город Омск |
|
19 сентября 2014 г. |
Дело N А46-5069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8121/2014) открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5069/2014 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979) к Региональной энергетической комиссии Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11", о признании недействительным распоряжения от 16.01.2014 N 01-05/8,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Левенко Дмитрий Владимирович по доверенности от 21.06.2012; Ануфриев Илья Валерьевич по доверенности от 07.08.2012;
от Региональной энергетической комиссии Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Сиворакшина Анастасия Леонидовна по доверенности N 03-03/641оф от 27.12.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - заявитель, ОАО "ФСК ЕЭС" ) обратилось в арбитражный суд с заявлением признании недействительным распоряжения Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 16.01.2014 N 01-05/8 "Об установлении платы за технологическое присоединение объекта филиала ОАО "ФСК ЕЭС" - Омское предприятие магистральных электрических сетей к электрическим сетям открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" по индивидуальному проекту".
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5069/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С судебным решением заявитель не согласился, в связи с чем обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить постановленный судебный акт и удовлетворить требования по существу.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что в открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11 (далее - ОАО "ТГК-11") поступила заявка от ОАО "ФСК ЕЭС" об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств филиала ОАО "ФСК ЕЭС" -Омское ПМЭС по объекту "КШ 6/0,4 кВ мощностью 2x1000 кВА", расположенного по адресу: Омская область, город Омск, проспект Губкина, дом 4, с максимальной мощностью - 500,0 кВт, к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" по индивидуальному проекту.
ОАО "ТГК-11" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ОАО "ФСК ЕЭС".
Распоряжением РЭК Омской области от 16.01.2014 N 01-05/8 установлена плата за технологическое присоединение объекта "КТП 6/0,4 кВ мощностью 2х1000кВА", расположенного по адресу: Омская обл., г. Омск, пр. Губкина, д. 4, с максимальной мощностью - 500,0 кВт к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" по индивидуальному проекту в размере 5 687 135,40 руб., без учета НДС.
Заявленный размер указанной платы рассчитан ОАО "ТГК-11" исходя из необходимости выполнения мероприятий по реконструкции объектов электросетевого хозяйства - ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ) и N 61 (секция N5 ГРУ) ТЭЦ-3, с установкой нового оборудования на номинальный ток не ниже 1000 А и ток отключения не ниже 20 кА для технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "ФСК ЕЭС".
В соответствии с приложением к распоряжению РЭК в состав платы за технологическое присоединение включены расходы на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства -ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ) и N 61 (секция N 5 ГРУ) ТЭЦ-3, с установкой нового оборудования на номинальный ток не ниже 1000 А и ток отключения не ниже 20 кА.
Считая неправомерным включение указанных расходов в состав платы за технологическое присоединение, ОАО "ФСК ЕЭС" оспорило законность распоряжения РЭК Омской области от 16.01.2014 N 01-05/8.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований мотивирован выводами о наличии двух вариантов компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению (либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии), а также о соответствии оспариваемого распоряжения, нормам, на основании которых устанавливается тариф за технологическое присоединение.
В апелляционной жалобе заявитель выводы суда оспаривает, указывая, что включение РЭК Омской области в размер платы за технологическое присоединение объекта филиала ОАО "ФСК ЕЭС" к электрическим сетям ОАО "ТГК-11" расходов на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства ОАО "ТГК-11" является ни чем иным как включением в размер платы инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры. Установление платы за технологическое присоединение общества нарушает требования пункта 12 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 N 209-э/1.
Также податель жалобы ссылается на положения абзаца 3 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", которым установлен прямой запрет на включение в состав платы за технологическое присоединение расходов сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства.
ОАО "ТГК-11" в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении изложенных в ней доводов.
РЭК Омской области отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено посредством видеоконференц-связи при участии представителей ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "ТГК-11", соответственно поддержавших доводы и возражения своих доверителей. Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к проведению судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктами 28 - 33.1 Правил технологического присоединения установлены критерии наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения, из которых следует, что при отсутствии технической возможности присоединения к энергоснабжению сетевая организация обязана обратиться в государственный орган ценообразования для определения размера платы за присоединение по индивидуальному проекту.
Одним из таких критериев наличия технической возможности технологического присоединения является в том числе отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (подпункт "в" пункта 28 названных Правил).
В отсутствие технической возможности технологического присоединения, оно может быть осуществлено по индивидуальному проекту, в особом порядке (пункт 30 Правил). В этом случае в заявке об установлении платы за технологическое присоединение прикладывается проектная документация (при технологическом присоединении к объектам единой национальной электрической сети), индивидуальные технические условия, калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления технологического присоединения, расчет валовой выручки.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил заявление об установлении платы за технологическое присоединение подается в орган, осуществляющий тарифное регулирование, в случаях, когда присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил.
Следовательно, исключение таких расходов из состава платы за технологическое присоединение по мотивам направления их на развитие существующей инфраструктуры возможно только при включении объектов в инвестиционные программы субъектов естественных монополий, представленных в Министерство энергетики Российской Федерации (пункт 29 Правил, постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики").
Расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемые в состав затрат по технологическому присоединению необходимо отличать от инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не включаемой в состав такой платы (пункты 9 и 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5 и действующих на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Доказательств того, что строительство (реконструкция) объектов электросетевого хозяйства - ячеек N 41 (секции N 3 ГРУ), 61 (секции N 5 ГРУ) ТЭК-3 с установкой нового оборудования, предусмотрено инвестиционными программами ОАО "ТГК-11", в деле не имеется.
Следовательно, предложения заявителя об исключении РЭК Омской области из платы за технологическое присоединение затрат на строительство (реконструкцию) объектов электроэнергетики, необходимых для осуществления технологического присоединения, по мотивам инвестиционной составляющей таких затрат, не основано на имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденное приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5, при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту учитываются расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения Заявителя, включающие стоимость мероприятий, перечисленных в пункте 12 Методических указаний. При этом состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется в соответствии с мероприятиями, определенными Приложением 5 к Методическим указаниям (пункт 9 Методических указаний).
При отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих установок потребителя к распределительным сетям электростанции без строительства новых или реконструкции имеющихся объектов электросетевого хозяйства установление платы за технологическое присоединение без учета таких необходимых затрат влечет невозможность и фактического выполнения работ по технологическому присоединению без причинения ущерба энергоснабжающей организации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности определения РЭК Омской области платы за технологическое присоединение с учетом расходов ОАО "ТГК-11" на проведение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства. Доказательств, опровергающих выводы о невозможности технологического присоединения без проведения таких работ, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что стоимость работ по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей не входит в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
ОАО "ТГК-11" является генерирующей компанией, не имеет права на осуществление деятельности по передаче электрической энергии и, соответственно, не может считаться территориальной сетевой организацией в смысле, придаваемом Федеральным законом "Об электроэнергетике" (схожий вывод сформулирован Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении президиума N 6332/2012 от 11.12.2012).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что при присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции, последняя выполняет функции сетевой организации в части согласования технических условий, в том числе со смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора. Однако, из содержания указанного пункта Правил не следует, что электростанция выполняет все функции сетевой организации по отношению к потребителю. В связи с этим на владельца электростанции, применительно к рассматриваемому случаю, законом не возложена обязанность принимать на себя расходы, связанные с усилением своей электросети в случае прямого присоединения к электростанции энергопотребителя (миную сетевую организацию). Такая обязанность существует исключительно у сетевых организаций. Поэтому указанные расходы подлежат включению в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальном проекту.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции, сформулированные в обжалуемом решении, следует признать верными, а оспариваемое распоряжение - законным и не нарушающим права заявителя, в связи с чем требования последнего обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают своё несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на ОАО "ФСК ЕЭС".
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5069/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5069/2014
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области
Третье лицо: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"