город Омск |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А70-8694/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Смольниковой М.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ветюговой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6830/2014) общества с ограниченной ответственностью "Исток" на определение Арбитражного суда Тюменской области от 02 июня 2014 года (судья Доронин С.А.), вынесенное по результатам рассмотрения ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Исток" (ИНН 7203195372, ОГРН 1077203031091) о признании плана внешнего управления недействительным по делу N А70-8694/2013 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Контраст" (ОГРН 1096674018110, ИНН 6674339256)
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Исток" - Захаров Е.С. по доверенности от 25.08.2014, после перерыва не явился;
установил:
определением Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2014 по делу N А70-8694/2013 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Контраст" (далее - ООО "Контраст", должник) введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Лосев Вадим Анатольевич.
Общество с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток", кредитор) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с ходатайством о признании плана внешнего управления недействительным.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.06.2014 по делу N А70-8694/2013 в удовлетворении ходатайства отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "Исток" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- план внешнего управления должник не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 106 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и Приказом Минэкономразвития России и ФСФО России от 28.06.2011 N 211/295 "О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002", а также основан на недостоверных данных, направленных на искажение возможности восстановления финансового состояния должника;
- утверждение плана внешнего управления решением собрания кредиторов не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании его недействительным, поскольку возможность обратиться с заявлением о признании плана внешнего управления недействительным предусмотрена пунктом 6 статьи 107 Закона о банкротстве.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Внешний управляющий должника, иные лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Исток" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 28.08.2014, объявлялся перерыв до 04.09.2014. Информация о перерыве размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
После перерыва представитель ООО "Исток" не явился, апелляционная жалоба на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ рассмотрена без его участия.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав до перерыва представителя ООО "Исток", проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены определения Арбитражного суда Тюменской области от 02.06.2014 по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что план внешнего управления утвержден собранием кредиторов, решение которого имеет приоритетное значение при оценке плана внешнего управления на стадии его принятия. При этом ООО "Исток" не представило доказательств, что план внешнего управления нарушает права кредитора и законные интересы должника. Суд указал, что при обсуждении плана внешнего управления на собрании кредитор - ООО "Исток" - не представило собранию кредиторов, управляющему свои возражения с заключением специалиста по плану внешнего управления. Поэтому представленное ООО "Исток" в обоснование своих требований заключение не принято судом первой инстанции. Кроме того, суд указал, что план внешнего управления может быть изменен при наличии к тому оснований.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее:
В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Закона о банкротстве план внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены.
Из обжалуемого определения усматривается, что в нем отсутствует какой-либо анализ представленного плана внешнего управления с точки зрения его реальности и исполнимости.
Суд первой инстанции указал на утверждение плана собранием кредиторов, решение которого, по его мнению, имеет приоритетное значение при оценке плана внешнего управления.
То есть фактически суд первой инстанции уклонился от анализа положений плана внешнего управления по восстановлению финансового состояния должника, в том числе и, от анализа возможности его исполнения.
Между тем, факт утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов не предоставляет суду права уклониться от анализа плана внешнего управления в случае его оспаривания.
Поэтому вывод суда первой инстанции в соответствующей части признается судом первой инстанции неправильным.
Относительно остальных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
Статьей 106 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок (пункт 2 статьи 106 Закона о банкротстве).
Это означает, что план внешнего управления должен содержать перечень мероприятий и срок осуществления мероприятий с тем, чтобы кредиторы имели возможность контролировать его исполнение в будущем.
В статье 109 Закона о банкротстве определен перечень мер по восстановлению платежеспособности, к которым в частности относятся такие меры как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций должника, продажа предприятия должника, замещение активов должника и иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Из материалов дела следует, что 11.03.2014 внешним управляющим был разработан план внешнего управления, который утвержден собранием кредиторов 11.04.2014.
В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства о банкротстве целью разработки плана внешнего управления является восстановление платежеспособности предприятия, включающее в себя погашение имеющейся у него задолженности перед кредиторами и продолжение осуществления своей устойчивой производственной деятельности как рентабельного предприятия.
Исследовав представленный план внешнего управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в нем отсутствует обоснование действительной возможности рассчитаться с кредиторами в установленный в плане срок и продолжить осуществление хозяйственной деятельности.
Из плана внешнего управления усматривается, что мерами по восстановлению платежеспособности должника выступают реализация непрофильного актива (6 000 000 руб.), взыскание дебиторской задолженности (8 743 751 руб. 90 коп.), заемные кредитные средства (10 000 000 руб.), строительство многоквартирного жилого дома (111 617 642 руб. 94 коп.) (том 22 лист дела 85).
Основной мерой по восстановлению платежеспособности является строительство многоквартирного жилого дома (пункт 6 плана внешнего управления).
Так, в плане отражено, что у должника имеется земельный участок, предоставленный на основании договора аренды под строительство, поданы документы на получение разрешения на строительство. Далее будет разработана проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома и начато строительство с привлечением генподрядной организации. На должника будет возложена только функция заказчика (застройщика) с созданием необходимого для соответствующей деятельности плана.
Все функции по поставке и объемам строительных материалов для ведения строительства будут возложены на генподрядную организацию, с которой будут заключены соответствующие договоры. Выбор генподрядной организации будет произведен на условиях тендерного отбора.
Для осуществления строительства ООО "Контраст" планирует открыть кредитную линию в банке для поэтапного финансирования строительства.
Реализация квартир будет осуществляться путем продажи жилых и нежилых помещений в строящемся здании на свободном рынке недвижимости. Часть помещений планирует приобрести Муниципальное образование пос. Голышманово по цене 35 000 руб. за кв.м.
Разработка проектной документации по объекту "строительство жилого дома" планируется с мая по август 2014 года (с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы).
Начало строительства по плану внешнего управления должно определено как июль 2014 года, окончание - ноябрь 2015 года.
Начало реализации (продажи) площадей - 01.11.2014 (через 6 месяцев после начала строительства).
Проведя анализ указанной меры по восстановлению платежеспособности должника, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в данной части план внешнего управления является неисполнимым.
Как усматривается из плана внешнего управления, у должника отсутствует разрешение на строительство, документы на получение разрешения только поданы (пункт 2.6.2 плана). При этом доказательств такой подачи в деле нет и не может быть, с учетом того, что у должника отсутствует утвержденная проектная документация на строительство, которая является необходимым условием получения разрешения на строительство.
Мероприятие по разработке проектной документации заложено в составную часть расходов по строительству дома.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории.
Согласно подпункту 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладываются материалы, содержащиеся в проектной документации, а также положительное заключение экспертизы проектной документации (пункт 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в плане внешнего управления, разработанная проектная документация с положительным заключением экспертизы у должника отсутствует.
Проектная документация только запланирована к разработке на май-август 2014 года (пункт 3.2 плана).
Таким образом, факт действительной возможности получения разрешения на строительство внешним управляющим не доказан.
Далее, относительно хода выполнения строительных работ суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
В плане внешнего управления установлен начальный срок выполнения работ - июль 2014 года (пункт 3.2 плана).
При этом проектная документация предположительно будет готова только в августе 2014 года.
Планом внешнего управления в составе проектной документации предполагается разработка сметной документации, на основании которой будет определяться стоимость работ, включаемая как цена в договоры подряда.
То есть без сметной документации стоимость и объем подрядных работ будет определить невозможно.
Учитывая, что на момент начала строительства проектная документация может быть не готова, возможность заключить договоры на выполнение строительства дома подряда без стоимости и объема выполнения необходимых работ отсутствует.
Кроме того, застройщик планирует привлечь генподрядчика на строительства, выбранного по результатам тендера.
При этом в отсутствие проектной документации проведение такого тендера невозможно.
По условиям плана внешнего управления источником финансирования для строительства является кредит в сумме 10 000 000 руб.
Однако стоимость строительства, по данным внешнего управляющего составляет около 90 000 000 руб.
Доказательств готовности какого-либо подрядчика прийти на подряд при таком уровне первоначального финансирования в плане внешнего управления нет.
Остальное финансирование поставлено исключительно в зависимость от продажи квартир еще в ходе строительства. При этом обоснование реальности спроса в плане внешнего управления отсутствует.
В плане отсутствует обоснование нормативных сроков строительства аналогичных объектов.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что по условиям плана внешнего управления все функции по поставке и объемам строительных материалов для ведения строительства будут возложены на генподрядную организацию.
То есть заказчик должен будет оплатить все расходы генподрядной организации.
Из плана внешнего управления усматривается, что себестоимость строительства, в которую входят все затраты генподрядчика (стоимость строительных материалов, зарплата рабочих, транспортные, накладные расходы, плановые накопления, затраты субподрядной организации) составляет 80 760 000 руб. (том 22 лист дела 55), а рыночная стоимость объекта строительства составляет 96 240 000 руб. (том 22 лист дела 55).
То есть фактически прибыль от реализации помещений составит не более 15 480 000 руб. (96 240 000 руб. - 80 760 000 руб.), а не 111 617 642 руб. 94 коп., как указано в плане внешнего управления.
Свыше 13 миллионов (13 994 200 руб. 90 коп.) в план внешнего управления заложено расходов на процедуру (том 22 лист дела 88).
Таким образом, даже если допустить, что все необоснованные с точки зрения исполнимости мероприятия будут выполнены, то будет выручено не более 17 миллионов рублей (15 480 000 руб.- 13 994 200 руб. 90 коп. +6 000 000 +8 743 751 руб. 90 коп), тогда как в реестр требований кредиторов включены требования в сумме 25 321 947 руб. 36 коп.
При этом должник планирует на начальном этапе строительства для его осуществления открыть кредитную линию в банке, в дальнейшем оплата работы планируется за счет реализации площадей (с 01.11.2011) (том 22 лист дела 52).
Между тем внешним управляющим не учтено следующее:
Как усматривается из плана внешнего управления, которые планируется направить на строительство, составляют 10 000 000 руб. (том 22 лист дела 85).
Вместе с тем в плане внешнего управления не отражено наличие каких-либо соглашений с банками о возможном открытии кредитной линии для должника на сумму 10 000 000 руб.
У должника отсутствуют активы, которые могли бы быть обеспечением в целях выдачи кредита.
Должник находится в процедуре внешнего управления, в связи с чем выдача кредита банком без гарантии является невозможной.
Более того, внешний управляющий ссылается на возможность реализации помещений через 6 месяцев после начала строительства.
При этом сведения о стоимости помещений на данном этапе строительства (в такой степени строительной готовности) в плане внешнего управления отсутствуют.
Из таблицы 42 невозможно установить, в какой степени готовности недвижимость выставлена на продажу.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что фактически оплата работ, выполненных генподрядчиком, будет произведена заказчиком в размере 10 000 000 руб., а дальнейшая оплата будет производиться только за счет денежных средств, поступающих от реализации помещений.
В такой ситуации в плане внешнего управление должно быть отражено согласие генподрядной организации на такой способ финансирования.
Однако в плане внешнего управления такие сведения отсутствуют, лица, участвующие в деле, также не представили сведений о наличии такого согласия генподрядчика.
Тем более у должника не остается никаких ресурсов для продолжения хозяйственной деятельности, при этом доказательств ведения этой деятельности до введения внешнего управления в плане внешнего управления также нет.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что план внешнего управления в части строительства многоквартирного жилого дома, как меры по восстановлению платежеспособности должника и сохранения его хозяйственной деятельности, является неисполнимым.
Причем план внешнего управляющего не просто не отвечает признаку исполнимости, но является заведомо неисполнимым.
Продление срока банкротства в рассматриваемом случае повлечет затягивание процедуры банкротства, увеличение текущих расходов на ее проведение, и, как следствие, уменьшение конкурсной массы, за счет которой погашаются требования кредиторов, что не может не нарушать права и законные интересы конкурсного кредитора ООО "Исток".
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что внешний управляющий никаких возражений по существу доводов кредитора о неисполнимости и противоречивости плана внешнего управления не представил.
Поскольку данный план противоречит требования закона к содержанию этого плана (меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника), не содержит достоверного обоснования возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок, данный план подлежит признанию недействительным.
Если план в действительности был направлен на исполнение каких-либо социальных обязательств должника и имеет иное смысловое наполнение, чем указано в самом плане, то данные обстоятельства должны были быть раскрыты в нем с тем, чтобы у суда была возможность оценить баланс интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также публичных интересов.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6830/2014) общества с ограниченной ответственностью "Исток" удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 02 июня 2014 года по делу N А70-8694/2013 (судья Доронин С.А.) отменить.
Разрешить вопрос по существу.
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Исток" (ИНН 7203195372, ОГРН 1077203031091) удовлетворить.
Признать плана внешнего управления общества с ограниченной ответственностью "Контраст" (ОГРН 1096674018110, ИНН 6674339256) недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
М.В. Смольникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8694/2013
Должник: ООО "КОНТРАСТ"
Кредитор: Надеин Олег Владимирович
Третье лицо: а/у Лосев В. А., Валова Ольга Николаевна, ГОРОДСКОЕ АДРЕСНОЕ БЮРО УФМС России по Свердловской области, ЗАО "ТЮМЕНЬАГРОПРОМБАНК", Заркытое акционерное общество "ТЮМЕНЬАГРОПРОМБАНК", Межрайонная ИФНС России N14 по Тюменской области, Начальник районного отдела судебных приставов ЦАО г. Тюмени старший судебный пристав государственный советнк юстиции РФ 3 класса О. А. Кривошеева, НП "СРО АУ "Континент", ОАО "Сбергбанк", Общество с орграниченной ответственностью ПКФ "Тюменьстройиндустрия", ООО "Апрель", ООО "Ателье восточного дизайна", ООО "Голышмановотеплоцентр", ООО "Исток", ООО "ФОРТ", Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Тюменской области, откртое акционерное общество "Сбергбанк", Попов Сергей Анатольевич, Рябченко Андрей Васильевич, Свистунов Владимир Прокопьевич, Сергиенко Михаил Поликарпович, Судебный пристав-исполнитель районного отдела судебных приставов ЦАО г. Тюмени Гилева О. А., Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Голышмановский район, Управление Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, Федеральная налоговая служба России, Центральный районный суд г. Тюмени, Временный управляющий Лосев В. А., Гулятьев Георгий Семенович, Директор ООО "Контраст" Нигматулин И. М., Мендалёва Наталия Александровна
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15766/18
16.12.2014 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8694/13
11.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6830/14
25.07.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2867/14
16.09.2013 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8694/13