г. Красноярск |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А33-19069/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Юденковой Галины Сергеевны): Гурской Л.А., представителя на основании доверенности от 21.10.2013, паспорта (до и после перерыва);
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Го-Вин-Му К.А., представителя на основании доверенности от 09.01.2014, служебного удостоверения (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Юденковой Галины Сергеевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "05" июня 2014 года по делу N А33-19069/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
индивидуальный предприниматель Юденкова Галина Сергеевна (ИНН 246111446554, ОГРНИП 312246818500221) (далее - ИП Юденкова Г.С., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в соответствии с требованием статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) (далее - ДМИиЗО, ответчик) о признании недействительным отказа (оформленного письмом от 05.08.2013 исх. N 10-6641) в продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Кутузова, 81а, об обязании ответчика восстановить нарушенные права заявителя путем продления вышеуказанного договора аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Кировского района в городе Красноярске, Департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - Департамент градостроительства); муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.06.2014 по делу N А33-19069/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Юденкова Г.С. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик при принятии решения об отказе в продлении договора аренды земельного участка вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку не имел правовых оснований для анализа соблюдения предпринимателем порядка размещения временного сооружения, установленного постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55; данные полномочия отнесены к компетенции Департамента градостроительства.
Администрация Кировского района в городе Красноярске, Департамент градостроительства, муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 24.07.2014 о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения 25.07.2014 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru) явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02 сентября 2014 года объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 08 сентября 2014 года в целях предложения ДМИиЗО обеспечить явку представителя ответчика в судебное заседание. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации Кировского района в городе Красноярске от 03.09.2010 N 1172 "О разрешении размещения временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) Черных В.А." индивидуальному предпринимателю Черных Виктору Александровичу разрешено размещение временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) площадью 50,00 кв.м. на земельном участке площадью 126,00 кв.м., расположенном по адресу:
г. Красноярск, ул. Кутузова, д. 81А, на срок до 01.09.2011.
Распоряжением администрации Кировского района в городе Красноярске от 08.11.2011 N 1001 "О продлении срока размещения временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) Черных В.А." индивидуальному предпринимателю Черных Виктору Александровичу продлен срок размещения временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) площадью 50,00 кв.м. на земельном участке площадью 126,00 кв.м., расположенном по адресу:
г. Красноярск, ул. Кутузова, 81А (распоряжение руководителя администрации Кировского района в городе Красноярске от 03.09.2010 N 1172), до 01.09.2012.
Распоряжением администрации Кировского района в городе Красноярске от 09.04.201 N 344 "О внесении изменения в распоряжение руководителя администрации района от 08.11.2011 N 1001" внесены изменения в пункт 1 распорядительной части распоряжения от 08.11.2011 N 1001, дата 01.09.2012 заменена датой 01.09.2016.
03.07.2012 между Юденковой Галиной Сергеевной (покупатель) и Черных В.А. (продавец) подписан договор купли-продажи павильона, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 81А, площадью 50 кв.м.
18.07.2012 на основании договора купли-продажи павильона исполняющим обязанности руководителя администрации Кировского района в г. Красноярске издано Распоряжение за N 729 "О внесении изменений в распоряжение руководителя администрации района от 08.11.2011 N 1001", которым внесены изменения в распоряжение от 08.11.2011 N 1001. Заголовок распоряжения изложен в редакции: "О продлении срока размещения временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) Юденковой Г.С.". В абзаце 1 п. 2 распорядительной части распоряжения от 08.11.2011 N 1001 слова "индивидуальному предпринимателю Черных В.А." заменены словами "Юденковой Г.С.". Пункт 1 распорядительной части распоряжения изложен в следующей редакции: "Продлить срок размещения временного сооружения (павильон для оказания услуг населению) площадью 50,0 кв. м на земельном участке площадью 126,0 кв.м, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 81А, на срок до 01.09.2016 Юденковой Галине Сергеевне".
На основании распоряжения администрации Кировского района в городе Красноярске от 18.07.2012 N 729 между Юденковой Г.С. и ДМИиЗО заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2012 N 1761 в отношении земельного участка с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 06 00 081:0032, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 81А, для использования его в целях размещения временного сооружения (павильона для оказания услуг населению) в границах, указанных в плане Участка, прилагаемого к Договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 126 кв.м.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен с 18.07.2012 по 16.07.2013.
Земельный участок передан Юденковой Г.С. по акту приема-передачи, датой фактической передачи земельного участка во владение и пользование арендатору принято считать 03.07.2012.
На обращение заявителя от 16.07.2013 о продлении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 81А, ответчик письмом от 05.08.2013 N 10-6641 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги" отказал в продлении срока аренды земельного участка, со ссылкой на то, что земельный участок, занимаемый временным сооружением - павильоном на основании распоряжения администрации Кировского района в городе Красноярске от 18.07.2012 N 729, входит в границы земельного участка, который предварительно согласован под место размещения детского сада на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 02.07.2013 N 1612-арх.
Распоряжением администрации города Красноярска от 04.10.2013 N 2425-арх земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0600081: 1476 площадью 8522 кв.м., в том числе 1 571 кв.м. - охранная зона инженерных сетей, расположенный адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 81, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление капитального строительства" для строительства детского сада и инженерного обеспечения объекта.
Распоряжением администрации города Красноярска от 14.03.2014 N 450-арх признаны утратившими силу распоряжения руководителя администрации Кировского района в городе Красноярске от 08.11.2011 N 1001, от 09.04.2012 N 344, от 18.07.2012 N 729.
Полагая, что отказ МИиЗО в продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу г. Красноярск, Кировский район, ул. Кутузова, 81А, выраженный в письме от 05.08.2013 N 10-6641 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги", противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части оспариваемого судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого заявителем отказа (оформленного письмом от 05.08.2013 исх. N 10-6641) в продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Кутузова, 81а.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Подпунктом 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Соответственно, урегулирование порядка, сроков и установления механизма взаимодействия между органами при решении вопроса о выдаче/продлении разрешения на размещение временных сооружений, а также механизма восстановления нарушенных прав и законных интересов должно иметь место в нормативных актах органа местного самоуправления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 58 Устава города Красноярска (принят Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62), в пределах полномочий Главы города и администрации города, установленных федеральными законами, законами края, настоящим Уставом, решениями городского Совета, издаются соответственно постановления и распоряжения администрации города, подписываемые Главой города, а также распоряжения администрации города, подписываемые заместителями Главы города (часть 1). Указанные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не предусмотрено иное. Данные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в срок до 15 дней со дня их издания, и вступают в силу со дня их официального опубликования (часть 2).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В целях упорядочения процесса размещения временных сооружений на территории г. Красноярска постановлением администрацией города Красноярска от 09.02.2010 N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 55), действующее в спорный период времени.
Положением N 55 подробно регламентирован процесс предоставления (продления срока) разрешения на установку сооружений временного характера, который, с одной стороны, обеспечивает соблюдение принципов градостроительной деятельности, а с другой, не допускает произвольного запрета в возведении объектов некапитального строительства.
Согласно пункту 2.11 указанного Положения, продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в Уполномоченный орган.
В силу пункта 2.12 Положения N 55 уполномоченный орган при наличии оснований для отказа в продлении срока размещения временного сооружения, предусмотренных пунктом 2.14 настоящего Положения, готовится отказ в продлении срока размещения временного сооружения, либо заключает договор на размещение временного сооружения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ИП Юденкова Г.С. размещает временное сооружение (павильон), расположенное по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Кутузова, 81а, на основании распоряжением администрации Кировского района в г. Красноярске от 08.11.2011 N 1001 (с изменениями и дополнениями от 09.04.2012, от 18.07.2012). Срок размещения временного сооружения установлен до 01.09.2016.
Договор на размещение временного сооружения является основанием для заключения договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением (пункт 2.2 Положения N 55).
В соответствии с пунктом 1 распоряжения администрации города Красноярска от 23.05.2013 N 110-р "Об утверждении Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска" ДМИиЗО является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по заключению (продлению) договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования города Красноярска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Красноярска определяется Административным регламентом, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 21.12.2012 N 269-р (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2 указанного Административного регламента заявителями на предоставление муниципальной услуги являются физические или юридические лица, обладающие правом аренды земельных участков на основании правовых актов администрации города Красноярска или договора на размещение временного сооружения (в случае предоставления земельного участка для размещения временного сооружения), либо их уполномоченные представители.
Пунктом 13 Административного регламента определен перечень документов, которые необходимо представить заявителю для получения указанной муниципальной услуги.
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в заключении (продлении) договора аренды земельного участка установлены пунктом 17 указанного Административного регламента, а именно:
- отсутствие у заявителя оформленного в установленном порядке права аренды земельного участка;
- поступившая в Департамент от уполномоченных органов официальная информация о том, что представленные на рассмотрение документы являются поддельными;
- наличие сведений (решений) уполномоченных органов о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством;
- наличие определения или решения суда о приостановлении действий с объектом недвижимого имущества на срок, установленный судом;
- наличие несоответствия сведений о земельном участке и расположенных на нем объектах сведениям в представленных документах;
- поступление от заявителя или уполномоченного им лица письменного заявления о прекращении действий по заявлению или о возврате документов без их рассмотрения;
- непредставление или представление заявителем не в полном объеме документов, указанных в пунктах 13, 14 настоящего Регламента, за исключением документов, которые запрашиваются Департаментом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- непредставление заявителем документов по оформлению прав на земельный участок, занимаемый временным сооружением (кроме земельных участков, занимаемых индивидуальными металлическими гаражами, сезонными кафе, передвижными торговыми точками);
- поступление заявления о продлении договора аренды земельного участка, заключенного между заявителем и структурными подразделениями администрации города, осуществлявшими распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования города Красноярска, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, до даты передачи этих функций Департаменту.
Указанный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Как следует из материалов дела, 16.07.2013 ИП Юденкова Г.С. обратилась в ДМИиЗО с заявлением о продлении договора аренды земельного участка по адресу г. Красноярск, Кировский район, ул. Кутузова, 81А, на котором расположено временное сооружение предпринимателя.
Письмом от 05.08.2013 исх. N 10-6641 ответчик отказал заявителю в продлении договора аренды вышеуказанного земельного участка со ссылкой на то, что земельный участок, занимаемый временным сооружением предпринимателя входит в границы земельного участка, который предварительно согласован под размещение детского сада муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 02.07.2013 N1612-арх). Указанное обстоятельство в силу пункта 2.14 Положения N55 является основанием для отказа в продлении срока разрешения на размещение временного сооружения (заключения договора на размещение временного сооружения).
Вместе с этим, системный и буквальный анализ вышеуказанных положений позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что ответчик не наделен правом осуществлять проверку соблюдения заявителем порядка размещения временного сооружения в соответствии с Положением N 55, в том числе, на предмет наличия оснований для отказа в продлении срока разрешения на размещение временного сооружения. Указанные полномочия входят в компетенцию Департамента градостроительства.
Оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в заключении (продлении) договора аренды земельного участка установлены пунктом 17 указанного Административного регламента (на момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением) судом апелляционной инстанции не установлено.
Указание ответчика на то, что земельный участок, занимаемый временным сооружением предпринимателя, входит в границы земельного участка, который предварительно согласован под размещение (строительство) детского сада муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (на основании распоряжения администрации города Красноярска от 02.07.2013 N 1612-арх) не принимается судом апелляционной инстанции как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела. Из представленных в материалы дела доказательств (распоряжения администрации Кировского района в городе Красноярске от 08.11.2011 N 1001; распоряжения администрации города Красноярска от 02.07.2013 N 1612-арх; договора аренды земельного участка от 17.09.2012 N 1761; выкопировки из топографического плана) однозначно установить факт наложения спорных земельных участков не представляется возможным. Иных доказательств, подтверждающих факт наложения спорных вышеуказанных земельных участков ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Ссылка ответчика в отзыве на апелляционную жалобу о том, что основанием для отказа в предоставлении услуги послужило наличие несоответствия сведений о земельном участке и расположенных на нем объектах сведениям в представленных документах, не принимается судом апелляционной инстанции. Указанное обстоятельство не отражено в качестве отказа в оспариваемом решении. Кроме того, того ответчик не мотивировал в чем выразилось несоответствие.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно признал решение ДМИиЗО, связанное с отказом в продлении договора аренды земельного участка, на котором расположено временное сооружение заявителя, законными и не нарушающими права и законные интересы предпринимателя.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав решение органа местного самоуправления незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом, применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
В качестве восстановительной меры предприниматель просит суд обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как указано выше, договор аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением, может быть заключен (продлен) только в том случае, если у заявителя есть законное (оформленное в установленном порядке) право на аренду испрашиваемого земельного участка, а именно: наличие разрешения на размещение временного сооружения - акт администрации города Красноярска или договор на размещение временного сооружения.
При отсутствии указанных правоустанавливающих документов, данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды земельного участка (пункта 17 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, распоряжением администрации города Красноярска от 14.03.2014 N 450-арх признаны утратившими силу распоряжения руководителя администрации Кировского района в городе Красноярске от 08.11.2011 N 1001, от 09.04.2012 N 344, от 18.07.2012 N 729, на основании которых предпринимателем размещено принадлежащее ему на праве собственности временное сооружение. Указанное распоряжение администрации города Красноярска от 14.03.2014 N 450-арх заявителем в судебном порядке не оспорено.
Таким образом, какая-либо восстановительная мера не может быть применена судом, поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции у ИП Юденковой Г.С. отсутствуют правоустанавливающие документы (разрешение на размещение временного сооружения), позволяющие претендовать на заключение (продление) договора аренды земельного участка.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ДМИиЗО в пользу ИП Юденковой Г.С. подлежит взысканию 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (200 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы).
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2014 года по делу N А33-19069/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, выраженный в письме от 05.08.2013 N 10-6641 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги".
Взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу индивидуального предпринимателя Юденковой Галины Сергеевны 300 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19069/2013
Истец: Юденкова Галина Сергеевна
Ответчик: департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Третье лицо: администарция Кировского района г. Красноярска, Департамент градостоительства администрации г. Красноярска, МКУ "Управление капитального строительства"