г. Москва |
|
16 сентября 2014 г. |
Дело N А41-16673/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Разбоев О.А., по доверенности от 30.12.2013,
от заинтересованного лица - Конюхов А.А., по доверенности от 20.12.2013 N 327-04/259,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-УПФР N 27 по г.Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2014 года по делу N А41-16673/14, принятое судьей Захаровой Н.А., по заявлению ЗАО "Фокинская Кампания" (ИНН 2512004259, ОГРН 1022500576383) к ГУ-УПФР N 27 по г.Москве и Московской области о признании недействительным требования N 558 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.01.2014,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фокинская Кампания" (далее - ЗАО "Фокинская Кампания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г.Москве и Московской области (далее - ГУ-УПФР N 27 по г. Москве и Московской области, пенсионный фонд) о признании недействительным требования N 558 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.01.2014.
Решением от 19 июня 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУ-УПФР N 27 по г. Москве и Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель пенсионного фонда указал, что в отличии от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Поэтому управление вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до погашения основного обязательства по уплате страховых взносов.
Представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Указал, что сумма пеней в размере 358 019 рублей 77 копеек, отраженная в требовании от 24.01.2014 N 558, не соответствует действительности, ввиду чего требование является недействительным.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, в адрес общества пенсионным фондом 24.02.2014 было направлено требование N 558 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.01.2014 со сроком уплаты до 09.02.2014 в виде недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 0 рублей 27 копеек и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 274 243 рублей 10 копеек и на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 83 776 рублей 67 копеек.
В указанном требовании пенсионным фондом предложено ЗАО "Фокинская Кампания" указанную задолженность по страховым взносам и пени оплатить в срок до 09.02.2014.
Согласно требованию N 558 у ЗАО "Фокинская Кампания" имеется недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 0 рублей 27 копеек и пени в сумме 358 019 рублей 77 копеек.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ЗАО "Фокинская Кампания" в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности требования от 24.01.2014 N 558 в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу статьи 5 Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно статье 15 Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частью 1 статьи 18 названного Закона установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 данного Закона следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании статьи 22 Закона "О страховых взносах" при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 данного Закона понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 2 статьи 22 Закона "О страховых взносах").
Согласно части 5 статьи 22 названного Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 данного Закона.
В соответствии со статьей 25 Закона "О страховых взносах" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно материалам дела в оспариваемом требовании отсутствует расчет пени, ставки, периоды, за которые начислены пени, а также отсутствуют сведения о сумме задолженности, на которую исчисляются пени.
Как следует из пояснений представителя пенсионного фонда, и установлено судом первой инстанции, недоимка в размере 0 рублей 27 копеек, указанная в требовании, является следствием особенностей работы программного обеспечения, не имеет отношения к требованию и не имеет юридического значения, а также не подлежит уплате.
На основании изложенного сумма пени в требовании в размере 358 019 рублей 77 копеек начислена необоснованна.
При этом в материалах дела отсутствует документ о выявлении недоимки, на основании которого рассчитаны пени, что также свидетельствует о необоснованности суммы пени.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого требования от 24.01.2014 N 558 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 27 по г.Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 по делу N А41-16673/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16673/2014
Истец: ЗАО "Фокинская Кампания"
Ответчик: ГУ-УПФР N27 по городу Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ-УПФР N27 по г. Москве и Московской области