г. Чита |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А19-7565/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-7565/2014 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур" (ОГРН 1103850019690, ИНН 3849010580, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 5-осс/р от 25.03.2014 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-7565/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Так, по мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что при расчете среднего заработка расчет пособий в связи с временной нетрудоспособностью, либо в связи с материнством изначально производится исходя из заработка застрахованного лица за два календарного года, предшествующих году наступления соответствующего страхового случая. Если указанная сумма заработка ниже расчета произведенного с применением минимального размера оплаты труда, то тогда в расчет среднего заработка для целей исчисления указанных пособий применяется минимальный размер оплаты труда, и уже к исчисленному пособию данным способом применяется районный коэффициент.
Таким образом, расчет пособия по беременности и родам, произведенный в строгом соответствии с нормами законодательства об обязательном социальном страховании на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не предполагает при сравнении заработков застрахованного лица исключение из размера фактического заработка районного коэффициента и сравнение данной суммы с суммой расчета исходя из МРОТ. Однако общество, производя данный расчёт, исчисляет его из противоречащей нормативным правовым актам формулы.
Отзыв на апелляционную жалобу общество не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 15.08.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основе представленного Обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 01.02.2014.
По результатам камеральной проверки Фондом социального страхования составлен акт от 24.02.2014 и вынесено решение от 25.03.2014 N 5-осс/р о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальном страхованию, а именно: на выплату пособия по беременности и родам Миромановой Н.В. в сумме 3 564 руб. 96 коп., в том числе: за январь 2014 года в размере 3 564 руб. 96 коп. (л.д. 20, 21-22).
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод Фонда социального страхования о необоснованности применения Обществом за средний заработок для расчета пособия по беременности и родам Миромановой Н.В. минимального размера оплаты труда, установленного на дату наступления страхового случая, поскольку расчет следовало произвести из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) данный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Согласно части 1.1. статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В силу части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 года N 375, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования.
Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии с частью 1 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1988 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, северная надбавка устанавливается в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Районный коэффициент в городе Иркутске утвержден в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 15.10.1969 года N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время установлен". Во исполнение данного постановления 21.10.1969 Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС принято постановление N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен и о порядке его применения". Согласно данному постановлению в Иркутской области утвержден районный коэффициент 1,2.
Судом установлено, что исчисляя пособие по временной нетрудоспособности сотруднику Миромановой Н.В., общество сравнивало две величины: средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ с учетом районного коэффициента, который составил 6 246 руб. и средний дневной заработок застрахованного лица, в котором также учтен районный коэффициент - 5 478 руб. 83 коп.
Поскольку на территории Иркутской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,2, то для расчета пособий по временной нетрудоспособности, исчисление среднего дневного заработка должно производиться из МРОТ с учетом районного коэффициента, что не противоречит части 1.1. статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункту 11.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2007 года N 375, в котором указано, что в случае, если средний заработок ниже МРОТ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленном на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисление застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размер пособий определяется с учетом этих коэффициентов.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал ошибочным вывод Управления о том, что заявителем необоснованно применен в качестве среднего заработка для расчета пособия по беременности и родам Миромановой Н.В. минимальный размер оплаты труда, установленный на дату наступления страхового случая.
Таким образом, довод апеллянта о том, что в расчет среднего заработка для целей исчисления указанных пособий применяется минимальный размер оплаты труда, и уже к исчисленному пособию данным способом применяется районный коэффициент, основан на неверном толковании приведенных норм права и апелляционным судом не принимается.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание следующие обстоятельства, которые устанавливаются судом независимо от заявленных сторонами доводов в силу части 4 статьи 200 АПК РФ.
Согласно пунктам 4-6, 8-9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Как следует из материалов дела, страхователем возражения на акт проверки не представлялись, однако при рассмотрении материалов проверки представителем страхователя приводились доводы в свою защиту, что отражено в оспариваемом решении и в протоколе рассмотрения материалов проверки (л.д.20, 28).
Вместе с тем, в нарушение положений пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в оспариваемом решении результаты проверки этих доводов никак не отражены, что свидетельствует о том, что проверка таких доводов Управлением не производилась.
Указанное обстоятельство является безусловным основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании решение Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) N 5-осс/р от 25.03.2014 г. "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не соответствует Федеральным законам N 255-ФЗ и N212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требование общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Амур" удовлетворено судом на законных и обоснованных основаниях.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 июня 2014 года по делу N А19-7565/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7565/2014
Истец: ООО "Торговая компания Амур"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ