г. Ессентуки |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А20-3842/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Марченко О.В., Бейтуганова З.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Местной администрации Прохладненского муниципального района на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.06.2014 по делу N А20-3842/2013 (судья Кочкарова Н.Ж.)
по иску ООО ИПА "ОТБОР"
к Местной администрации Прохладненского муниципального района в лице МКУ "Управление финансами местной Администрации Прохладненского муниципального района КБР",
к Местной администрации с. п. Янтарное,
к Местной администрации с. п. Учебное
о признании недействительными дополнительных соглашений и взыскании 835 875 руб. 79 коп.
по встречному исковому заявлению Местной администрации Прохладненского муниципального района
к ООО ИПА "Отбор"
о взыскании 584 406 руб. 59 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - ООО ИПА "ОТБОР" - Князев Р.А. (директор), Казусь Т.В. (доверенность от 04.03.2014 N 105);
от ответчика - Местной администрации Прохладненского муниципального района - Каганович Д.А. (доверенность от 09.09.2014 N 20/3763), Тлупова В.Р. (доверенность от 10.07.2014 N 20/2936);
от ответчика - Местной администрации с. п. Янтарное - не явились, извещены;
от ответчика - Местной администрации с. п. Учебное - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ИПА "Отбор" (далее - ООО ИПА "ОТБОР", общество) обратилось в Арбитражный суд КБР с иском к Местной администрации Прохладненского муниципального района (далее - Администрация) о признании недействительными: дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 397 от 01.10.2007, дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 349 от 01.10.2007 и взыскании с Прохладненского муниципального района в лице МКУ "Управление финансами местной администрации Прохладненского муниципального района КБР" 417 937 руб. 90 коп. - суммы неосновательного обогащения, с сельского поселения Янтарное Прохладненского муниципального района в лице местной администрации с.п. Янтарное 383 338 руб. 17 коп. неосновательного обогащения и с сельского поселения Учебное Прохладненского муниципального района в лице местной администрации с.п. Учебное 34 599 руб. 72 коп. неосновательного обогащения ( уточенные требования).
Администрацией заявлен встречный иск к обществу о взыскании 193 349 руб. 62 коп. долга и 391 056 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.06.2014 ходатайство Администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Государственного комитета КБР по земельным и имущественным отношениям отклонено; в иске: в части признания недействительными дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 397 от 01.10.2007, дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 349 от 01.10.2007 отказано; с Прохладненского муниципального района за счет средств казны в лице администрации взыскано в пользу общества 417 937 руб. 90 коп. суммы неосновательного обогащения; с сельского поселения Янтарное за счет средств казны в лице местной администрации с. п. Янтарное в пользу общества взыскано 383 338 руб. 17 коп. неосновательного обогащения ; с сельского поселения Учебное за счет средств казны в лице местной администрации с. п. Учебное в пользу общества взыскано 34 599 руб. 72 коп. неосновательного обогащения. В удовлетворении встречного иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что по требованию о признании договоров аренды и взыскании процентов по встречному иску истекли сроки давности, о применении которых заявлено стороной в споре. Требования о взыскании неосновательного обогащения удовлетворены со ссылкой на то, что размер установленной договорами и уплаченной арендатором арендной платы превышает размеры платы за землю соответствующей категории, установленной Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Администрация обжаловала решение в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный суд. В жалобе и дополнении к ней заявитель ссылается на то, что размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства должна рассчитываться в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 06.08.2012 N 182-ПП на основании рыночной стоимости.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании 09.09.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 16.09.2014. Информация размещена на официальном сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представители общества и администрации поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Местная администрация с. п. Янтарное, Местная администрация с. п. Учебное, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства09.09.2014 - 16.09.2014, явку представителей не обеспечили. Отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся представителей ответчиков.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, исследовав материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что между Обществом и Администрацией заключены договоры аренды на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах земель муниципального образования сельского поселения Янтарное Прохладненского муниципального района от 27.10.2006 N 27, от 01.10.2007 N 397 и в границах земель муниципального образования сельского поселения Учебное Прохладненского муниципального образования - договор аренды от 01.10.2007 N 349, согласно которым Администрация передала Обществу в аренду по актам приема-передачи земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: по договору N 27 от 27.10.2006 - кадастровый номер 07:04: 0000000:0328, общей площадью 1404,56 га, в том числе: пашни - 1369,25 га, в том числе орошаемой -338,71 га; под защитными лесополосами - 28,6 га; под дорогами - 6,71 га, на срок 27.10.2006-26.10.2055; по договору N 397 от 01.10.2007 г., кадастровые номера 07:04:480000057, 07:04:4800000:58, 07:04:4500000:251, общей площадью 151,57 га, в том числе пашни -151,57 га, на срок 01.10.2007- 30.09.2014; по договору N 349 от 01.10.2007, кадастровый номер 07:04:4800000:244, общей площадью 106 га, в том числе пашни - 106 га, на срок с 01.10.2007 - 30.09.2014.
По условию договоров арендная плата исчисляется и вносится арендатором ежемесячно предоплатой равными долями из расчета за календарный год не позднее 15 числа текущего месяца.
Размер годовой арендной платы определен Администрацией следующим образом:
1) Согласно приложению N 1 договора N 27 от 27.10.2006 расчет арендной платы производится с применением ставки 1.2% от кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с п. 3.3. договора размер годовой арендной платы может быть пересмотрен.
Арендодателем в одностороннем порядке досрочно, в случае изменения законодательства РФ и КБР, 01.10.2008 г. заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 08 сентября 2008 г. N 275/09 и составляет 1754351,00 (один миллион семьсот пятьдесят четыре тысячи триста пятьдесят один) рубль в год.
2) Согласно п. 3.1. договора N 397 от 01.10.2007 арендная плата устанавливается на основании Отчета независимого оценщика. Размер арендной платы определен в приложении N2 к договору, предусматривающем ежегодное его увеличение в течение всего срока аренды. 01.10.2008 заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании Отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 22.08.2008 N36/08 и составляет 198 341 руб. в год. Дополнить п. 3.1. Договора словами "Арендодатель имеет право пересмотреть размер арендной платы, но не более одного раза в календарный год".
3) Согласно п.3.1. договора N 349 от 01.10.2007 арендная плата устанавливается на основании Отчета независимого оценщика. Размер арендной платы определен в приложении N 2, предусматривающем ежегодное его увеличение в течение всего срока аренды. 01.10.2008 г. заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании Отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 08.09.2008 96/09 и составляет 140 133 руб. в год.
Посчитав, что применение Администрацией арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного использования на основании отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вводного закона к ЗК РФ, Общество обратилось в суд с иском о признании недействительными дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 397 от 01.10.2007, дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 349 от 01.10.2007 и взыскании неосновательного обогащения.
01.10.2008 к вышеназванным договорам аренды заключены дополнительные соглашения в части установления размера арендной платы. Общество полагает, что размеры арендной платы, определенные Администрацией и указанные в этих дополнительных соглашениях, противоречат действующему законодательству, в связи с чем являются недействительными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства Администрацией заявлено о пропуске срока исковой давности по данным требованиям.
Суд первой инстанции правомерно отказал в иске в этой части за пропуском срока исковой давности исходя из следующего.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ). Вследствие того, что ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица. При этом следует учитывать: такие требования могут быть предъявлены в суд в срок, установленный пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение сделки.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 N 456-О-О, согласно ГК РФ исковая давность устанавливает временные границы для судебной защиты нарушенного права лица по его иску и составляет три года (статьи 195 и 196 ГК РФ); течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права; изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В порядке исключения из общего правила применительно к требованиям, связанным с недействительностью ничтожных сделок, законодателем в пункте 1 статьи 181 ГК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой течение указанного срока по данным требованиям определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, - а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки. Такое правовое регулирование обусловлено характером соответствующих сделок как ничтожных, которые недействительны с момента совершения независимо от признания их таковыми судом (пункт 1 статьи 166 ГК РФ), а значит, не имеют юридической силы, не создают каких-либо прав и обязанностей как для сторон по сделке, так и для третьих лиц.
Согласно статье 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Ответчик до принятия решения заявил о применении срока исковой давности.
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель Общества, о незаконном исчислении размера арендной платы в спорных дополнительных соглашениях истцу было известно в момент их подписания.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 12 и 15 ноября 2001 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" факт истечения срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказ в иске.
Исковое заявление по настоящему делу подано истцом в арбитражный суд 23.08.2013, в связи с чем срок исковой давности о признании недействительными дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 397 от 01.10.2007, дополнительного соглашения от 01.10.2008 к договору аренды N 349 от 01.10.2007 истек, в связи с чем в иске в данной части правомерно отказано.
Судом первой инстанции также правомерно удовлетворены требования общества о взыскании неосновательного обогащения.
Согласно указанным договорам аренды Администрация передала Обществу в аренду по актам приема-передачи земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: по договору N 27 от 27.10.2006 - кадастровый номер 07:04:0000000:0328, общей площадью 1404,56 га, на срок 27.10.2006-26.10.2055; по договору N 397 от 01.10.2007, кадастровые номера 07:04:480000057, 07:04:4800000:58, 07:04:4500000:251, общей площадью 151,57 га, в том числе пашни - 151,57 га, на срок 01.10.2007- 30.09.2014; по договору N 349 от 01.10.2007, кадастровый номер 07:04:4800000:244, общей площадью 106 га, в том числе пашни - 106 га, на срок с 01.10.2007-30.09.2014. Данные договоры прошли государственную регистрацию и считаются заключенными.
По условию всех вышеперечисленных договоров арендная плата исчисляется и вносится арендатором ежемесячно предоплатой равными долями из расчета за календарный год не позднее 15 числа текущего месяца.
Согласно приложению N 1 договора N 27 от 27.10.2006 расчет арендной платы производится с применением ставки 1.2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 3.3. договора размер годовой арендной платы может быть пересмотрен Арендодателем в одностороннем порядке досрочно, в случае изменения законодательства РФ и КБР. 01.10.2008 между сторонами заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 08.09.2008 N 275/09 и составляет 1 754 351 руб. в год.
Согласно п. 3.1. договора N 397 от 01.10.2007 арендная плата устанавливается на основании Отчета независимого оценщика. Размер арендной платы определен в приложении N2 к договору, предусматривающем ежегодное его увеличение в течение всего срока аренды. 01.10.2008 между сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании Отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 22.08.2008 N 36/08 и составляет 198 341 руб. в год.
Согласно п.3.1. договора N 349 от 01.10.2007 арендная плата устанавливается на основании Отчета независимого оценщика. Размер арендной платы определен в приложении N 2, предусматривающем ежегодное его увеличение в течение всего срока аренды. 01.10.2008 между сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в этот договор, прошедшее государственную регистрацию, согласно которому годовой размер арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения устанавливается на основании Отчета независимого оценщика МУП Центр "Эксперт" от 08.09.2008 96/09 и составляет 140 133 руб. в год.
В соответствии со статьями 606 и 614 ГК РФ обязанностью арендатора является своевременное внесение арендной платы за предоставленное в пользование имущество.
Согласно абзацу 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации издано постановление N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договоры аренды заключены после вступления в силу ЗК РФ, арендная плата по ним является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012) сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 постановление N 582, арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б", определяется в размере 0,6% кадастровой стоимости земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен абзац следующего содержания: "Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента регистрации, поэтому, учитывая, что государственная регистрация договора аренды N 397 состоялась 22.01.2009 за N 070705 /004/2008-817, государственная регистрация договора аренды N349 - 14.02.2009 за N 070705/001/2009-023, следует, что договоры аренды за NN 397, 349 заключены после вступления в силу федерального закона N 212-ФЗ, относящего соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении договора аренды N 27 от 27.10.2006 (зарегистрирован 16.04.2007) с учетом содержащегося в нем пункта 3.3., заключенного сторонами до вступления в силу федерального закона N212-ФЗ, применимы разъяснения, приведенные в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2001 N73 (ред. от 25.01.2013): "Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором".
Таким образом, ко всем трем вышеперечисленным договорам аренды подлежит применению регулирование соответствующими условиями арендной платы, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики своим постановлением от 06.08.2012 N 182-ПП (в ред. Постановления Правительства КБР от 10.01.2013 N 9 - ПП) утвердило Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена (далее - Правила). Текст документа опубликован в издании "Официальная Кабардино-Балкария" N 33 от 17.08.2012.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики или собственность на которые не разграничена, в расчете на год определяется уполномоченным органом: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) на основании торгов (конкурсов, аукционов ); в) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, на право заключения договора аренды от 01.10.2007 N 397 и договора от 01.10.2007 N 349 были объявлены конкурсы. В соответствии с выписками из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, N1 от 21.09.2007 комиссия приняла решение заключить с 01.10.2007 договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, на передачу в аренду которых поступило только одно заявление с ООО ИПА "Отбор".
Договор N 27 был заключен на основании Постановления Главы местной администрации Прохладненского муниципального района N 479 ото 24.10.2006.
Таким образом, спорные договоры аренды подпадают по критерий подпункта "в" пункта 3 Постановления N 582, в связи с чем расчет арендной платы должен был быть определен в размере 0,6 % кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земель в КБР утверждена постановлением Правительства КБР от 27.12.2012 N 290-ПП "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Кабардино-Балкарской Республики". Это постановление опубликовано в издании "Официальная Кабардино-Балкария" N 52 от 28.12.2012 г., N 2 от 18.01.2013. Начало действия документа -01.01.2013.
Согласно расчетам Общества, произведенным в соответствии с постановлениями N 182-ПП и N 290-ПП, арендная плата по договорам аренды от 27.10.2006 за N 27, от 01.10.2008 за N 397, 01.10.2008 за N 349, за период с января по август 2013 года включительно составляет:
по договору от 27.10.2006 N 27 - 37501,19 руб. х 8 мес. = 300 009 руб. 52 коп.
по договору от 01.10.2007 N 397 - 461,52 руб. х 8 мес. = 3 692 руб. 16 коп.
по договору от 01.10.2007 N 349 - 309,35 руб. х 8 мес. = 2 474 руб. 80 коп.
Фактически с 01.01.2013 по 20.08.2013 г. Общество перечислило Администрации: по договору N 27 от 27.10.2006 - 970284 руб. 46 коп., по договору N 397 от 01.10.2007 - 100093 руб. 56 коп., по договору N 349 от 01.10.2007 - 71674 руб. 25 коп.
В статье 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что спорные договора аренды были заключены не на основании конкурса, земельные участки входят в категорию земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем подпадают под действия подпункта "в" пункта 3 Постановления N 582.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в полном объеме. Расчет суммы неосновательного обогащения судом проверен и правильно признан обоснованным и арифметически правильным.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2014) (далее - БК РФ) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, поступают в бюджет муниципального района по нормативу 50%, в бюджет поселений - 50 %.
Таким образом, неосновательное обогащение имеет место у публично-правовых образований в следующих размерах: у Прохладненского муниципального района - 417 937 руб. 90 коп., у публично-правого образования с.п. Янтарное - 383 338 руб. 17 коп., у публично-правового образования с.п.Учебное - 34 599 руб. 72 коп.
В пункте 1 постановления от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом.
В статье 158 БК РФ предусмотрено, что в качестве представителя по внедоговорным искам (о взыскании вреда) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
В пункте 3 статьи 158 БК РФ предусмотрена ситуация возмещения вреда и субсидиарная ответственность. ГК РФ также непосредственно урегулировал только вопрос о выступлении финансовых органов в качестве представителей публично-правовых образований по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц (ст. 16, 1069 ГК РФ). Однако обязательство из неосновательного обогащения так же, как и деликтное, является внедоговорным обязательством, в данном случае также отсутствует иной субъект, помимо финансового органа, полномочный выступать в этих отношениях от имени публичного образования.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Как следует из Устава Прохладненского муниципального района КБР, принятого Решением Совета местного самоуправления Прохладненского муниципального района КБР от 19.02.2013 N 14/1, главным распорядителем средств районного бюджета является Глава местной администрации. В соответствии с Уставами с.п. Янтарное и с.п. Учебное главными распорядителями средств бюджетов являются главы администраций.
В соответствии с Решением местного самоуправления с.п. Янтарное от 27.12.2012. "О местном бюджете с.п. Янтарное, Прохладненского муниципального района КБР на 2013 г." главным администратором местного бюджета является Администрация с.п. Янтарное.
В соответствии с Решением местного самоуправления с.п. Учебное от 27.12.2012 "О местном бюджете с.п. Учебное, Прохладненского муниципального района КБР на 2013 г." главным администратором местного бюджета является Администрация с.п. Учебное.
Судом правомерно не приняты доводы Администрации о том, что в соответствии с кадастровыми паспортами в разрешенном использовании земельных участков указано - для сельскохозяйственного производства, в связи с чем на них не распространяются правила Постановления N 582.
Факт указания в разрешенном использовании земельных участков для сельскохозяйственного производства не влияет на определение размера платы за использование земельных участков в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 постановления N 582. Спорные земельные участки входят в категорию земель сельскохозяйственного назначения и используются в целях, установленных указанным пунктом постановления.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2013 по делу N А63-16824/2012.
По встречному иску Администрация просит взыскать задолженность по арендной плате по договорам аренды N 349 от 01.10.2007 и N 397 от 01.10.2007 за период с 01.10.2007 по 30.09.2014 в сумме 584 406 руб. 59 коп., из которых: 193 349 руб. 62 коп. задолженность по арендной плате и 391 056 руб. 97 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик до принятия решения заявил о применении срока исковой давности.
В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Согласно статье 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Следовательно, по задолженности и процентам за период с 01.10.2007 по 22.01.2011 (дата подачи встречного иска - 21.01.2014) истек срок исковой давности.
В оставшейся части исковые требования оставлены без удовлетворения по изложенным выше основаниям.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску распределены судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.06.2014 по делу N А20-3842/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3842/2013
Истец: ООО ИПА "ОТБОР"
Ответчик: Местная Администрация г. о. Прохладный, Местная администрация Прохладненского муниципального района, Местная администрация с. п. Учебное, Местная администрация с. п. Янтарное, МКУ "Управление финансами местной администрации Прохладненского м. р. КБР", Муниципальное казенное учреждение "Управление финансами местной администрации Прохладненского м. р. КБР"
Третье лицо: ГРКЦ НБ КБР, Местная администрация с. п. Учебное, ООО "Агрострой", Местная Администрация г. о. Прохладный
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2755/14
18.05.2015 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3842/13
22.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10280/14
19.09.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2755/14
16.06.2014 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3842/13