г. Москва |
|
17 сентября 2014 г. |
Дело N А40-38763/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола помощником судьи Красиковой А.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФТС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2014 по делу N А40-38763/14, принятое судьей Кузиным М.М. (149-332)
по заявлению ФТС России (121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5)
к ФАС России (123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11)
третьи лица: 1) ООО "Сквирэл" (613153, Кировская обл., г. Слободской, ул. Городищенская, 30); 2) ЗАО "Сбербанк-АСТ" (127055, Москва, ул. Новослободская, 24, 2)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Маметова И.Р. по доверенности от 26.12.2013; |
от ответчика: |
Селиванов М.М. по доверенности от 06.12.2013; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2)не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ФТС России с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы России от 18 декабря 2013 года по делу N К-2437/13 о нарушении законодательства РФ о размещении заказов.
В качестве третьих лиц привлечены ООО "Сквирэл", ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Решением суда от 06.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился заявитель - ФТС России и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Ответчиком представлены письменные пояснения.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене оспариваемого решения заявителем не пропущен.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Федеральная таможенная служба 7 ноября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru разместила извещение N 08-497/170 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку шапок из овчины мужских и женских (далее - Аукцион).
05 декабря 2013 г. согласно Протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0173100001513000176-3 победителем аукциона признано ООО "Маджестик М" (т.1 л.д.80-82).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Сквирэл" от 2 декабря 2013 г. N 123 на действия комиссии ФТС России по размещению заказов (далее - Аукционная комиссия) по отказу в допуске Заявителя к участию в Аукционе.
18 декабря 2013 г. ФАС России по результатам рассмотрения данной жалобы вынесено решение по делу N К-2437/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов (далее - Решение), согласно которому жалоба ООО "Сквирэл" признана обоснованной, в действиях Аукционной комиссии признано нарушение части 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), в действиях Заказчика (ФТС России) признано нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
На основании Решения 18 декабря 2013 г. ФАС России выдано предписание по делу N К-2437/13 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (далее - Предписание), согласно которому предписано:
- Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол подведения итогов от 5 декабря 2013 г. N 0173100001513000176-3, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28 ноября 2013 г. N 0173100001513000176-1 (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов;
- Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 Предписания отменить протокол проведения Аукциона от 2 декабря 2013 г. N 0173100001513000176-2, назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона, уведомить участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, протокола проведения Аукциона от 2 декабря 2013 г. N 0173100001513000176-2, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам размещения заказа, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
- Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам размещения заказа, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 Предписания;
- Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданных участниками размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом Решения;
- Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 Предписания и продолжить проведение Аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного 2 декабря 2013 г. участником размещения заказа с номером заявки 6191306, то есть с 7 199 000,00 руб. В случае отсутствия при продолжении проведения Аукциона предложений о снижении размера последнего (минимального) предложения о цене контракта, предложение участника размещения заказа с номером заявки 6191306 считать лучшим;
- Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом Решения;
- уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 1 января 2014 г. исполнить Предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения Предписания.
В указанный срок ФТС России исполнила Предписание ФАС России. 14 января 2014 г. процедура размещения заказа была возобновлена со статуса пересмотра протокола рассмотрения первых частей заявок.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме составлен Протокол от 21 января 2014 г. N . 0173100001513000176-1 (т.1 л.д.83), согласно которому все участники размещения заказа допущены к участию в Аукционе.
Согласно Протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 28 января 2014 г. N 0173100001513000176-3 (т.1 л.д.85-86) на процедуру рассмотрения были представлены вторые части заявок ООО "Маджестик М" и ЗАО "РОМЕКО". По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе комиссия ФТС России по размещению заказов приняла решение об их соответствии требованиям Аукционной документации. ООО "Маджестик М" признано победителем открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку шапок из овчины мужских и женских.
В настоящее время между ФТС России и ООО "Маджестик" заключён государственный контракт на поставку шапок из овчины мужских (8 000 шт.) и женских (3 000 шт.) на общую сумму 7 199 000,00 руб.
Как следует из материалов дела Комиссией ФАС России установлено в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в действиях Заказчика части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 825 000,00 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 02.12.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Маджестик М" с минимальным предложением о цене контракта 7 199 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 28.11.2013 N 0173100001513000176-1 (далее - Протокол) трем участникам размещения заказа, в том числе ООО "Сквирэл", отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявках не представлены сведения в отношении предоставления ООО "Сквирэл", не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты заключения государственного контракта, контрольных образцов продукции для каждого из грузополучателей (по 1 единице каждого вида продукции), идентичные образцам-эталонам продукции.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1.7.3. документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать сведения:
при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в аукционной документации, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, при условии содержания в аукционной документации указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в Аукционе на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак;
Требования, в том числе к качеству и техническим характеристикам поставляемого товара, к месту и условиям поставки продукции, сроку поставки установлены Заявителем в части 2 "Технические требования" документации об Аукционе (т.1 л.д.51).
В частности, в технических требованиях указано, что поставка продукции поставщиком осуществляется при условии утверждения Заказчиком Акта соответствия требованиям Заказчика образцов-эталонов и НТД.
Согласно п.10.1 Технических требований участник размещения заказа конкретизирует показатели основных используемых материалов при изготовлении продукции, предлагаемой к поставке (конкретные числовые значения из указанного диапазона, если таковой установлен техническими требованиями настоящей документации) и указывает характеристики прикладных материалов и фурнитуры. Конкретные показатели предлагаемой для поставки продукции - это показатели, которые однозначно идентифицируют поставляемую продукцию, являются контрольными при поставке продукции, не могут иметь двух и более значений. Показатели в диапазоне, предлагаемой для поставки продукции - это показатели, значения которых определены в промежутке, допускают более одного значения и указаны в документации об аукционе со словами "не менее", "не более" или с обозначением "-". При указании конкретных показателей могут быть указаны конкретные артикулы, марки, модели, наименование производителя товара".
Довод заявителя о том, что ООО "Сквирэл" в заявке не указало о согласии с установленным 5 - дневным сроком предоставления заказчику контрольных образцов продукции не принимается судом апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения пункта 3.2 части 3 проекта государственного контракта документации об Аукционе о представлении Заявителю образцов-эталонов, документации на товар и контрольных образцов продукции для каждого из грузополучателей в срок не позднее 5 календарных дней с даты заключения Контракта (т.2 л.д.35-36) относятся к условиям поставки товаров, то есть условиям исполнения Контракта, согласно которым заказчик будет определять соответствие поставляемой продукции установленным им требованиям в целях приемки продукции, сравнивая эталонные образцы с показателями, установленными в документации об Аукционе, и не являются показателями, в соответствии с которыми определяется соответствие поставляемого товара потребностям заказчика.
При этом участник размещения заказа ООО "Сквирэл" в заявке указало согласие на поставку товара, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании документации об Аукционе.
С учетом изложенного, Комиссия ФАС России пришла к обоснованному выводу о соответствии заявки ООО "Сквирэл" требованиям документации об Аукционе.
Комиссией также установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в Приложении к Информационной карте аукциона документации об Аукционе, в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, не содержит адресов соответствующих страниц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещена информация о ценах на товары.
В соответствии с ч. 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Судом установлено, что в приложении к Информационной карте аукциона документации об Аукционе Заявителем указаны адреса главных страниц сайтов в сети Интернет, которые не содержат сведений о ценах на товары.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что заявителем не доказано нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не конкретизировано, какое его право подлежит восстановлению путем удовлетворения требования о признании оспариваемого акта недействительным принимая во внимание, что выданное на основании оспариваемого решения предписание ФАС России от 18.02.2014 г. по делу N К-2437/13 исполнено. ФТС России и ООО "Меджестик" заключен государственный контракт на поставку шапок из овчины мужских (8 000 шт.) и женских (3 000 шт.) на общую сумму 7 199 000,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2014 по делу N А40-38763/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38763/2014
Истец: ФТС России
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: АО "Сбербанк-АСТ", ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система Торгов", ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "Сквирэл"