г. Владивосток |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А51-1554/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10834/2014
на решение от 25.06.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-1554/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
об оспаривании действий,
при участии:
от ОАО "Дальневосточная генерирующая компания": представитель Мокров А.Э. по доверенности от 25.06.2014 сроком действия на один год, паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Салыкова Л.В. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, служебное удостоверение;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее по тексту - общество, ОАО "ДГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Управление, УГА администрации г.Владивостока), выразившихся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенных в письме от 15.10.2013 N 17321/20У, и об обязании Управления утвердить и выдать схемы расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть) с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок.
Определением от 04.03.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Решением от 25.06.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав незаконными действия Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, выразившиеся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме от 15.10.2013 N 17321/20У; обязав Управление утвердить и выдать открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" схемы расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть), общей площадью 11.530 кв.м, в 30-дневный срок. Также суд первой инстанции взыскал с Управления в пользу общества судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, находятся под землей, в связи с чем отсутствует возможность оформления прав на многоконтурный земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УГА администрации г.Владивостока доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В представленном в материалы дела отзыве и в судебном заседании представитель общества на доводы апелляционной жалобы возразил, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Департамента.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА N 778451, выданному Главным управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому края 31.12.2006 (регистрационная запись 25-25-01/212/2006-248), открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" на праве собственности принадлежит производственно-тепловой комплекс Северного района г.Владивостока в составе: теплотрасса от РК (Т1), магистральные тепловые сети (лит.Т2), теплотрасса по ул.Русская (Т3), магистральные тепловые сети (Т5), магистральные тепловые сети (Т6), теплотрасса (Т8), теплотрасс (по ул.Бородинской (лит.Т9), теплосеть с тепловым узлом (лит.Т10), теплотрасса N 29 ТЦ "Снеговая" - ТНС (лит.Т12), паротрасса ТЦ "Снеговая" - УТ (лит.Т13), расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Северный район, кадастровый или условий номер 25:28:000000:00:05001/0.
03.06.2013 общество обратилось в УГА администрации г.Владивостока с заявлением N 05-41-50/13, в котором просило согласовать ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г.Владивосток, Северный район (2 часть).
15.10.2013 письмом N 17321/20У Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока ответило отказом на вышеуказанное обращение, указав, что ОАО "ДГК", согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.12.2006 N 778415, является собственником ряда объектов недвижимости, в связи с чем обществу необходимо сформировать земельный участок под каждый объект недвижимости отдельно.
Не согласившись с полученным ответом, общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за своей счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 этой статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Думы города Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Положение).
Согласно пунктам 1.1, 1.3 указанного Положения, Управление является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Исходя из пункта 4.18 Положения, к полномочиям управления относится утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент), целью которого является повышение качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию города Владивостока по вопросам утверждения схем расположения земельных участков.
Согласно пункту 2.3 Регламента, результатом предоставления услуги является издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из материалов дела, открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" на праве собственности принадлежит производственно-тепловой комплекс Северного района г.Владивостока в составе: теплотрасса от РК (Т1), магистральные тепловые сети (лит.Т2), теплотрасса по ул.Русская (Т3), магистральные тепловые сети (Т5), магистральные тепловые сети (Т6), теплотрасса (Т8), теплотрасс (по ул.Бородинской (лит.Т9), теплосеть с тепловым узлом (лит.Т10), теплотрасса N 29 ТЦ "Снеговая" - ТНС (лит.Т12), паротрасса ТЦ "Снеговая" - УТ (лит.Т13), расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Северный район, кадастровый или условий номер 25:28:000000:00:05001/0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 778451.
Вместе с тем, отказывая обществу в утверждении схемы, Управление сослалось на необходимость сформировать земельный участок под каждый объект недвижимости отдельно.
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) следует, что линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) предусмотрено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
При этом Закон N 221-ФЗ не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы. Кроме того, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта.
Доказательств того, что контуры границы спорного многоконтурного земельного участка в рассматриваемом случае располагаются на территории нескольких муниципальных образований или на территории нескольких населенных пунктов, УГА администрации г. Владивостока в материалы дела представлено не было.
Кроме того, в силу пункта 6 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ, приостанавливается кадастровый учет земельного участка, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
Как установлено пунктом 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 части 4 статьи 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода Управления о правомерности оспариваемого отказа в силу того, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, поскольку, в силу вышеизложенного, данное обстоятельство в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что линейное сооружение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, несмотря на то, что состоит из участков, которые могут располагаться не только над землей, но и под ней, само по себе является функционирующим и эксплуатируемым единым комплексом, обеспечивающим безаварийную передачу тепловой энергии.
Подтверждением правомерности вышеуказанной точки зрения служит содержание свидетельства о государственной регистрации права собственности от 31.12.2006, согласно которому объекты недвижимости, принадлежащие обществу, указаны как "производственно-тепловой комплекс" (т.1 л.д.40).
При этом довод апелляционной жалобы о том, что объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, находятся под землей, в связи с чем отсутствует возможность оформления прав на многоконтурный земельный участок в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный документально.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что выполнение этапа по утверждению схемы земельного участка предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и в соответствующем распорядительном документе.
В то же время, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка в установленном порядке с соблюдением принципов публичности, открытости, и прозрачности предоставления земельных участков, обеспечения заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельного участка в аренду.
Пунктом 2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении услуги:
- в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;
- несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Вместе с тем, Управлением в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, являющихся основанием для отказа в соответствии с пунктом 2.8 Регламента.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что действия Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, выразившиеся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенные в письме от 15.10.2013 N 17321/20У, нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил требования ОАО "ДГК".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд в резолютивной части решения об удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа, отказа в совершении действий, принятии решений указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные срок.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно возложил на Управление обязанность утвердить и выдать открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" схемы расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть), общей площадью 11.530 кв.м, в 30-дневный срок.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-1554/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1554/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Россия, 690091, г. Владивосток, Приморский край, ул.Фадеева, 47а
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4871/15
16.04.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1554/14
16.12.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5524/14
11.09.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10834/14
25.06.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1554/14