г. Москва |
|
18 сентября 2014 г. |
Дело N А41-21785/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - государственной компании "Российские автомобильные дороги" - Кархалева А.В. (представителя по доверенности от 06.12.2013 N Д-13140456),
от администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - Сборнова С.С. (представителя по доверенности от 13.03.2014 N 210/264),
от закрытого акционерного общества "Институт "ДорАэроПроект" - Гриценко Е.Н. (представителя по доверенности от 30.05.2014 N 22),
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2014 по делу N А41-21785/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее -государственная компания) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Одинцово Московской области (далее - администрация поселения) со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений требований):
- признать незаконными действия администрации поселения по отказу от согласования представленной закрытым акционерным обществом "Институт "ДорАэроПроект" (далее - общество) документации по планировке территории по объекту "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - Москва-Минск", выраженные в письме от 31.12.2013 N 2.10/1355;
- обязать администрацию поселения осуществить согласование представленной обществом письмом от 06.11.2013 N 1198/13 документации по планировке территории по объекту "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - Москва-Минск".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация поселения просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель администрации поселения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель государственной компании в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации района.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2019) годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, программы деятельности компании на долгосрочный период (2010-2019 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 2146-р, а также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р "Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации", реализован инвестиционный проект "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск".
Ответственным исполнителем инвестиционного проекта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р является государственная компания, действующая на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственной компании).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 37 Закона о государственной компании в целях резервирования земель для размещения автомобильных дорог государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, государственная компания осуществляет подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение автомобильных дорог государственной компании или их участков.
Распоряжением Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 19.06.2013 N 838-р (далее - Распоряжение) утверждено задание на подготовку документации по планировке территории объекта "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" (л.д. 33-38), включающее обеспечение согласования с органами местного самоуправления и другими заинтересованными сторонами (пункт 4.1 данного задания), принято решение о подготовке документации по планировке территории объекта "Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск", государственной компании указано представить на утверждение в Росавтодор документацию по планировке территории, разработанную в соответствии с заданием на подготовку документации по планировке территории, являющимся приложением к настоящему распоряжению.
В целях исполнения Распоряжения между государственной компанией, действующей в качестве заказчика, и обществом как исполнителем заключен договор от 04.10.2013 N ЗТЭ-2013-1220 на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории (далее - документация по планировке территории) объекта "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск" (далее - договор).
По условиям договора общество обязалось, в том числе согласовать и обеспечить утверждение документации по планировке территории в срок до 01.11.2013.
Письмом от 06.11.2013 N 1198/13 общество от имени и по поручению государственной компании (на основании договора от 04.10.2013 N ЗТЭ-2013-1220) обратилось к Главе администрации поселения с просьбой согласовать представленную обществом документацию по планировке территории по объекту "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - Москва-Минск".
Письмом от 31.12.2013 N 2.10/1355 администрация поселения отказала в согласовании документации по планировке территории.
Отказ мотивирован тем, что поскольку между администрацией района, администрацией поселения и государственной компанией разработаны и согласованы принципиальные схемы транспортных развязок и примыканий к основному ходу автомобильной дороги "Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск, но данные транспортные развязки находятся в проектной документации по межеванию и в настоящее время не реализованы, в связи с чем дополнительные примыкания меняют категорийность данной автомобильной дороги.
Также в данном письме администрация поселения сослалась на то, что в настоящее время обязательства государственной компании и открытого акционерного общества "Главная дорога" по отношению к администрации поселения не выполняются, в том числе по строительству пешеходных переходов, развязок, восстановлению улично-дорожной сети, восстановлению и благоустройству прилегающей территории при строительстве данной автомобильной дороги.
В связи с этим администрация в этом письме указала обществу на нецелесообразность и преждевременность согласования проекта планировки территории и проекта межевания объекта "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск".
Письмом от 13.01.2014 N 11 общество проинформировало государственную компанию о сложившейся ситуации.
Государственная компания, считая действия администрации поселения незаконными и нарушающими ее права, обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия администрации поселения по отказу от согласования представленной обществом документации по планировке территории по объекту "Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - Москва-Минск", выраженные в письме от 31.12.2013 N 2.10/1355 и обязать администрацию поселения осуществить согласование данной документации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Согласно пункту 8 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса подготовка и утверждение документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования предшествуют принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Исходя из пунктов 1, 2 части 1 статьи 6 и пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственная компания осуществляет полномочия в целях резервирования земель для размещения автомобильных дорог, строительство, управление которыми она осуществляет, в том числе осуществляет подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение автомобильных дорог Государственной компании или их участков.
В силу части 12.2 статьи 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.
Таким образом, без согласования администрацией поселения документации по планировке государственная компания не вправе выполнять возложенные на нее функции, в частности, по резервированию земельных участков, постановки на кадастровый учет, оформления на них прав аренды.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 18 Градостроительного кодекса состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса.
Как следует из письма администрации от 31.12.2014 N 2.10/1355, каких-либо замечаний к рассматриваемой документации по планировке территории не имеется, не указаны иные законные оснований для отказа.
Приведенные администрацией в данном письме обстоятельства, не основаны на законе и не могут являться основанием для отказа в согласовании документации по планировке территории.
Ссылка администрации поселения на то, что названный объект уже возведен и эксплуатируется, отклоняется как несостоятельная.
Часть 12.2 статьи 45 Градостроительного кодекса (в силу которой в данном случае возникла обязанность по согласованию документации по планировке территории на строительство линейного объекта до ее утверждения с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация) введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ.
В данном случае названный объект ("Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" - Москва-Минск") возведен ранее (когда законодательство не требовало согласованию документации по планировке территории на строительство линейного объекта).
Ссылаясь на статью 51 Градостроительного кодекса, администрация поселения не учла, что в данном случае идет речь о согласовании документации по планировке территории, а не проектной документации (последняя была подготовлена обществом еще в 2006 г., получила положительное заключение в 2007 г., прошла все необходимые согласования, в том числе с администрацией района, что не опровергла администрация поселения).
Ссылка администрации поселения на то, что она не получала от суда первой инстанции извещения отклоняется как ошибочная, не соответствующая действительности.
В силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
В данном случае администрация поселения указала в своей же апелляционной жалобе, что 30.04.2014 получила определение суда о принятии заявления и о назначении судебного заседания на 20.05.2014. Кроме того, извещение администрацией подтверждается уведомлениями о вручении (л.д. 48, 49). Последующие судебные акты суда первой инстанции размещались в картотеке Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на сайте www.arbitr.ru на следующий день после их изготовления, в связи с чем администрация, извещенная о судебном процессе, должна была знать даты и время судебных заседаний суда первой инстанции по настоящему делу.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Поэтому то обстоятельство, что администрация поселения не обеспечила явку представителей в судебные заседания суда первой инстанции не дает ей оснований утверждать о том, что она не была извещена о данных заседаниях.
Что касается ссылки администрации поселения на то, что решение суда первой инстанции изготовлено в полном объеме с нарушением пятидневного срока, то она также отклоняется апелляционным судом, поскольку подобное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения арбитражного суда.
Из доводов администрации поселения, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2014 по делу N А41-21785/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21785/2014
Истец: ГК "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Истринское дорожное ремонтно-строительное управление" г. Истра.
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАО Институт "ДорАэроПроект", Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской обл.