 2 Порядка судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество для реализации, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения.
В силу пункта 4.1 раздела 4 Порядка, если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество) в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока реализации имущества должника (с приложенными оригиналами документов).
Согласно положениям пункта 5.4 раздела 5 Порядка Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдение положений Порядка, сохранность принятого на реализацию арестованного имущества.
Статьей 309 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 3.1 раздела 3 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов России не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации). Аналогичное положение содержится в статье 110 Закона об исполнительном производстве.
Если имущество должника не было реализовано Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) в течение одного месяца со дня передачи на реализацию на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) не позднее одного дня с даты наступления указанного события уведомляет об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 2.7 Порядка).
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Новгородской области (заказчик) и ООО "Аваль" (исполнитель) заключен государственный контракт от 18.02.2013 N Е13-1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях, установленных контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика за вознаграждение совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Объем подлежащих оказанию услуг установлен пунктом 1.3 контракта, в число которых вошли такие обязанности, как заключение договора купли-продажи имущества с покупателем, обеспечение получения денежных средств от покупателя в установленные сроки, передача имущества и/или документов покупателю.
Судебным приставом-исполнителем на основании актов от 03.04.2013 и от 26.04.2013 имущество передано на реализацию ООО "Аваль".
Однако по истечении срока, установленного статьей 87 Закона об исполнительном производстве, имущество не возвращено судебному приставу-исполнителю, денежные средства от его реализации не перечислены.
ТУ Росимущества в Новгородской области направило ООО "Аваль" требование о возврате имущества или перечислении денежных средств. Претензия ТУ Росимущества в Новгородской области осталась без ответа.
ТУ Росимущества в Новгородской области 22.11.2013 предъявило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области требования к ООО "Аваль" о расторжении контракта и возврате имущества, а в случае невозможности возврата имущества в натуре о возврате денежных средств, составляющих стоимость имущества. Решением суда от 19.03.2014 по делу N А56-70843/2013 требования удовлетворены в полном объеме.
Довод ТУ Росимущества в Новгородской области, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку имущество передано на реализацию ООО "Аваль", которое и является лицом, ответственным за убытки, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный.
Возложение ТУ Росимущества в Новгородской области обязанности по реализации имущества на специализированную организацию, недобросовестные действия которой повлекли за собой невозможность перечисления на счет УФССП России по Новгородской области денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества, не освобождает Росимущество и его территориальные органы от ответственности за его утрату.
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Изъятие судебным приставом - исполнителем имущества у должника служит интересам взыскателя, поскольку является гарантией того, что от его реализации он получит денежные средства. Для должника изъятие у него имущества должно являться гарантией того, что его задолженность за счет вырученных средств от реализации перед кредиторами будет погашена.
Неисполнение ответчиком обязательств по перечислению денежных средств либо возврату нереализованного имущества препятствует УФССП России по Новгородской области исполнить свою государственную функцию.
Для осуществления этой функции требуются денежные средства в размере стоимости реализованного имущества, что является убытками истца, поскольку поручение реализации арестованного имущества иным лицам не отменяет обязанность ответчика по обеспечению сохранности этого имущества, и, следовательно, не освобождает его от ответственности за его утрату.
В данном случае взыскание с казны Российской Федерации стоимости утраченного имущества является гарантией перед кредиторами и должниками выполнения судебным приставом - исполнителем задач, указанных в статье 2 Закона об исполнительном производстве.
С учетом вышеизложенных материалов дела и норм права довод апеллянта о том, что на ООО "Аваль" лежит обязанность по перечислению денежных средств и эта организация является надлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Таким образом, действующее законодательство возлагает ответственность за деликтное правонарушение на Российскую Федерацию в лице виновного главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно пункту 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что ответственность несет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом как главный распорядитель средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее обоснование, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Апелляционная коллегия считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ Росимущества в Новгородской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 мая 2014 года по делу N А44-140/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-140/2014
Истец: УФССП России по Новгородской области
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, ТУ Росимущества в Новгородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ООО "Аваль", ООО "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1", Управление Федерального казначейства по Новгородской области