г. Челябинск |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А76-6897/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Тимохина О.Б. и Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубник" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2014 по делу N А76-6897/2014 (судья Мрез И.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Трубник" - Кузеванов С.С. (доверенность от 02.06.2014).
23.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Трубник" (далее - заявитель, общество, ООО "Трубник") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - Управление, государственный орган) о признании недействительным предписания N 1996/1/1-8 от 20.12.2013 (далее - предписание) об устранении нарушений правил противопожарной безопасности.
Проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты - производственном помещении, принадлежащем заявителю, по адресу: г. Челябинск, ул. Радонежская 40, которое на дату проверки не использовалось - в нем проводился капитальный ремонт. Проверкой были обнаружены не устраненные нарушения, выявленные в ходе ранее проведенной проверки.
Поскольку проверки проводятся на "используемых" для предпринимательской деятельности объектах, то государственный орган не был вправе проводить проверку и выдавать предписания на объекте, где проводился капитальный ремонт (т.1 л.д.3-4).
Управление возражает против заявленных требований, ссылается на нарушения установленные проверкой (т. 1 л.д. 33-34).
Решением суда первой инстанции от 03.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд указал, что заявитель не оспаривает существо обнаруженных нарушений, и единственным основанием для признания незаконным ненормативного акта является довод об отсутствии на дату проверки эксплуатации здания в интересах производства.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-фз от 30.12.2009 (далее - Закон N 384-фз) составной часть пожарной безопасности является соблюдение требований безопасности при проектировании зданий, параметров зданий и сооружений, в том числе, в процессе строительства и ремонта, поддержание этих параметров на соответствующем уровне, т.е. соблюдение требований безопасности обязательно и в процессе ремонта. Иное толкование правовой нормы приведет к злоупотреблению лиц своими правами (т.1 л.д.64-70).
08.08.2014 от заявителя поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и принятия нового решения.
Судом не дана оценка доводам заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, не учтено, что спорное помещение не эксплуатируется - в нем производится капитальный ремонт, не дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам (т.1 л.д.73-74).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Трубник" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 09.01.2001 (т.1 л.д.18-23), имеет в праве собственности производственные помещения на территории г. Челябинска.
13.11.2012 административным органом выдано предписание N 2880/1/1-9 об устранении нарушений правил противопожарной безопасности помещений ООО "Трубник" расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Радонежская 40, в котором перечислены выявленные при проверке нарушения, установлен срок исполнения - до 01.11.2013 (т.1 л.д.38), за неисполнение которого общества было привлечено к административной ответственности по п.2 ст.19.5 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации (т.1 л.д.45). Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 02.06.2014 производство по делу об административном нарушении прекращено, сделан вывод о том, что помещения не находящиеся в эксплуатации, не могут быть предметом проверки, следовательно, предписание выдано незаконно (т.1 л.д.51).
24.01.2013 государственный орган вынес постановления о прекращении дел об административных нарушениях, т.к. состав нарушения отсутствует, а проверенные объекты не эксплуатируются (т.1 л.д.52-57).
Приказом N 03 от 30.09.2013 по предприятию объект - корпус производства труб по адресу: г. Челябинск, ул. Радонежская 40 выведен из эксплуатации до 4 квартала 2014 года (т.1 л.д.12).
13.11.2013 издано распоряжение о проведении внеплановой проверки (т.1 л.д.35), составлен акт проверки N 1996 от 20.12.2013 о выявленных нарушениях в присутствии директора Кабанец М.С. (т.1 л.д.9-11), представлены возражения (т.1 л.д.13), направлена жалоба в вышестоящий орган МЧС, которая в ответе N 1117-2-6-4 от 12.02.2014 оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.15-17).
20.12.2013 выдано предписание N 1996/1/1-8, где в 8 пунктах перечислены нарушения, связанные к конструктивными особенностями нежилого помещения, указано на необходимость оборудовать его средствами пожарной сигнализации, оповещения, внутренним водопроводом, установлен срок - 10.10.2014 (т.1 л.д.6-8). Такие же нарушения были указаны и ранее в выданном предписании от 13.11.2012.
По утверждению подателя жалобы - общества нахождение помещения в стадии ремонта исключает проведение контрольных проверок и привлечение к ответственности, выдачу предписаний.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности данного Предписания.
Решение суда является правильным и подтверждается нормами закона.
Действующее законодательство предусматривает право органов пожарной охраны выдавать предписания, обязательные для исполнения по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд как ненормативные правовые акты при соблюдении условий - несоответствия действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 (далее Закон N 69-фз) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Заявитель не оспаривает сущность самих нарушений, а единственным основанием для признания оспариваемого предписания, недействительным, указывает на отсутствие эксплуатации объекта защиты, ссылается на приказ (распоряжение) от 30.09.2013 N 03 "О выведении объекта из эксплуатации".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что производство ремонта не освобождает общество от выполнения правил противопожарной безопасности. Пункты предписания касаются переоборудования лестничных клеток, установки противопожарных дверей, оборудования автоматической пожарной сигнализации, что может быть выполнено в ходе ремонта, для выполнения установлены разумные сроки.
По мнению суда апелляционной инстанции, проведение ремонта с целью улучшения эксплуатационных качеств производственного помещения является формой его использования. Отказ в привлечении к административной ответственности не является основанием для отмены предписания при наличии установленных нарушений противопожарных правил. Вопрос о наличии или отсутствия в действиях юридического лица признаков административного правонарушения в рамках данного дела не рассматривается.
Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2014 по делу N А76-6897/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6897/2014
Истец: ООО "Трубник"
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, ОНД N3 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области
Третье лицо: ООО "Трубник"