г. Пермь |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А50-1485/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя Государственного краевого бюджетного учреждения "Государственный архив Пермского края" (ОГРН 1025900518005, ИНН 5906052310) - Чумак Р.Г., доверенность от 15.01.2014, предъявлено удостоверение адвоката, Шведюк А.С., доверенность от 15.01.2014, предъявлено удостоверение адвоката, Лобанова Е.Ю., доверенность от 05.03.2014, предъявлен паспорт, Батуева В.Е., доверенность от 05.03.2014, предъявлен паспорт, Лобанова Н.П., приказ от 31.01.2005, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица Агентства по делам архивов Пермского края (ИНН 5906002327, ОГРН 1025901368492) - Филиппенко О.А., доверенность от 02.09.2014, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Агентства по делам архивов Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 мая 2014 года
по делу N А50-1485/2014,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по заявлению Государственного краевого бюджетного учреждения "Государственный архив Пермского края"
к Агентству по делам архивов Пермского края
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов субъектов РФ,
установил:
Государственное краевое бюджетное учреждение "Государственный архив Пермского края" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Агентству по делам архивов Пермского края о признании недействительными акта ревизии N 2 от 22.10.2013 и результативного письма от 06.11.2013 N СЭД-07-01-24-132, вынесенных по результатам проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГКБУ "ГАПК".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2014 прекращено производство по требованию о признании недействительным акта ревизии от 22.10.2013 N 2, а также признано недействительным результативное письмо от 06.11.2013 N СЭД-07-01-24-132 как несоответствующее положениям БК РФ и законодательству Пермского края по исполнению Агентством по делам архивов Пермского края государственной функции организации контроля и надзора за соблюдением законодательства об архивном деле на территории Пермского края.
Не согласившись с судебным актом в части, Агентство по делам архивов Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Заявитель жалобы указывает на то, что суд не оценил доказательства и доводы, приведенные агентством в обоснование своих требований и возражений, неверно установил, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
ГКБУ "Государственный архив Пермского края" в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно, отсутствуют основания для отмены решения суда.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо заявило ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку представитель Шуляк В.В, находится в очередном отпуске с 25.08. по 23.09.2014, представитель Чупина М.А. находится в отпуске по беременности и родам с 29.07. по 15.12.2014.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонено в связи с отсутствием оснований (ст. 158 АПК РФ).
Нахождение представителя Шуляка В.И. в отпуске не исключает возможность участия в судебном заседании иного представителя ответчика, в связи с чем, уважительной причиной неявки не является. Кроме того, нахождение в отпуске по беременности и родам Чупиной М.А. с 29.07.2014 по 15.12.2014 не препятствовало Чупиной М.А. участвовать в судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.08.2014.
В порядке, предусмотренном п.2 ч.3 ст. 18 АПК РФ, произведена замена судьи Гуляковой Г.Н. на судью Голубцова В.Г. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Пермского края - руководителя аппарата Правительства Пермского края от 31.07.2013 N СЭД-01-01-1062, Агентством по делам архивов Пермского края издан приказ от 20.08.2013 N СЭД-07-01-11-76 о проведении с 22.08.2013 по 25.10.2013 комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГКБУ "ГАПК".
Приказом от 03.09.2013 N СЭД-07-01-11-83 изменен срок начала проведения комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности на 05.09.2013.
Результаты проверки изложены в Акте ревизии от 22.10.2013 N 2.
06.11.2013 в отношении ГКБУ "ГАПК" оформлено результативное письмо.
Полагая, что акт ревизии и результативное письмо являются незаконными и нарушают права и законные интересы ГКБУ "ГАПК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
На разрешение суда апелляционной инстанции поставлен вопрос правомерности принятия результативного письма.
Признавая недействительным данное письмо, суд первой инстанции установил, что нормативными актами не предусмотрено осуществление Агентством по делам архивов Пермского края финансового надзора, то есть проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности в отношении государственных и муниципальных архивов.
Согласно ч.3 ст. 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяется нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Частью 1 статьи 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В силу ч.3 ст. 78.1 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, предоставивший субсидии, осуществляет проверки соблюдения государственным бюджетным учреждением условий, целей и порядка их предоставления.
Статьями 266.1, 267.1, 269.2 БК РФ к полномочиям органа внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля является:
контроль за соблюдением объектом государственного финансового контроля бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности объекта государственного финансового контроля о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
В силу ч.2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования и направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Действовавшим в период проведения ревизии постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2009 N 1005-п "Об установлении форм государственного финансового контроля и порядок его осуществления исполнительными органами государственной власти Пермского края" установлены формы государственной власти Пермского края, осуществляющие финансовый контроль.
Указанным постановлением к исполнительным органам государственной власти Пермского края, осуществляющим финансовый контроль, были отнесены и главные распорядители (распорядители) средств бюджета Пермского края.
Приказом Министерства финансов Пермского края от 19.07.2010 N СЭД-39-01-03-125 утвержден Регламент осуществления последующего государственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Пермского края.
В соответствии с п. 1.1 Регламента осуществления последующего государственного финансового контроля исполнительными органами государственной власти Пермского края, утвержденного приказом Министерства финансов Пермского края от 19.07.2010 N СЭД-39-01-03-125 определены сроки и последовательность действий по организации и проведению последующего государственного финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.
Пунктом 3.2.1 Положения об Агентстве по делам архивов Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.09.2012 N 901-п, Агентство по делам архивов Пермского края осуществляет функции и полномочия учредителя (отраслевого органа) подведомственных государственных архивных учреждений в соответствии с законодательство РФ и Пермского края. К подведомственному государственному краевому бюджетному архивному учреждению в соответствии с приложением к постановлению Правительства Пермского края от 24.09.2012 N 901-п "Об утверждении Положения об Агентстве по делам архивов Пермского края" относится ГКБУ "ГАПК".
В соответствии с п. 1.2 Регламента осуществления последующего государственного финансового контроля последующий государственный финансовый контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти Пермского края в соответствии с БК РФ.
Таким образом, Агентство по делам архивов Пермского края являясь учредителем и главным распорядителем бюджетных средств по отношений к подведомственному учреждению ГКБУ "ГАПК" - объекту государственного финансового контроля, вправе осуществлять бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В соответствии с п. 8.1 Регламента результаты проверки оформлены заинтересованным письмом в виде результативного письма, содержащего выводы о том, что в результате ее проведения выявлены нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов.
Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
Между тем, ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неверного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что требование о признании незаконными действий может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если действие не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого действия недействительным.
Согласно пункту 2.3.1 акта и п. 1 результативного письма Агентство по делам архивов Пермского края установило факт неправомерного начисления суммы и выплаты заработной платы за счет средств краевого бюджета в размере 575 983,82 руб.
Оплата труда работникам учреждения за проверяемый период производилось в соответствии и ТК РФ, Законом Пермского края от 09.09.2008 N 291-ПК "ОБ оплате труда работников бюджетных учреждений Пермского края" и постановлением Правительства Пермского края от 30.06.2009 N 417-п "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников архивных учреждений Пермского края, "Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ГКБУ "Государственный архив Пермского края", утвержденного приказом от 14.07.2011 N 91.
В учреждении принят Коллективный договор на 2010-2013 годы от 20.09.2010.
В соответствии с п. 7.9 коллективного договора учреждение самостоятельно определяет и устанавливает выплаты компенсационного и стимулирующего характера работникам Архива локальными актами архива в соответствии с законодательство РФ, нормативными правовыми актами Правительства Пермского края, правовыми актами Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края.
При выборочной проверке порядка составления штатных расписаний выявлено, что учреждением с 01.10.2011 установлен должностной оклад главного инженера в сумме 20 690 руб., в то время как согласно положения о системе оплаты труда работников архивных учреждений Пермского края N 417-п должность "Главный инженер" отнесена ко 2-му квалификационному уровню с должностным окладом - 7471-8311 руб. В связи с чем проверяющим органом установлена переплата главному инженеру в сумме 563 118,92 руб. за 2012 г.
Из представленных в суд апелляционной инстанции документов следует, что Лобанова Е.Ю. принята на должность главного инженера с 06.02.2006 в соответствии с приказом от 06.02.2006 N 12 (К).
Трудовым договором определен должностной оклад в сумме 5724 руб.
В соответствии со штатным расписанием, согласованным руководителем Агентства по управлению государственными учреждениями ПК, на период с 01.01.2011 по 31.12.2011 оклад главного инженера составляет 8382 руб.
Дополнительным соглашением от 27.05.2011 оклад установлен в размере 20 690 руб., изменение в трудовом договоре вступили в силу с 01.05.2011.
Штатное расписание на период с 01.05.2011 по 31.12.2011 согласовано руководителем Агентства по управлению государственными учреждениями ПК.
Доказательств изменения штатного расписания, утверждения иного размера заработной платы материалы дела не содержат.
Отнесение должности "Главного инженера" ко 2-му квалификационному уровню в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о необоснованном начислении заработной платы.
Доказательств превышения утвержденного фонда оплаты труда проверяющими не выявлено.
Проверяющими также был установлен факт излишнего начисления и выплаты заработной платы директору учреждения Лобановой Н.П. за период с октября по декабрь 2012 г. в сумме 12 864,90 руб.
С 01.10.2012 директором Лобановой Н.П. утверждено новое штатное расписание (приказ ГКБУ "Государственный архив Пермского края" от 04.10.2012 N 107 "Об изменении должностных окладов"). Оклад директора был изменен и составил 27 410 руб.
Поскольку приказ отраслевого органа и дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностного лица отсутствуют, проверяющими установлен факт переплаты с октября по декабрь 2012 г. в сумме 12 864,90 руб.
Между тем, проверяющими не учтен факт увеличения оплаты труда работников бюджетных учреждений с 01.10.2012 согласно Распоряжению Правительства РФ от 11.09.2012 N 1667-р и Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края от 19.06.2012 N СЭД-51-02-10-415 "О порядке финансирования".
На основании данных документов и была произведена индексация заработной платы директора.
Отсутствие изменений в трудовом договоре не свидетельствует об отсутствии индексации.
Доказательств несправедливого и нерационального распределения заработной платы проверяющими не представлено. Акт проверки не содержит ссылки ни на одно доказательство, позволяющее установить несправедливое и нерациональное распределение заработной платы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции установил необоснованность выводов проверяющих о неправомерности начисления суммы и выплаты заработной платы за счет средств краевого бюджета в размере 575 983,82 руб.
Остальные установленные нарушения не касаются существа предоставленных главному распорядителю полномочий, поскольку последующий государственный финансовый контроль осуществляется исполнительными органами государственной власти Пермского края в соответствии с БК РФ, которые и наделены полномочиями по применению мер ответственности.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В ходе ревизии были также установлены факты нарушений по установлению сроков полезного использования объектов недвижимости, что привело к искажению по расчетам налога на имущество.
Проверяющими было установлено, что в период 2012 г. учреждение приобрело основные средства и товарно-материальные ценности в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности на общую сумму 17 393 843,73 руб., из них приобретено основных средств на сумму 9 539 994,54 руб., товарно-материальных ценностей на сумму 7 853 849,19 руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" пристрой к зданию Архива по ул. Студенческая, 36 отнесен комиссией по приему-передаче объекта основных средств к 8 группе (имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно); здание Архива по ул. Студенческая, 36 - к 9 группе (имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно); административное здание по ул. Солдатова, 37, Литер А к 10 группе (имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет).
Согласно учетной политике учреждение применяет линейный способ начисления амортизации, определенной в п.3 ст. 259 НК РФ.
Между тем, акт проверки не содержит указания, в какой конкретной части учреждение неверно определило срок полезного использования объектов недвижимости.
Проверяющие при проверке не верно указали даты передачи на баланс учреждения спорных зданий и, соответственно, неверно определи срок использования, что подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции приказами о передаче имущества на праве оперативного управления учреждению, актами приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях.
Акт не содержит ссылки ни на одно доказательство, позволяющее установить факт нарушения в данной части, доводы проверяющих не конкретизированы, не позволяют суду апелляционной инстанции установить, на основании чего проверяющие пришли к тем или иным выводам.
Агентством по делам архивов Пермского края осуществлена проверка расходования средств по заключенным договорам на оплату материалов, работ, услуг.
В течение 2012 г. ГКБУ "Государственный архив Пермского края" заключило договоры на поставку материалов, работ, услуг на общую сумму 24,5 млн.руб.
При этом, ООО "Эмпайр" осуществило в один день 06.04.2012 на отдельным накладным поставку оборудования: интерактивно-проекционного экрана, проектора (сумма поставки 376 000 руб.), интерактивного стола (демонстрационного), мониторов, маршрутизатора, клавиатуры и мыши (сумма поставки 397 520 руб.), моноблоков Lenovo (сумма поставки 393 000 руб.).
Проверяющие на основании изложенного пришли к выводу о том, что поставленное оборудование является одним комплексом для интерактивного читального зала и должно быть осуществлено через проведение единого аукциона в соответствии со ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно п. 14.1 ч.2 ст. 55 указанного закона заказчики вправе размещать в течение квартала заказы на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. Заказчики вправе размещать заказы без проведения торгов на одноименные товары, сумма которых в течение квартала не превышает ста тысяч рублей.
Фактически поставленные товары не являлись одноименными. Использование их в одном читальном зале не свидетельствует об единости приобретенного комплекса, который может быть использован и в иных помещениях учреждения.
Иного проверяющими не представлено.
Отсутствие подписей в отдельных накладных без их конкретизации не позволяет установить суду апелляционной инстанции какие-либо нарушения в данной части.
Указание Агентства по делам архивов Пермского края на наличие кредиторской и дебиторской задолженности в качестве нарушения судом апелляционной инстанции отклонено, поскольку учреждение использует метод начисления, по которому ведется учет доходов и расходов, что ведет к возникновению кредиторской и дебиторской задолженности.
Запрета на возникновение кредиторской и дебиторской задолженности действующее законодательство не содержит. Проверяющими не указано ни одного нормативного акта, в соответствии с которым учреждение должно использовать иной метод.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности указанных нарушений и правомерности вынесения результативного письма от 06.11.2013 N СЭД-7-01-24-132, в связи с чем, результативное письмо является незаконным и необоснованным и подлежит признанию недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба Агентства по делам архивов Пермского края - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28.05.2014 по делу N А50-1485/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1485/2014
Истец: Государственное краевое бюджетное учреждение "Государственный архив Пермского края"
Ответчик: Агентство по делам архивов Пермского края