г. Москва |
|
08 сентября 2014 г. |
Дело N А40-39985/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.А. Порывкина
Судей В.Я. Голобородько, А.С. Маслова
при ведении протокола помощником судьи Рахмановой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 21 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 г.
по делу N А40-39985/14, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению ОАО "ПО "МЗ "Молния" (ОГРН 1117746564022)
к ИФНС России N 21 по г.Москве (ОГРН 1047721035141)
о признании недействительным решения,
в судебное заседание явились:
от ИФНС России N 21 по г.Москве - Хусаинова Ф.А. дов. от 26.08.2014 г.,Поварова С.Е. дов. от 26.08.2014 г., Залевская А.В. дов. от 26.08.2014 г., Мартынова Л.Ю. дов. от 13.01.2014 г., Беликова Т.А. дов. от 20.11.2013 г.
ОАО "ПО "МЗ "Молния" - Знаменский А.Б. дов. от 27.12.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным решения ИФНС России N 21 по г.Москве от 22.10.2013 г. N 18526, указывая, что данный ненормативный акт ответчика нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 г. решение ИФНС России N 21 по г.Москве (ОГРН 1047721035141; 109377, Москва г.Новокузьминская 1-я ул.,5) от 22.10.2013 г. N 18526 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" (ОГРН 1117746564022; 109428, Москва г., Рязанский пр-кт, 6А) признано недействительным, несоответствующим Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с решением суда ИФНС России N 21 по г.Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 г. по делу N А40-39985/2014 и принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО "ПО "М3 "Молния" в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель указывает, что 20.05.2013 г. заявителем была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 г., в соответствии с которой сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, равна 0 руб. Сумма налоговой льготы по земельному налогу согласно данной декларации заявлена в размере 34 214 516 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 4280 от 03.09.2013 г. и вынесено решение N 18526 от 22.10.2013 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлена неуплата ОАО "ПО "М3 "Молния" земельного налога в размере 34 214 516 руб., то есть Обществом совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена п.1 ст.122 НК РФ, что влечет наложение на Общество штрафа в размере 3 421 451,60 руб.
Кроме того, за несвоевременную уплату земельного налога в размере 34 214 516 руб. в соответствии со ст.75 НК РФ Обществу начислены пени на дату вынесения решения (22.10.2013 г.) в размере 1 477 211.79 руб.
Решением УФНС России по г.Москве от 16.12.2013 г. решение ИФНС России N 21 по г.Москве от 22.10.2013 г. N 18526 оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что спорный земельный участок (кадастровый номер 77:04:0002006:1017) принадлежит заявителю на праве собственности, имеет категорию назначения земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, следовательно, с учетом п.5 ст.27 ЗК РФ, земельный участок не является ограниченным в обороте, в связи с чем является объектом налогообложения земельным налогом на основании п.1 ст.389 НК РФ. Таким образом, налоговым органом установлено неправомерное заявление льготы.
ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", является коммерческой организацией и к органам государственной и муниципальной власти не относится, следовательно, заявителем не выполнено одно из обязательных условий для признания спорного земельного участка ограниченным в обороте, а именно, земельный участок находится в собственности коммерческой организации, а не в государственной и муниципальной собственности, как того требует законодательство.
При вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции в нарушение положения ст. 170 АПК РФ не дана оценка данному доводу налогового органа и не приведены мотивы, по которым, данный довод был отклонен судом, что в соответствии с ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с п.4.2 раздела 4 Устава, Общество оказывает услуги по разработке, производству, ремонту и утилизации вооружения и военной техники, осуществляет разработку, производство, модернизацию, испытание и внедрение изделий и приборов оборонного назначения. Обществу выданы лицензии от 07.03.2008 г. N 899В и от 11.06.2013 г. N 002858 ВВТ-ОПР на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.
Из представленных документов следует, что земельные участки, используемые Обществом для производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны России, принадлежат этому Обществу на праве собственности.
Таким образом, согласно позиции Инспекции, которая согласуется с позицией ФНС России (письмо от 01.10.2013 г. N БС-4-11/17629@), в данной ситуации условия нахождения земельного участка в государственной или муниципальной собственности и предоставление его в пользование не выполняется, вследствие чего земельные участки, принадлежащие ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод Молния" на праве собственности, исходя из положения подпункта 5 п.5 ст.27 Земельного кодекса, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте и, следовательно, должны признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.
Следовательно, у Общества не имелось оснований для неисчисления земельного налога с указанного земельного участка, а решение суда является незаконным, поскольку вынесено с нарушением вышеперечисленных норм материального права.
Генеральный директор ОАО "ПО "МЗ "Молния" И.Г. Мирсияпов представил отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России N 21 по г.Москве, в котором указывает, что ответчик, ссылаясь на пп.1 и 2 ст.93 Земельного кодекса РФ, считает, что, исходя из системного толкования норм, земельные участки специального назначения имеют статус ограниченных в обороте при условии нахождения их в государственной или муниципальной собственности.
При этом ответчик отмечает, что земельный участок, расположенный по адресу: Рязанский проспект, д.6А, кадастровый номер 77:04:0002006:1017, принадлежит заявителю на праве собственности, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, следовательно, с учетом п.5 ст.27 ЗК РФ, не является ограниченным в обороте, в связи с чем является объектом налогообложения земельным налогом на основании п.1 ст.389 Налогового кодекса РФ.
Данная позиция ответчика не учитывает положения следующих правовых норм.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г.Москве от 16.06.2011 г. N 769 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" ФГУП "ПО "МЗ "Молния" преобразовано в ОАО "ПО "МЗ "Молния"), т.е. стало правопреемником ФГУП "ПО "МЗ "Молния" по всем правам и обязательствам.
Согласно положениям Федерального закона от 01.12.2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Федерального закона от 05.02.2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указу Президента РФ от 27.04.2007 г. N 556 "О реструктуризации Атомного энергопромышленного комплекса", Постановлению Правительства РФ от 26.05.2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", заявитель был внесен в перечень предприятий, в отношении которых Корпорация осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества, т.е. стал собственностью Государственной корпорации.
Указанный довод подтверждается информационным письмом Мосгорстата от 21.07.2011 г. N 1-17-26/39342, которым федеральный орган подтверждает присвоение заявителю по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) кода 61 - собственность государственных корпораций.
В ходе своей основной производственно-хозяйственной деятельности заявитель выполняет работы в рамках государственного оборонного заказа, для чего ему Федеральной службой по оборонному заказу была выдана лицензия от 07.03.2008 г. N 899В, срок действия которой истек 07.03.2013 г., в настоящее время работы выполняются в рамках бессрочной лицензии от 11.06.2013 г. N 002858 ВВТ-ОПР.
Для реализации заявленной деятельности, в т.ч. для выполнения работ по государственному оборонному заказу, заявителем используется земельный участок, расположенный по адресу: Рязанский проспект, д.6А, который до приватизации был предоставлен заявителю на праве хозяйственного ведения, а в последующем передан в собственность.
Таким образом, несмотря на изменение вещного права (с хозяйственного ведения на собственность) земельный участок остается в собственности РФ, что дает заявителю право на применение льготы - отсутствие обязанности по уплате земельного налога, применявшейся у правопредшественника.
Ответчиком не дана правовая оценка действиям Российской Федерации по размещению на территории заявителя военного представительства Министерства обороны РФ N 1451 и выполнению им в отношении заявителя действий в рамках Постановления Правительства РФ от 11.08.1995 г. N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации"; факту выдачи заявителю Федеральной службой по оборонному заказу лицензий от 07.03.2008 г. N 899В, от 11.06.2013 г. N 002858 ВВТ-ОПР (бессрочная) на следующие виды деятельности: разработка вооружения и военной техники; производство и реализация вооружения и военной техники; ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники. Подобные лицензии выдаются только субъектам, обеспечивающим нужды обороны и безопасности для производства работ по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа; внесению заявителя в перечень стратегических предприятий (распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N1226-р, от 11.07.2012 г. N 1237-р), осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и систематически выполняющих государственной оборонный заказ на основании государственных контрактов.
По мнению заявителя, вышеуказанные обстоятельства подтверждают факт осуществления деятельности по выполнению им государственного оборонного заказа на спорном земельном участке в спорный налоговый период.
В силу ст.52 Земельного кодекса РФ, отчуждение земельного участка осуществляется при отсутствии ограничений их оборотоспособности, предусмотренных подп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, где указано, что участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, ограничены в обороте. Такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных Федеральными законами (абз.2 п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 05.02.2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Президент РФ утверждает перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента РФ. В указанный перечень включен заявитель под п/п N 14.
Согласно подп."б" п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", заявитель включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества.
В исполнение Закона N 317-ФЗ издан Указ Президента от 20.03.2008 г. N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвердивший приложением N 2 перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника, в который включен Заявитель под п/п 14.
Подпунктом "б" п.4 данного Указа Правительству РФ поручается наделить Госкорпорацию "Росатом" полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера в отношении акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, вплоть до внесения всех находящихся в федеральной собственности акций этих акционерных обществ в уставный капитал открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" в порядке оплаты дополнительных акций, размещаемых данным открытым акционерным обществом в связи с увеличением его уставного капитала.
Перечень акционерных обществ определен в приложении N 5 к Указу Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации", заявитель внесен в него под п/п 14.
Из вышеуказанных правовых актов следует, что приватизация заявителя осуществлялась в форме преобразования федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 13-ФЗ, Законом N 317-ФЗ, и принятыми в их исполнение Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, т.е. права акционера от имени Российской Федерацией реализует Госкорпорация "Росатом".
Распоряжением ТУ Росимущества в г.Москве от 16.07.2011 г. N 769 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" земельный участок, расположенный по адресу: Рязанский проспект, д.6А, г.Москва, внесен в перечень земельных участков, передаваемых при приватизации в уставный капитал заявителя, который в дальнейшем вместе с иным имуществом трансформировался в акции, находящиеся в собственности Российской Федерации, а затем внесенные посредством допэмиссии в уставный капитал ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" (город Москва), собственником (акционером) которого является Российская Федерация.
При этом положениями ст.ст.17 и 18 Закона N 317-ФЗ установлены основания формирования имущества Корпорации, которое, в т.ч., формируется из акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (город Москва), принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
Следовательно, передача Российской Федерацией в собственность акционерному обществу имущества, перевод имущества в акции и принятие 100% акций обратно в собственность Российской Федерации не свидетельствует о переходе имущества в собственность акционерного общества и утрате Российской Федерацией права собственности и управления над Заявителем, поскольку в указанных правоотношениях выступает одновременно в качестве продавца и покупателя государственного (федерального) имущества (п.2 ст.2 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Из смысла Закона N 317-ФЗ следует совмещение Госкорпорацией "Росатом" положений как субъекта частного права, так и функций федерального органа исполнительной власти по стратегическому и оперативному управлению, что свидетельствует о фактическом применении ею норм публичного права, выражается также в контроле ее деятельности и подведомственных ей организаций, обществ Счетной палатой Российской Федерации, представляющей интересы налогоплательщиков.
Данный вывод подтверждается следующими изданными нормативными актами: приказом Госкорпорации "Росатом" от 15.02.2012 г. N 1/113-П "Об утверждении Регламента процесса "Реструктуризации непрофильных имущественных комплексов, недвижимого имущества и акционерного капитала"; приказом Госкорпорации "Росатом" от 05.05.2012 г. N 1/392-П "Об утверждении Единого отраслевого порядка проведения проверок целевого и эффективного использования недвижимого имущества", заявитель поименован в п.46 Приложения N 2 к приказу; приказом Госкорпорации "Росатом" от 05.06.2012 г. N 1/488-П "Об утверждении Типового порядка осуществления сделок с недвижимым имуществом организациями отрасли", заявитель поименован в п.33 Приложения N 2; приказом Госкорпорации "Росатом" от 28.12.2012 г. N 1/1306-П "О планах компактизации имущественных комплексов организации отрасли", заявитель поименован в п.1 приказа; протокол Госкорпорации "Росатом" от 20.08.2012 г. N 1-10/20-РНА о принятии решения о реструктуризации недвижимого имущества путем продажи недвижимого имущества принадлежащего заявителю и расположенного по адресу: г.Москва, ул.Бронницкая, д.2/6; Московская обл., Раменский р-н, сельское поселение Никоновское, дер. Агашкино; протоколом Госкорпорации "Росатом" от 14.06.2013 г. N 1-10/49-РНА о принятии решения о реструктуризации имущественного комплекса - нежилых помещений и земельного участка под ними, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Михайлова, вл.31, стр.2,3,4, принадлежащих заявителю, путем его продажи; протоколом Госкорпорации "Росатом" от 31.07.2013 г. N 1-10/56-РНА о принятии решения о реструктуризации имущественного комплекса, расположенного по адресу: г.Москва, Рязанский пр., д.6А, принадлежащего заявителю путем его продажи.
Заявитель был приватизирован в порядке п.1 ст.13 Закона N 178-ФЗ путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Указанный способ первоначально предполагает лишь юридическое изменение формы собственности в отношении имущественного комплекса преобразуемого юридического лица с государственной или муниципальной собственности на частную, 100% акций преобразованного юридического лица остаются в собственности публичного образования (ст.37 Закона N 178-ФЗ), в последующем происходит приватизация акций преобразованного юридического лица путем передачи стороннему юридическому лицу. Согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона N 13-ФЗ для заявителя им является ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" (г.Москва).
Применение указанного способа приватизации в силу положения вышеуказанных правовых актов, по мнению заявителя, не повлекло утрату права собственности Российской Федерации, поскольку передача при приватизации федерального имущества не только в собственность государственных корпораций, но и в собственность акционерных обществ осуществляется с целью сохранения права собственности Российской Федерации в акционерном обществе.
Таким образом, исходя из смысла указанных правовых норм следует, что преобразование заявителя, имеющего важное стратегическое значение для обороны и безопасности Российской Федерации, осуществлялось на основе специального, индивидуального правового акта, единственным учредителем заявителя выступила Российская Федерация в лице федерального органа, которая наделила заявителя имуществом, передав его в собственность, а руководство и контроль передала своему представителю - Государственной корпорации напрямую и через подконтрольное ей акционерное общество ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" (г.Москва).
С учетом изложенного заявитель считает, что, несмотря на право собственности на спорный земельный участок, он получен им от собственника, который, на основании вышеуказанных правовых актов, осуществляет руководство заявителем, в том числе распоряжается спорным земельным участком.
Следовательно, по мнению заявителя, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь ст.ст.27, 93 Земельного кодекса РФ и ст.ст.69, 137, 138, 142, подпунктом 3 п.2 ст.389 Налогового кодекса РФ, отнес объект налогообложения налогоплательщика - ОАО "ПО "МЗ "Молния" - земельный участок по адресу: Рязанский проспект, д.6А, к объектам, которые не могут признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей ИФНС России N 21 по г.Москве, представителя ОАО "ПО "МЗ "Молния", поддержавших свои правовые позиции, суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене определения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 22.10.2013 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г.Москве по результатам камеральной налоговой проверки ОАО "ПО "МЗ "Молния" принято решение N 18526 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого ИФНС России N 21 по г.Москве предложила ОАО "ПО "МЗ "Молния" уплатить: недоимку в размере 34 214 516 руб.; штраф в размере 3 421 451 руб. 60 коп., предусмотренный п.1. ст.122. НК РФ, с учетом п.3 ст.114 НК РФ за неуплату земельного налога; пени по состоянию на 22.10.2013 г. в размере 1 477 211 руб. 79 коп. за несвоевременное перечисление.
20.12.2013 г. ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" получено решение по апелляционной жалобе N 21-19/130669 об оставлении жалобы ОАО "ПО "МЗ "Молния" на решение от 22.10.2013 г. N 18526 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 ст.389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что не признаются объектом налогообложения: земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Пунктом 1 ст.93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами".
В силу подп.2 п.2. указанной статьи, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов.
Согласно подп.5 п.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. Исключение из объектов налогообложения по земельному налогу земельных участков, ограниченных в обороте, связано с категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами. Таким образом, ограниченность земельных участков в обороте обуславливается нахождением их в федеральной или муниципальной собственности и использованием их для обеспечения нужд обороны и безопасности, возникая в этом случае в силу прямого указания закона, и не требует государственной регистрации.
Положения подп.3 п.2 ст.389 НК РФ аналогичны положениям подп.5 п.5 ст.27 ЗК РФ. Соответственно, для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной ФЗ N 61-ФЗ от 31.05.1996 г. "Об обороне", Законом Российской Федерации N 2446-1 от 05.03.1992 г. "О безопасности". При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В связи с этим, возможно отнесение земельных участков, ограниченных в обороте по указанным основаниям, как из земель обороны и безопасности, так и из земель иных категорий, в том числе земель населенных пунктов.
Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 3199/10 от 12.10.2010 г., решение вопроса о том, является ли указанный участок ограниченным в обороте, зависит от выяснения и таких обстоятельств, какие объекты расположены на данном участке, использует ли их общество в своей хозяйственной деятельности.
В подтверждение обстоятельства, что заявитель осуществляет производство работ для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, и является субъектом, обеспечивающим нужды обороны и безопасности, ОАО "ПО "МЗ "Молния" имеет: лицензию от 07.03.2008 г. N 899В, от 11.06.2013 г. N 002858 ВВТ-ОПР, выданную Федеральной службой по оборонному заказу; военное представительство Министерства обороны РФ N 1451.
Кроме того, согласно распоряжениям Правительства РФ от 20.08.2009 г. N 1226-р, от 11.07.2012 г. N 1237-р, заявитель в спорный налоговый период включен в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и систематически выполняющих государственной оборонный заказ на основании государственных контрактов, что не опровергается Инспекцией.
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в п.1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Изложенное означает, что при отсутствии у правопредшественника реорганизуемой организации обязанности по уплате земельного налога, в том числе при наличии права на соответствующую льготу, указанное право переходит к ее правопреемнику.
В соответствии с распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве от 16.06.2011 г. N 769 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния", ФГУП "ПО "МЗ "Молния" преобразовано в ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" (ОАО "ПО "МЗ "Молния"). ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" по всем правам и обязательствам. Форма собственности: код 61 - Собственность государственных корпораций по Классификатору форм собственности (ОКФС).
Распоряжением N 769 утвержден Устав заявителя, согласно которого, Общество учреждено Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с Распоряжением N 769, разделом 6 Устава, все имущество ФГУП "ПО "МЗ "Молния", в том числе недвижимое (земля) оценено и внесено учредителем в уставной капитал Заявителя в качестве обыкновенных акцией (именных). Пунктом 6.2 Устава установлено, что все акции Общества находятся в собственности Российской Федерации. Продажа и иные способы отчуждения акций, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляется на основании соответствующего федерального закона. Согласно п.9.1 Устава. единственным акционером Общества является Российская Федерация, которая, в силу п.9.2Д. и в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" и Уставом, принимает решения по вопросам компетенции Общего собрания акционеров.
Согласно п/п.13.6. Устава, члены Совета директоров избираются Общим собранием акционеров. В исполнение этого единственный акционер - ГК "Росатом" - избрал Совет директоров, представляющий интересы Российской Федерации, приказ от 07.11.2011 г. N 1/945-П.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.12.2011 г. N 3058-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния", находящиеся в федеральной собственности 2 881 732 акции ОАО "ПО "МЗ "Молния", что составляет 100% уставного капитала Общества, приватизированы путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал указанного общества.
В целях правового регулирование особенностей отношений, возникающих в процессе управления и распоряжения (в том числе при приватизации) имуществом и акциями организаций атомного энергопромышленного комплекса РФ принят ФЗ от 05.02.2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 1 ч.1 ст.3 названного Закона установлен перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента РФ (основного акционерного общества). В перечень утвержденный приложением N 5 к Указу Президента Российской Федерации от 27.04.2007 г. N 556 под п/п.14 внесен заявитель.
Частью 10 указанной статьи установлено, что земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям атомного энергопромышленного комплекса, подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным государственным учреждениям атомного энергопромышленного комплекса, передаваемым основному акционерному обществу, а также земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, вносимыми в уставный капитал основного акционерного общества, и необходимые для использования указанных объектов, передаются в собственность открытых акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ч.18 настоящей статьи, все акции основного акционерного общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Согласно ч.20 настоящей статьи, орган государственного управления использованием атомной энергии участвует в осуществлении от имени РФ прав акционера в отношении акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 27.04.2007 г. N 556 "О реструктуризации Атомного энергопромышленного комплекса" постановлено принять предложение Правительства Российской Федерации об учреждении открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (г.Москва), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, подпунктом "д" п.7 данного Указа утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", согласно приложению N 5, в котором заявитель поименован под п/п.14.
В целях реализации Указа Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" Правительство РФ приняло Постановление от 26.05.2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", 100% акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал находящегося в федеральной собственности имущества, предусмотренного Федеральным законом от 05 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пунктом 2 данного Постановления установлено: "преобразовать федеральные государственные унитарные предприятия согласно Приложению N 3 в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности, с последующим внесением в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" 50% акций плюс одной голосующей акции открытого акционерного общества, создаваемого путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения" (г.Москва), и всех находящихся в федеральной собственности акций других открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий согласно Приложению N 3 к настоящему Постановлению, в порядке оплаты дополнительных акций, размещаемых открытым акционерным обществом "Атомный энергопромышленный комплекс" в связи с увеличением его уставного капитала". В указанном Приложение N 3 под п/п 14 указан заявитель.
В силу подп."б" п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" N 317-ФЗ от 01.12.2007 г., Президент РФ утвердил перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Корпорация осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, к которому отнесен заявитель.
Подпунктом "а" п.1 ч.1 ст.18.6 ФЗ N 317 предусмотрена передача в качестве имущественных взносов РФ при создании Корпорации находящихся в федеральной собственности акции ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" (г.Москва).
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2008 г. N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Правительство РФ также приняло Постановление от 06.05.2008 г. N 346 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 369".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет от имени Российской Федерации права акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, указанных в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 26 мая 2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", вплоть до внесения всех находящихся в федеральной собственности акций этих акционерных обществ в уставный капитал открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" в порядке оплаты дополнительных акций, размещаемых этим открытым акционерным обществом в связи с увеличением его уставного капитала.
Согласно п.23 Устава ОАО "Атомэнергопром", утвержденного единственным акционером ОАО "Атомэнергопром" - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (приказ от 30.09.2010 г. N 1/290-П), все акции общества находятся в федеральной собственности или в собственности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29.09.2007 N 627 "О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности", Правительство РФ утвердило прилагаемое Положение об осуществлении от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности. Согласно п.1 указанного Положения Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет от имени РФ полномочия акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности. Пунктами 11 и 12 указанного Положения предусмотрено, что лица, избранные в установленном порядке в совет директоров акционерных обществ из числа кандидатов, выдвинутых акционером - Российской Федерацией, представляют Российскую Федерацию в совете директоров в порядке, установленном настоящим Положением.
Таким образом, из смысла вышеуказанных правовых актов, следует, что конечным собственником всех акций заявителя является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера осуществляет ГК "Росатом", что соответствует п.3 ст.125 ГК РФ которой установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФи муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Из этого следует, что все имущество заявителя принадлежит на праве собственности государственной корпорации "Росатом".
Ограничение земельных участков в обороте и их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Из п.4.2 Устава заявителя следует, что налогоплательщик осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а также для удовлетворения потребностей национальной экономики и получения прибыли.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "ПО "МЗ "Молния" является собственностью государственной корпорации, т.е. является собственностью государства и стратегическим оборонным предприятием, несущим определенные обязанности в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляет производственную деятельность, направленную на обеспечение нужд обороны и безопасности Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что, в соответствии со ст.ст.27, 93 ЗК РФ, и ст.ст.69, 137, 138, 142, пп.3 п.2 ст.389 Налогового кодекса РФ имущество налогоплательщика - ОАО "ПО "МЗ "Молния" - земельный участок по адресу: Рязанский проспект, д.6А, не может признаваться объектом налогообложения по земельному налогу, т.к. является ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и принадлежит государству, являясь собственностью государственной корпорации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, правомерно признал обоснованными требования, заявленные ОАО "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" к ИФНС России N 21 по г.Москве.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что определение суда принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, доводы апелляционной жалобы направлены по существу на переоценку доказательств по делу, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2014 г. по делу N А40-39985/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39985/2014
Истец: ОАО "ПО "МЗ "Молния", ОАО ПО Машиностроительный завод Молния
Ответчик: ИФНС России N21 по г. Москве, Федеральная налоговая служба N 21 по г. Москве